Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Колледж для чемпиона. В регионе растет популярность среднего профобразования

  • 09:02, 28 июля 2020
  • Комментариев[7]

Недавнее исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС указало на рост популярности среднего профессионального образования у жителей страны. В прошлом году число учащихся российских техникумов и колледжей выросло до 3 млн человек. В министерстве образования Саратовской области подтвердили тенденцию - по некоторым специальностям конкурс во время приема в местные заведения достигает 4-5 человек на место. Региональные эксперты уточняют, что спрос на среднее образование растет последние три года. Что изменило картину на рынке образовательных услуг и как этот тренд может положительно сказаться на показателях убыли населения региона.

Колледж для чемпиона. В регионе растет популярность среднего профобразования Фото СарБК

Был набор, теперь прием

Эксперты Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС еще в конце прошлого года заявляли о росте популярности среднего образования у граждан до 30 лет. Исследователи указывали, что если в возрастной группе от 31 до 36 лет только профессиональное образование имеют 28% респондентов, то среди тех, кому от 23 до 29 лет, с дипломом техникума или колледжа работают 38% опрошенных.

В федеральном министерстве просвещения тогда же заявили РБК о росте числа учащихся в системе среднего профессионального образования и уточнили, что в 2019 году контингент данной группы учебных заведений вырос до 3 млн человек. По сравнению с 2013 годом этот показатель вырос более чем на 10%, указали в ведомстве. (К слову, такое же число учащихся ПТУ было в СССР в 1974 году). А ведь аналитики РАНХиГС прогнозировали, что число студентов колледжей и техникумов вырастет в России до 3,2 млн только к 2024 году.

В министерстве образования Саратовской области сообщили, что в учебном году 2019-2020 среднее профессиональное образование пришли получать 17,2 тысячи человек. Всего в системе из 54 образовательных организаций на сегодняшний день учится около 55 тысяч студентов. Заместитель министра — начальник управления развития профессионального образования и организационной работы Людмила Григорьева говорит: "Если раньше у нас был набор в эти учебные заведения, то сейчас у нас идет прием. По отдельным специальностям конкурс достигает 4-5 человек на место".

Директор Саратовского архитектурно-строительного колледжа Варвара Степанова уточняет, что популярность среднего профобразования растет на протяжении последних трех лет: "Действительно, мы развернули и рынок труда, и мотивацию выпускников школ к выбору востребованной и высокооплачиваемой специальности. Сейчас уже нет ощущения, что есть только школа и вуз. Нет такого требования ни по профстандартам, ни от работодателей. Они проявляют все большую заинтересованность к специалистам среднего звена. Сейчас существует потребность в профессионалах, которые готовы выполнять работу руками, производить продукцию здесь и сейчас".

При этом социологические исследования показывают, что причины выбора средних учебных заведений не меняются от поколения к поколению. Среди основных — недостаточное количество денег для поступления в вуз и возможность раньше начать работать. Не исключено, что снижение доходов россиян на протяжении нескольких последних лет сделало эти причины еще более актуальными и развернуло абитуриентов в сторону более доступных учебных заведений. К слову, в Саратовской области только 20% выпускников техникумов и колледжей продолжают обучение в вузе, остальные сразу после выпуска приступают к трудовой деятельности.

Аналитики же связывают рост популярности среднего профобразования с введением ЕГЭ (так школы и дети стали избавляться от сложного испытания), объясняют его масштабной реформой системы, а также успешной реализацией нацпроектов и активностью движения WorldSkills в России.

Фото СарБК

ТОП-50 и 8 кластеров

Система среднего профессионального образования, как и большинство сфер в нашей стране, переживала разные времена — расцвет в 60-70-е годы прошлого столетия, "депрессию" в 90-е годы. После жесточайшего кризиса в промышленности, для которой основная масса заведений поставляла рабочие кадры, в живых остались не все. Да и про тех, что остались на плаву, в конце 2011 года Владимир Путин (тогда премьер-министр страны) говорил, что они "застыли где-то на рубеже середины 1980-х годов прошлого века" — и по образовательным программам, и по техническому оснащению.

Комплекс мер по реанимации системы среднего профобразования был разработан к 2015 году. А затем началась работа над проектом стратегии развития профобразования с такими небанальными решениями, что теперь складывается впечатление, будто система всегда находилась в тонусе.

