Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Выживший". Заметки киномана

  • 11:45, 8 января 2016
  • Комментариев[8]
Судя по тому, как быстро герой этого кино оправляется от ран и не умирает, что бы с ним не происходило, ему самое место в фильмах про "Людей Икс". Представляете: Леонардо Ди Каприо в картине "Росомаха: начало начал" или "Росомаха: прадедушка". Ещё название "Крепкий орешек" идеально описывает суть, но оно, как вы понимаете, занято. А жаль! Это была бы такая чудесная ирония. Но она у режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, похоже, вся ушла на прошлогоднего оскароносного "Бёрдмэна".
"Выживший". Заметки киномана Фото - independent.co.uk

Тут история предельно простая и суровая: давным-давно где-то в дебрях Северной Америки (ладно, не будем нагнетать саспенса: то, на чем основан сюжет, случилось на северо-западе, в штатах Монтана и Южная Дакота в 1823 году) отряд охотников на пушного зверя вышел на промысел. И один из членов отряда, бородатый мужик N1 (Леонардо Ди Каприо, "Титаник", "Начало", "Отступники") не нравился бородатому мужику N2 (Том Харди, "Легенда", "Безумный Макс: дорога ярости", "Темный рыцарь: возрождение легенды").

На отряд напали индейцы и перебили две трети, что никоим образом не улучшило настроение мужика N2. А герою Ди Каприо не повезло встретить гризли. (Спешу разочаровать тех, кто читал новости о фильме: никакой медведь его не насилует. Это просто была медведица, она защищала детенышей от потенциального обидчика. Но сцена, конечно, пугающая, потому что режиссер покажет вам каждый кадр, не отводя "взгляда" камеры ни на секунду. Никаких "Джонни, сделай мне, пожалуйста, монтаж").

Донести его до безопасного места невозможно, он того и гляди испустит дух. Поэтому с ним оставляют его сына, молодого парнишку и мужика N2. Разумеется, второй бородатый дядька совершенно не намерен никого спасать. Он убивает сына, а самого героя Лео оставляет на произвол судьбы посреди леса, полного индейцев, франко-канадцев и диких зверей. Но тот не умирает. Он сам себя спасает. Ему же теперь надо отомстить. 

Несмотря на то, что тут есть индейцы, это не Дикий Запад, а редко встречающаяся в кино эпоха и социальная среда. Вестерном это можно считать довольно условно и скорее новой волны, которая больше увлечена человеческой природой, чем традиционными ковбойскими развлечениями. А по-хорошему, это очередной фильм про выживание. В прошлом году их вышло немало: "Эверест", "В сердце моря", "Марсианин". И это самый суровый и бескомпромиссный из них в плане демонстрации того, как, собственно, выживают. Никакой вам картошки на Марсе. Только сырое мясо. 

Алехандро Гонсалес Иньярриту, собрав мешок наград за прошлогоднего "Бёрдмэна", снял нечто настолько непохожее, что не сразу догадаешься, что это тот же режиссер. Ну разве что по постановке некоторых сцен, например, нападения индейцев в начале. Уж очень плавно камера переходит с героя на героя. 

За камерой снова Эммануэль Любецки, который работал с Иньярриту над "Бёрдмэном", и от его пейзажей веет непричесанной и неотфотошопленной красотой дикой природы, какой она, наверное, была почти два века назад. А ещё холодом недружелюбного к человеку пространства, как его космос в "Гравитации" Альфонсо Куарона. 

А холода здесь много. По отстраненной манере подачи материала это напоминает другой фильм режиссера – "Вавилон". Плюс, эта картина очень и очень неспешная и немного похожа на "Мертвеца" Джима Джармуша с Джонни Деппом, хотя "Мертвец" гораздо интереснее в плане образности и смыслов. А выполненный в похожей цветовой гамме отечественный "Левиафан" кажется экшн-боевиком на фоне этой картины, если сравнивать ритм. Это при том, что тут есть сцены, наполненные действием, и даже погони.

Но кино так неторопливо поставлено, словно у зрителя есть все время в мире, чтобы созерцать то, как Лео идет, идет, ещё идет, и потом ещё немного. И под конец двух с лишним часов за него уже устаешь переживать. Да и потребности в этом мало: после всех неаппетитных вещей, которые с ним случились, он вполне себе жив. Видимо, он неубиваемый. Главная интрига все равно за кадром: дадут ли наконец Лео "Оскар" или нет?

