Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра

  • 17:18, 12 апреля 2022
  • Комментариев[0]

Героев многих классических произведений отечественной и мировой литературы так и хочется отправить на семейную терапию. Кажется, обратись они к психологу, удалось избежать бы многих трагедий или, как минимум, необдуманных поступков. Но что говорить о 19 веке, если даже в современной России поход к "мозгоправу" многие откладывают годами, а потом не рассказывают об этом, как о чем-то постыдном. Вот и главным персонажам пьесы "Кроткая" Федора Достоевского помощь профессионала явно не помешала бы. Разобраться в хитросплетениях их отношений попытались в саратовском драмтеатре имени Слонова - на днях здесь состоялась премьера по одному из последних произведений русского классика.

Абьюз по Достоевскому. Кроткая жена и деспотичный муж на сцене драмтеатра Фото Юрия Набатова

У героев Достоевского нет имен —  просто Он и Она. Сначала это может показаться странным, но потом понимаешь, что эта история могла произойти где угодно и когда угодно, и, скорее всего, с кем-то происходит и сейчас.

Она — юная, благочестивая и хорошо воспитанная девушка. Это и есть главные благодетели шестнадцатилетней сироты. Когда маменьки с папенькой не стало, ее приютили тетки. Они держали девушку в черном теле, всячески унижали и высмеивали, заставляли заниматься самыми грязными бытовыми работами, да и в целом хотели продать подороже. И вот на радость алчным родственницам пришел как-то к сироте свататься местный ростовщик. Отставной штабс-капитан присмотрел девушку, когда она ходила к нему закладывать то, что осталось от родителей. О любви или даже симпатии и речи быть не могло, ведь они почти не общались. С другой стороны, разве были у юной барышни какие-то другие варианты, кроме как выйти замуж за того, кто заплатит ненавистным теткам?

Казалось бы, живите и радуйтесь, узнавайте друг друга, стерпится, а потом, может, и слюбится. Но бывший военный сразу поставил супруге жесткие условия — денег на содержание минимум, никаких театров, балов и нарядов (хотя театр раз в месяц имелся), на улицу без него выходить нельзя. Рассказ ведется от лица мужа и в нем он признается, что хотел получить верного друга, но сначала "приготовить, победить, доделать" его. Победить — значит сломить, и именно этим не самый вроде бы плохой на свете мужчина занимается на протяжении нескольких месяцев. К тому же, сама юная особа оказывается не такой уж покладистой, как ему хотелось бы. Она вдруг узнает, что его в свое время выгнали из полка, и он бродяжничал какое-то время. Затем юная жена вызывается помочь мужу в делах, но с клиентами оказывается совсем не жесткой, чем вызывает гнев супруга. Никакого домашнего насилия здесь нет, жену супруг наказывает молчанием.

Так промолчали они целую зиму. И если барин за это время сумел смягчиться, понять, что был не прав и преисполнился к барыне нежности, то она окончательно убедилась, что не сможет его любить, а с полулюбовью жить не в силах. Такая уж ли кроткая эта "Кроткая"? Осмысляя ее роковой шаг в открытое окно, понимаешь, что нет. Она гордая, в чем-то даже непримиримая, и очень-очень честная, прежде всего, с самой собой, а потому просто не смогла поступить иначе. Его же сейчас бы назвали абьюзером и эгоистом, и посоветовали жене бежать, куда глаза глядят. Но, может быть, его израненная душа именно с ней и имела шанс оттаять …

Фото Юрия Набатова

Режиссер Ирина Керученко, приглашенная театром драмы для постановки "Кроткой", считается специалистом именно по этой пьесе. Ученица Камы Гинкаса ставила ее уже третий раз в карьере. В 2015-м она делала "Кроткую" для самарского театра, а еще раньше, в 2009 году, спектакль вышел в московском ТЮЗе. За главную мужскую роль актер Игорь Гордин удостоился "Золотой маски", а спектакль до сих пор идет с большим успехом. В случае же с Саратовом отталкивались не от режиссера, а от актера и материала. Сыграть домашнего деспота в "Кроткой", оказывается, давно хотел Олег Морозов, и уже под этот запрос шел поиск всех остальных мастеров.