"У нас система профессионального образования никогда не стояла на месте. В Саратовской области она развивалась в рамках региональной программы развития образования до 2025 года. Нами была выстроена новая, отвечающая современным требованиям, региональная модель подготовки кадров по 50 новым, перспективным, наиболее востребованным профессиям", — говорит Людмила Григорьева.

Новая модель "управляется" координационным центром и состоит из базовой профессиональной образовательной организации, девяти ведущих колледжей, региональной команды WorldSkills в России (работает координационный центр и специализированные центры компетенций). Составляющими частями модели являются также 8 территориальных производственно-образовательных кластеров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций.

Упомянутые кластеры — это объединения промышленных предприятий и образовательных учреждений (школ, техникумов, колледжей). "В свое время такого рода взаимодействие в области начиналось с создания двух кластеров — в машиностроении и аграрной сфере. Мы получили высокие результаты сотрудничества и теперь в регионе работают кластеры практически во всех отраслях", — рассказывает Людмила Григорьева.

По сути, учреждениям среднего образования удалось то, о чем так много говорит, но пока не смогла добиться высшая школа — тесного и эффективного взаимодействия с промышленным сектором и бизнесом, утверждают представители системы.

Варвара Степанова объясняет, что техникумы и колледжи оказались более гибкими по сравнению с вузами: "Дело в том, что федеральные образовательные стандарты позволяют нам быть более мобильными. У нас есть 900 часов, которые нам позволено использовать для того, чтобы восполнить потребность региона в кадрах. Допустим, предприятия остро нуждались в монтажниках алюминиевых конструкций, мы обсудили с ними проблему, утвердили план и начали подготовку в рамках специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Ребята получили основную специальность и дополнительную профессию. Решился вопрос и с дефицитом мастеров по сухому строительству и штукатурным работам. У каждого образовательного учреждения есть обязательное сотрудничество с предприятием, которому они готовят специалистов. В этом наше преимущество. Мы работам не для какого-то московского или питерского работодателя, а для конкретного саратовского производителя".

В региональном министерстве образования отмечают, что средние профессиональные учебные заведения области ведут подготовку по 150 направлениям и представляют практически все сферы деятельности, в том числе IT. Саратовские техникумы и колледжи держат руку на пульсе. Например, в области приступят к подготовке специалистов по управлению домами — для управлений ТСЖ. До сих пор такие специалисты не выпускались, хотя сфера ЖКХ остро в них нуждается.

Фото СарБК

Новые мастерские для современных мастеров

В региональном образовательном ведомстве подчеркивают, что новый импульс развитию сети техникумов и колледжей дал нацпроект "Образование" и утвержденный в его рамках федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".

"Мы развивали систему, понимали, что движемся в правильном направлении, но нацпроект расставил новые акценты, определил контрольные точки до 2024 года и предоставил нам новые возможности. Если коротко, то мы должны принимать активное участие в чемпионатном движении "Ворлдскиллс", мы должны улучшить материальную базу для подготовки специалистов на перспективу, повысить квалификацию определенного количества преподавателей средних профессиональных заведений и понимать, какие специалисты у нас будут востребованы в ближайшие 5 -10 лет", — объяснила замминистра.

Что касается улучшения материально-технической базы, то с начала реализации проекта (2019 год) в области созданы 15 так называемых мастерских. Это площадки, где размещены фрагменты современных производственных линий, оборудованы рабочие места, предусмотрены коворкинг-зоны. Это универсальные территории, где школьники могут немного "пожить в профессии" для того, чтобы в дальнейшем сделать правильный ее выбор, студенты могут овладеть технологиями и отточить мастерство, а уже состоявшиеся профессионалы — повысить свою квалификацию или получить дополнительную профессию (например, в возрастной категории 50+).

Финансируется создание таких мастерских из федерального и областного бюджета по принципу грантов. То есть участникам проекта необходимо доказать, что запланированная мастерская будет готовить специалистов по востребованным профессиям и будет оборудована по последнему слову техники.

Саратовский архитектурно-строительный колледж выиграл конкурс на создание пяти мастерских. Все они отнесены к группе компетенций "Информационные и коммуникационные технологии" (web-дизайн, разработка мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, компьютерных игр, печатные технологии в прессе). Директор колледжа рассказала: "Если мы говорим о печатных технологиях, то в мастерской представлена мини-типография с клеевыми машинами, с брошюраторами, с гильотиной, с автоматизированными рабочими местами. Здесь можно изучить работу не только цифровой, но и офсетной печатной машины. Те, кто обучается по специальностям полиграфического производства, одновременно изучают соответствующие компьютерные программы".