Он, конечно, претерпел множество физических неудобств, чтобы сыграть эту роль, но что он в итоге сыграл — вот в чем вопрос. Из черт характера у героя есть один инстинкт выживания. Ну и, видимо, желание отомстить за сына. Но это не тот медленный огонь, оторый сводит с ума иных киногероев. Тут даже жажда мести какая-то неторопливая, чтобы не сказать, заторможенная. 

Никаких берущих за душу отношений между героем Лео и его сыном-полукровкой показать не успели. А уж эта покойная индейская мать и жена, появляющаяся во флешбеко-галлюцинациях, настолько условна, что вызовет эмоциональный отклик у зрителя, только если у него уже есть какие-то личные образы возвышенных и неземных покойных женщин, на которые она наложится. Потому что индивидуальных черт у неё, её сына и у самого отца семейства, которого играет Ди Каприо, практически нет. Герой только страдает. Он не претерпевает никаких изменений, никакой эволюции характера. Но если это срабатывало у Мэтта Деймона в "Марсианине" за счет чувства юмора и самоиронии, Ди Каприо совершенно не использует свой замечательный талант к комедии, который здорово проявился в "Волке с Уолл-стрит". Его "выживший" просто не интересный. Персонаж Тома Харди гораздо более выпуклый и прорисованный.

Зато режиссер смакует сцены, где вспарывают брюхо мертвой лошади, чтобы погреться, и вынимают все внутренности, где герой ест сырое мясо и рыбу или высасывает костный мозг из останков кого-то рогатого. Выходит наглядно до неприличия (или до жути - это как посмотреть). Ещё он уверяет, что фильм снят в хронологическом порядке, на локациях и при естественном освещении. И никаких вам спецэффектов. И саундтрек — это тоже от лукавого. Слушайте лучше тишину и рычание, хрипение, шуршание, бурчание и сопение Леонардо Ди Каприо. А ещё он говорит на одном из индейских наречий ("Ну дайте уже Оскар! – как бы говорит Лео. - Я выучил индейский язык и залез в дохлую лошадь! Что мне ещё сделать?"). И диалоги тут либо субтитрами, либо у Тома Харди. Что тоже не облегчает восприятия. 

Кино, конечно, затягивает своей жутковатой неспешностью. Это такое почти однотонное полотно, прерываемое только очередной сценой насилия или жестокости с претензией на эпичность и возвышенность. Но, честно говоря, такой темп и много красивой природы позволяют отвлечься и навевает мысли о посторонних вещах. Например, о том, что местами это вылитый "Властелин колец". И начинаешь ждать, что из-под куста вылезут не индейцы или французы, а орки. Но нет. Никаких орков. Только выживание. 

Смотреть это стоит фанатам Лео и тем, кого не пугает холодное медленное кино про жестокость, недоверие и ненависть между мужчинами (женщин там можно посчитать на пальцах одной руки, и ни у одной нет реплик) в суровых природных условиях. А также любителям историй про покорителей диких пространств, американских культурных мифов и легенд и всяких кровавых и поэтичных страданий. 

А любителям вестернов лучше на следующей неделе пойти на Тарантино. 

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 23.01.2015, 10:04 "Бёрдмэн". Заметки киномана Иногда кажется, что между приносящими миллиарды блокбастерами и фестивальным кино, которое массовая аудитория часто считает заумным, существует тайная взаимная неприязнь. Между Голливудом и Бродвеем она есть точно. Впрочем, театральные актеры могут презирать Фабрику Грёз, но всё равно хотят добиться там успеха – там настоящие деньги и слава! А "звезды" могут презирать "нищих художников", но на Бродвее получают такие важные для самооценки вещи, как статус "настоящего творца". И вот в фестивальном "Бёрдмене" конфликт между "настоящим" и прибыльным искусством показан с изнанки. Критики-то в восторге, но что насчет кассы?
Новые материалы
  • 27.04.2024, 16:04 Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений

    С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.

  • 26.04.2024, 15:26 Сериал по игре "Fallout". Заметки киномана

    В прошлом году постапокалипсис с грибами и глубоким психологизмом был в сериале по игре "Одни из нас". В этом сезоне постапокалипсис ядерный и с шикарным черным юмором в сериале по игре "Fallout". Интересно, что они совершенно не похожи, но оба очень хорошо сделаны.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 января 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x