Фото Юрия Набатова

Ученик Александра Галко вернулся на родную сцену через 20 лет, приобретя опыт работы в столичных театрах и многочисленных съемках в фильмах и сериалах. В прошлом сезоне он всех потряс работой в спектакле "Мы живем в чудесное время, Оля!". Благодаря ему и актрисе Екатерине Ледяевой постановка вышла настолько ладной, что они оба удостоились местной театральной премии "Золотой Арлекин". В "Кроткой" они опять оказались вместе, и на сцене вновь творилась магия.

Фото Юрия Набатова

"Кроткая" - это фактически бенефис почти гениального Морозова. Священнодействовать на площадке его герой начал еще тогда, когда зрители рассаживались в зале: украшал на свой вкус женщину, над которой имел власть. А затем бывший офицер исступленно боролся с собственным одиночеством в попытке заполучить любовь. Он метался из угла в угол, выворачивал все содержимое ящиков шкафов, цеплялся за подол юной жены. Абсолютно демонический актерский дар Олега Морозова превратил обычную премьеру в настоящее откровение.

На пресс-конференции в период репетиций Ирина Керученко говорила, что сначала "Кроткой" отдали было Большую сцену, а затем сменили ее на Малую. Посмотрев спектакль, понимаешь, что руководство драмы ошиблось. Да, в камерном пространстве Малой сцены игру актеров можно рассмотреть будто под микроскопом, но энергетически емкий талант Морозова с легкостью и изяществом наполнил бы собой и большее пространство.

Екатерина Ледяева вторит превосходной игре партнера. Ее сложно заподозрить в кротости, но здесь она удивительно бесшумно двигается с вечно склоненной головой, в минуты волнений треплет бант на платье, говорит мало, тихо и сбивчиво. Однако это не бесхребетность, а лишь попытка ужиться с тем, кто никогда не был мил, попытка оправдать его поступки и свое положение. Эта роль определенно раскрывает новые грани мастерства актрисы, приближая ее к разноплановости и вариативности будущих работ.

Служанка Лукерья в исполнении Елены Блохиной, будто вишенка на торте. Заслуженная артистка России играет сейчас в основном второстепенные роли, но здесь ценно не то, сколько актер проводит времени на сцене, а то, как он это делает. По степени вау-эффекта, производимого на публику, ее героини могут смело соперничать с самыми центральными персонажами.

Фото Юрия Набатова

Малая сцена, всего три героя, сдержанная сценография Игоря Вахитова и по миллиметрам выверенная режиссура Ирины Керученко — так получился спектакль, которому суждено надолго задержаться в репертуаре. Тем более, как сейчас принято говорить, не все так однозначно, и для некоторых главный герой может наоборот статься жертвой, а героиня — его палачом. Глубочайший Достоевский в любом случае не оставит без раздумий.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 30.09.2022, 16:50 Великолепная пятерка в ирландском захолустье. Драма открыла новый сезон бродвейским хитом

    Брайан Фрил в литературно-театральной среде заслужил репутацию ирландского Чехова. Произведения этого драматурга на протяжении многих лет были очень популярны на Родине и в США, неоднократно ставились в театрах, а "Танцы на праздник урожая" и вовсе стали бродвейским хитом, получили премию "Тони" и были экранизированы с блистательной Мэрил Стрип в одной из главных ролей. В то же время российская публика долгое время о Фриле ничего не знала. Сначала с ним их познакомил Лев Додин, поставивший в 2000-м на сцене МДТ "Молли Суинни", а через 2 года пришел черед "Танцев" в "Мастерской Петра Фоменко". И вот через целых 20 лет Брайан Фрил и его семейная драма добрались до Саратова.

  • 13.04.2021, 15:36 Охота за привидениями в драме. На Малой сцене – любовь замужней девушки и нетрезвого призрака

    Спектакль "Мы живем в чудесное время, Оля!" поставили в суперкороткий срок. Еще в феврале он в качестве эскиза был показан на творческой лаборатории "Видимоневидимо", и вот уже в начале апреля "Олю" презентовали как полноценную постановку на Малой сцене. Лаборатория - это когда режиссер и актеры представляют как бы демо-версию возможного будущего спектакля, его квинтэссенцию, которую при желании можно расширить до репертуарной вещи. Такой вот "пробник" "Оли" тогда настолько понравился критикам, журналистам и профессионалам сцены, что все единодушно проголосовали за его включение в афишу театра. Всего два месяца и готово: драма выпускает спектакль, во время которого хочется сначала посмеяться, потом поплакать, а главное непременно порекомендовать его всем друзьям и знакомым.

Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x