Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

  • 21:04, 16 декабря 2022
  • Комментариев[0]

В непростые времена нужно стараться фиксироваться на хорошем. Судя по всему, по этому рецепту действуют саратовские власти. Если кто-то рисует вам красивую, даже не очень реалистичную картинку (электромобили, глэмпинги), но лучше смотреть на нее, чем, например, на то, как погружается в пучину саратовский электротранспорт. А то, чего доброго, можно еще заболеть и какой-нибудь ОРВИ подхватить. Сейчас, во время эпидемии, это очень некстати.

Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия Фото СарБК

Вниз по рельсам

От редакции

Позитивные изменения, которые произошли в последние годы с "Саратовгорэлектротрансом", никак не повлияли на его экономическое состояние. Об этом стало известно на этой неделе во время обсуждения работы предприятия в городской думе.

Традиционно встречи с руководством предприятия больше напоминают поминки, и эта не стала исключением. За прошлый год СГЭТ образовал долгов на 824 млн рублей, за 9 месяцев этого – больше 600 млн. Как же так, спросите вы? Ведь у нас с начала 2023 года собираются начать строить линию скоростного трамвая. В целом проект оценивается аж в 17 млрд рублей! За последние годы городу были переданы десятки относительно новых московских машин и несколько совсем новых энгельсских "Адмиралов". Возрождено троллейбусное сообщение между Саратовом и Энгельсом, строятся космические планы по продлению маршрутов до окраин...

Но, конечно, все это кажется противоречием только на первый взгляд. На самом деле, вместе с новыми маршрутами и новой техникой приходят и новые расходы. Например, возрожденная "девятка" стоила СГЭТ 23 млн рублей невозвратных денег. А вот новых источников доходов не прибавляется. Как сообщила депутатам замгендиректора СГЭТ Наталья Жирнова, себестоимость одной поездки составляет 50 рублей. Билет, напомним, стоит 30, а за льготников предприятие получает и вовсе смешную компенсацию в 12 рублей. Расходы на новые троллейбусы гораздо выше, чем на старые, а еще в предыдущие годы по требованию Володина сотрудникам предприятия повышали зарплаты... Хотя вопросы о том, как же это все ляжет на плечи убыточного предприятия, раздавались и тогда.

Так сошлось, что на этой неделе появилась еще одна новость о саратовском электротранспорте. Мэрия в ходе общественных обсуждений поправок в Генплан отказалась от намерений по возвращению трамвайного движения на улицы Московскую, Горького, Радищева, Октябрьскую и Советскую (да-да, были документе и такие пункты!). То есть планы по развитию рельсового электротранспорта строго ограничены проектом так называемого "скоростного трамвая". Он перспективен с точки зрения привлечения денег и освоения госконтрактов, остальные возможные ветви обрублены. А в этой системе координат вопрос востребованности и безубыточности транспорта вообще, вероятно, не ставится.

Фото СарБК

На этой неделе на портале "Лица" появилась жалоба по нашей теме, адресованная Володину. В ней разгневанный горожанин высказывал недоумение по поводу графика движения электротранспорта, который отправляют в депо, хотя на остановках еще стоит много пассажиров.

"Час пик: толпа платежеспособных пассажиров готова нести прибыль предприятию, но СГЭТ активно от нее отказывается – парадокс. При этом в новостях постоянно читаешь новости о нехватке средств в СГЭТ... Что уж говорить о других маршрутах, если даже возведенная в ранг особенной "тройка" в часы пик увеличивает интервалы до неприличного размера. Двухвагонные "тройки" — уже редкость. Одновагонные ходят битком. Мэрия города делает все, чтобы пассажиры уходили к частным перевозчикам – маршруткам. А потом эта же мэрия будет бессовестно говорить о снижении пассажиропотока на электротранспорте и критическом состоянии дел в муниципальном СГЭТ", — пишет автор, назвавшийся Сергеем.

И дальше следует прогноз: не сведется ли эффект скоростного трамвая к тому, что вагоны будут просто на большей скорости проезжать мимо пассажиров в депо?..