До конца нынешнего года в области планируется создать еще 4 мастерские по компетенциям "Социальная работа", "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание", "Физическая культура, спорт и фитнес" в Вольском педагогическом колледже им. Ф.И. Панферова (общая сумма гранта 11,9 млн рублей). А на 2021 год Саратовская область подала заявки на открытие 12 мастерских. До 2024 года в регионе должно появиться не менее 50 подобных площадок.

К слову, в Саратовском архитектурно-строительном колледже этом году в рамках проекта будет открыт Центр опережающей профессиональной подготовки. (Из федерального бюджета предоставлена субсидия в размере 51,1 млн рублей, в качестве софинансирования из областного бюджета выделен 1 млн).

Задача ЦОПП состоит в формировании системы непрерывного обновления профессиональных навыков работников и приобретения новых компетенций. "Должна быть создана технологическая площадка по внедрению "прорывных" инноваций с использованием технологий дистанционного обучения", — объясняют создатели центра.

Фото СарБК

Распечатали медаль

Особое внимание проект "Молодые профессионалы" уделяет участию образовательных учреждений в международном движении WorldSkills. Организаторы объясняют, что современное обучение проходит не только по новым образовательным стандартам, применяются и актуализированные модели профессиональных международных норм, которые требуют следовать идеям "рабочего движения". Поэтому теперь чемпионаты профессионального мастерства "Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)" и "Абилимпикс" (то же самое, но для детей с ограниченными возможностями) проходят в рамках реализации проекта. В Саратовской области с 2016 года (с момента присоединения к движению) прошло 5 региональных чемпионатов, перечень компетенций за это время увеличился с 8 до 54 пунктов. Кстати, на национальных чемпионатах "Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)" за два последних года саратовцы получили 2 серебряные и одну золотую медаль по компетенции "Печатные технологии в прессе".

Еще одна задача проекта — применение новых методов оценки качества подготовки выпускников, а именно проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

"Предприятия получают доступ к единой базе участников движения "Молодые профессионалы" и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала", — замечают в министерстве образования региона.

В прошлом году демонстрационный экзамен сдали 92 студента средних профессиональных заведений области, в этом — 318 человека, а всего этот формат испытания прошли 608 учащихся из 29 профессиональных организаций региона. До 2024 года не менее 25% выпускников в половине техникумов и колледжей будут проходить аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена. Сегодня в этой процедуре участвует почти 23% организаций.

Что касается повышения квалификации педагогов средних профессиональных учебных заведений, то проект ставит задачу с 2019 по 2024 год обучить по программам Академии WorldSkills Россия не меньше 270 (45 ежегодно) преподавателей и 30 из них сертифицировать в качестве экспертов международного движения. В прошлом году повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза WorldSkills Россия, прошел 161 преподаватель и мастер производственного обучения (9 сертифицированы), а в этом году уже обучены 165 экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена и 33 эксперта с правом проведения регионального чемпионата WorldSkills.

Все эти меры, по убеждению создателей и участников проекта, будут поднимать престиж рабочих профессий и повысят число студентов колледжей и техникумов. Начальник областного управления развития профобразования сравнивает: "Сегодня в заведениях среднего профессионального образования региона учится почти 55 тысяч студентов, а в многочисленных вузах области — 75 тысяч. Цифры вполне сопоставимы. Но у нас учатся дети, которые не уезжают в столицы или другие регионы, а остаются в Саратовской области. Это наши рабочие кадры".

Напомним, что в Саратовской области остро стоит вопрос миграции трудоспособного населения (в 2018 году миграционная убыль населения стала самой большой за последние 10 лет и самой высокой среди регионов ПФО). Наша область является донором трудовых ресурсов для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Волгоградской, Самарской, Пензенской областей. За последние 8 лет численность трудоспособного населения региона сократилась на 10,6% (в стране – на 5,6%). По данным Саратовстата, в прошлом году миграционная убыль населения региона составила 5 699 человек.

Варвара Степанова подытожила разговор о востребованности среднего профессионального образования: "Открываются новые специальности. Развиваются перспективные направления. И есть достойное продолжение для тех ребят, которые посчитают возможным и необходимым, например, по заочной форме учиться дальше в вузе. Поэтому, на мой взгляд, в субъекте созданы все условия для того, чтобы остаться здесь. Получить достойное образование и выйти на рынок труда".

Материал подготовлен в рамках гранта правительства Саратовской области

Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x