Мнение эксперта

Виктор Марков, депутат Саратовской гордумы

Это предприятие вообще планово убыточное, и по-любому нужны дотации – или из местного бюджета (городского я имею в виду), или из областного. Без этого никак.

Вопрос увеличения компенсации за льготников – это вопрос областных властей. Это их закон, они обязаны за них платить. Они считают, что достаточно 12 рублей, хотя на самом деле это не так – этой суммы недостаточно. И в связи с этим уже возникли вопросы. Основная проблема как раз вот в этом – провозка льготников бесплатно при недостаточной компенсации затрат из бюджета.

Если ничего не решать, то ничего не будет. Деньги-то выделяются регулярно на компенсации, только не за льготников, а для поддержки предприятия. Так что, пока деньги в бюджете – городском и областном – есть, предприятие будет существовать, вопрос будет решаться.

Гостинцы из Москвы

От редакции

Пока мы озабочены разваливающимися дребезжащими трамваями, мысли чиновников областного правительства летали, можно сказать, в эмпиреях. В Москве они встречались с членами так называемого саратовского землячества (видными уроженцами региона, которые добились успехов в столице). И, надо думать, при их посредничестве провели переговоры с целым рядом потенциальных инвесторов.

Фото: телеграм-канал губернатора области Романа Бусаргина

Так мы узнали, что в Саратовской области планируют производить электромобили. Речь идет об отверточной сборке по совместному проекту с китайской компанией FAW. Причем, как следует из сообщения пресс-службы губернатора Романа Бусаргина, в Энгельсе хотят изготавливать также аккумуляторы и зарядные станции для этих машин.

По словам главы региона, на предприятии будут работать до 270 человек, а уже в следующем (!) году там планируется собраться 2 тысячи электромобилей. По предварительным данным, вложения в проект могут составить 5 млрд рублей.

В этой информации удивляет все— и сроки, и объемы, и сама продукция. Почему китайцам понадобилась именно производственная площадка в Энгельсе, которая удалена от основных рынков сбыта электрокаров (это, очевидно, столичные регионы, в Саратове никакой инфраструктуры для подобного транспорта нет)? Неужели выгоднее импортировать запчасти и скручивать их здесь, чем производить это все в Китае и ввозить в готовом виде?

Но больше всего настораживает отсутствие какой-либо предыстории у этого проекта. Например, про предполагаемую продукцию завода ничего не известно, как и про какие-то планы ее закупки или использования. Не удалось найти информации и о компании "АльфаТех", которая выступает инвестором. Как-то внезапно они появились у всех на горизонте.

Вообще попыток организовать производство автомобилей в Саратовской области предпринималось как минимум несколько. Похожая история имела место в 2014 году, когда в правительстве области даже подписывали соглашение о сборке автобусов китайской марки Dongfeng в Красноармейске. Даже придумали, что модель будет называться Saratov. Но никаких шагов по реализации этого проекта предпринято не было.

Еще одним привезенным из Москвы "сувениром" для региона стал проект по созданию в регионе сети глэмпингов — этаких элитных палаточных лагерей, предлагающих максимально комфортный отдых на лоне природы.

купол55.рф

Для области эта тема не новая, такие места отдыха у нас уже есть. Теперь же речь идет о том, что элитный отдых будет поставлен у нас "на поток". Услуги такого рода — удовольствие недешевое, но в правительстве области, видимо, считают, что обычных граждан эта перспектива должна радовать, потому что рассказывают о ней уже не в первый раз. Особую пикантность этой ситуации добавляет то, что один из глэмпингов может, судя по всему, появиться неподалеку от утеса Степана Разина, где и дороги-то до этого года не было.

В общем, странные дела творятся на этом свете. Пока в одном месте делают буржуйки и балаклавы для фронта, в параллельной реальности обсуждают электромобили и глэмпинги. Первое — наша реальность, второе — красивая картинка, на которую хочется отвлечься, но в которую совершенно не веришь.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, председатель комитета по промышленности и инвестиционной политике Саратовской облдумы

Идей, начиная от "айфонов", было много. Как говорится, по одежке протягивай ножки, но какая-то сумасшедшинка все-таки должна быть. Иначе зачахнем.

Глэмпинг-клубы – это те же кемпинги, только с дополнительными вип-услугами. Конечно, мы можем это реализовать, это не так сложно. Но зачем это нужно Саратовской области, если у нас можно просто нормальные, доступные турбазы поставить без этих изощрений?

А что касается электромобилей, то я не вижу базы для этого. Я промышленность пытаюсь анализировать как председатель думского комитета и понимаю, что у нас огромные проблемы с кадрами. У нас для действующей-то промышленности кадров не хватает. Огромные проблемы с подготовкой айтишников. Для обычных-то автомобилей вся база программного обеспечения очень сложно готовится. Но у нас, к сожалению, наблюдается нехватка квалифицированных кадров на уровне министерств, тех, кто будет этим хозяйством управлять на уровне области и муниципалитета. Мы пробовали реализовать достаточно амбициозные проекты, например, в Петровске. Инвестор готов был зайти на машиностроительный завод. Казалось бы, достаточно там серьезные возможности, но оказалось, что нет уже кадров, поэтому они покрутились и ушли.

Я напомню, что прежде, чем строить Балаковскую АЭС, за 20 лет до этого начали открывать специальности и готовить специалистов, в том числе в сопутствующих направлениях. Дай бог, если нынешние амбициозные планы будут поддержаны на среднем и нижнем уровне. Цели надо ставить и пытаться их реализовывать, но это должно быть системно, а не точечно!

Вирус беспокойства

От редакции

Еще официально не завершилась пандемия коронавируса (до сих пор есть штаб, который ежедневно собирает и рассылает сводку о количестве зараженных), а мы оказались во власти новой вирусной напасти, правда, уже более традиционной. Такого пиетета, как к коронавирусу, к привычным инфекциям вроде ОРВИ и гриппа в регионе не испытывают. А ведь прирост случаев ОРВИ составил 221%. Но ни масочный режим, ни какие-то другие меры никто и не думает вводить. Разве что школы и детсады пачками уходят на карантин, но это обычное дело.

Фото СарБК

Интересно, что на этом фоне некоторые родители стали просить власти отправить всех детей на "дистанционку", как это было в ковидные времена. Идея встретила одобрение не у всех. В опросе в телеграм-канале СарБК "за" всеобщий карантин выступили 57% участников, соответственно, 43% были против. В числе противников оказались и региональные власти, которые жертвовать учебой не согласились.

В предыдущие два года эпидемий ОРВИ и гриппа не наблюдалось — вероятно, сказались ковидные ограничения, ну или просто обычная простуда никого не волновала. Теперь же снова говорят о свином гриппе (H1N1): мы им давно уже переболели, но у многих он все равно проходит тяжело, с высокой температурой.

Впрочем, у медицины в эту напряженную пору мы видим узнаваемые "симптомы": снова перегружены телефоны "скорой" и поликлиник, в медучреждениях очереди. Министр здравоохранения области Олег Костин настойчиво просит жителей не вызывать "скорую" даже при высокой температуре, а использовать обычные жаропонижающие. Однако жители, истерзанные двумя годами ковидных ужасов, все-таки звонят и вызывают. Да и без врача совсем не обойтись — больничный-то нужен.

Мнение эксперта

Александр Ермишин, руководитель городского движения "Жить здесь!"

На мой взгляд, можно сформулировать три основные причины происходящего.

1. Пагубное влияние экологии и некачественного питания на коллективный иммунитет человечества и россиян в том числе. Защитные механизмы, заложенные в нас природой, уже задействованы на нейтрализации зараженной прямыми канализационными стоками воды, промышленными выбросами в атмосферу и т.д. Саратов здесь отнюдь не исключение.

2. Самое пагубное влияние на иммунитет человека оказывает стресс - объективная реальность современной жизни. Речь не только о бытовом стрессе, связанном с ковидными ограничениями в последние годы и ежедневными попытками обеспечить своим семьям достойный уровень жизни, но и то, что добавилось в 2022 году.

3. Печальная ситуация со здравоохранением, усугубленная так называемой "оптимизацией". Если бы было все в порядке по первым двум пунктам, то, возможно, нам и не понадобились бы врачи и лекарства, но вот они понадобились, а их нет.

Выводы о том, что делать, приходят сами собой: перестать относиться к здравоохранению с позиции первого курса экономического института, всерьез заняться экологией и перестать создавать очередные поводы для стресса своим согражданам.

Автор: Ольга Бирюкова
Похожие материалы
  • 28.02.2024, 11:27 Назад в гаражи. Как изменилось отношение саратовцев к ремонту автомобилей

    Автомобилисты лучше остальных почувствовали на себе перемены, произошедшие на потребительском рынке в России за последние два года. Сильно изменился модельный ряд, а о ценах вообще промолчим... Серьёзно поменялись привычки и текущие траты автомобилистов, прежде всего, на ремонт. Как отмечают аналитики, водители вынуждены экономить на этой статье расходов: реже стали проводить техосмотр, чаще ремонтироваться уже после поломки, устанавливать запчасти самостоятельно или "в гаражах". Саратовские эксперты во многом соглашаются с общими тенденциями, хотя замечают, что не всегда изменения стоит связывать с экономической и геополитической ситуацией. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 08.02.2023, 14:05 От минуса к плюсу. Смогут ли власти пересадить саратовцев на электромобили

    Саратовская область пытается поспеть за техническим прогрессом. Как и в России в целом, в регионе с прошлого года активно обсуждается внедрение личного электротранспорта. Правительство региона презентовало проект по сборке китайских электромобилей на площадке в Энгельсе. В то же время в Саратове уже в феврале может быть открыт дилерский центр по продаже электромобилей "Москвич", а область вошла в число регионов, где при поддержке государства начнется развитие зарядной инфраструктуры. О том, насколько реальна "электрическая революция" на дорогах области в ближайшее время, - в обзоре СарБК.

  • 20.01.2023, 22:29 Темы недели: снова электромобили, холод в школах, Роспотреб без главы

    Уходящая неделя прошла довольно серо. Значимых тем и событий для обзора не набралось, пришлось выбирать из рядовых. В Саратовской области уже второй месяц говорят о внедрении электромобилей - так ли это актуально и своевременно? Особенно странно смотрятся технологии нового века на фоне проблем с отоплением в школах, которые вскрылись с приходом зимы. Тем временем, один из надзорных органов в регионе лишился многолетнего руководителя.

  • 18.11.2022, 17:00 Карманные советы. Как саратовцам сохранить средства во время кризиса

    Россияне снова начали стремительно беднеть. Причиной тому стала двузначная инфляция, которая затронула все категории товаров и услуг. И если номинальный размер доходов граждан не снижается, то вот их реальное выражение - количество благ, которые можно приобрести за ту же сумму- становится меньше. Ситуацию осложняют и сезонные факторы, такие как традиционный рост цен перед Новым годом, а также продолжающийся подъем тарифов в ЖКХ и на общественном транспорте. Как в этой ситуации сохранить свои средства и не дать им растаять бесследно, СарБК спросил у экспертов.

  • 02.07.2019, 12:54 Саратовские автомобилисты. Пять видов издевательств Вряд ли в России найдется сфера деятельности, которую можно было бы назвать образцом последовательности, идеальной дисциплины, ресурсного достатка и уважительного отношения к пользователям, гражданам. Планы на бумаге, их реализация и дальнейшая жизнь проекта у нас - это три большие разницы. И по поводу последней фазы у каждого из нас обязательно найдется, так сказать, пара слов. И если с банковскими "косяками", медицинским беспределом мы сталкиваемся, слава Богу, не ежедневно, то все, что касается проблем с использованием легковых автомобилей, напрягает утром, в обед и вечером по две-три дозы за раз. Предмет недовольства накопил такую раздражающую силу, что над дорогами сформировалась, кажется, критическая плотность эмоциональных междометий, емких фраз и непечатных выражений.
Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x