Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Бизнес зашел за решетку. Как труд осужденных решает проблему дефицита кадров

  • 15:24, 5 сентября 2023
  • Комментариев[0]

За прошедшее лето число вакансий в стране выросло более чем на 60%, а количество резюме- только на 15%. Такие данные приводит аппарат бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова. Пока теоретики предлагают новые решения проблемы дефицита кадров (например, использование возможностей искусственного интеллекта), бизнес развивает советский опыт. Представители Федеральной службы исполнения наказаний заявили недавно о высоком спросе предпринимателей на труд осужденных. Впрочем, в Саратовской области эти трудовые ресурсы решают не только вопрос с нехваткой рабочих рук, но и с нежеланием населения заполнять имеющиеся вакансии. Подробности о новом витке в практике использования труда арестантов - в обзоре СарБК.

Бизнес зашел за решетку. Как труд осужденных решает проблему дефицита кадров В исправительном центре при ИК-33 УФСИН России по Саратовской области на базе филиала ОАО "Токаревская птицефабрика" ОП Михайловское в Татищево, 64.fsin.gov.ru

БАМ-2

Причины нынешнего рекордного кадрового голода (по августовским данным Института Гайдара, с дефицитом сотрудников столкнулись уже 42% предприятий страны), эксперты, кажется, уже устали повторять. Это последствия демографической ямы, частичной мобилизации (с добровольным участием в СВО), отток специалистов за рубеж, увеличение кадровой потребности производств, связанное с процессом импортозамещения. "В такой ситуации есть два пути восполнения нехватки персонала. Первый путь – это внешние трудовые мигранты, второй путь – так называемая резервная рабочая сила, к которой, в том числе, относятся осужденные", - считает заведующая кафедрой управления персоналом ПИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент Наталья Моисеенко.

Первый вариант бизнес все меньше считает оптимальным. Этот поток рабочих рук схлопнулся в период пандемии, а теперь трудовые мигранты возвращаются домой из-за снижения курса рубля. Работать в России (а они сразу переводят полученные рубли в доллары и отправляют их на родину) стало невыгодно. К тому же отечественный рынок труда стали игнорировать выходцы из Украины, Молдавии (сейчас у нас работают в основном приезжие из Средней Азии). Второе решение проблемы дефицита персонала, к слову, стало активно обсуждаться именно во время пандемии, когда стало понятно, что ближайшая заграница нам с рабочими кадрами не поможет.

Фото СарБК

Причем, только разговорами дело не закончилось – власти страны решили по опыту СССР привлекать заключенных на масштабные проекта. В строительстве второй линии БАМа, как заявляли в ТПП, с лета прошлого года участвуют более 5 тыс. осужденных. Конечно, остаются сомнения и продолжаются споры об эффективности принудительного труда и экономической целесообразности подобных проектов. Ведь для того, чтобы использовать труд арестантов, нужно создать инфраструктуру для их размещения, обеспечить изоляцию, охрану, раздать спецодежду и средства индивидуальной защиты.

Впрочем, бизнес на часть вопросов об экономике сотрудничества с учреждениями ФСИН уже ответил положительно. Президент компании АвтоВАЗ Максим Соколов на Петербургском международном экономическом форуме-2023 заявил, что на производство планируется привлечь одну-две, а может несколько сотен осужденных. "Коммерсантъ" писал, что в одной из колоний на "Сбер" работает целая команда, которая обучает искусственный интеллект распознавать текст и изображения.

Подобные примеры есть и среди менее крупных производств. А с октября этого года привлекать на работу заключенных смогут и индивидуальные предприниматели.

В исправительном центре при ИК-33 УФСИН России по Саратовской области на базе филиала ОАО "Токаревская птицефабрика" ОП Михайловское в Татищево, 64.fsin.gov.ru

"Там рабочие руки вообще есть"

Член саратовского объединения "Опоры России", бизнесмен Роман Репин уверяет, что в регионе появляется все больше историй о том, как предприниматели решают проблему дефицита кадров с помощью трудового ресурса ФСИН. "Я, например, с 1017 года размещаю заказы на производство в разных колониях. А в 2021 года у меня действуют производственные участки в учреждениях исполнительной системы. Привлекательность таких схем состоит в том, что там рабочие руки вообще есть, да и цена на них пониже", - рассказывает бизнесмен.

В областном управлении службы уточняют, что давно взаимодействуют с предприятиями региона. Например, в ИК-2 и ИК-33 сотрудничают с компаниями, где производят противопожарное оборудование. В учреждениях выполняют заказы для предприятий швейной, железнодорожной отраслей. Здесь делают стеллажи для хранения тормозных башмаков, пожарные шкафы, пластиковые люки, посуду и др. За прошедшие полгода учреждениями области заключено 124 договора с бизнес-структурами на производство различных видов изделий. 

Фото СарБК

Впрочем, похожие модели работали еще в советские времена. Новый же формат использования труда заключенных развивается на площадках исправительных центров. Они стали появляться после того, как в 2017 году в стране появился новый вид наказания – принудительные работы (сейчас в области такое наказание отбывают 500 человек). Первый исправительный центр был построен в регионе силами УФСИН в селе Усть-Золиха Красноармейского района, а следующие четыре были созданы уже производственными компаниями.

На открытии исправительного центра №2 при КП-11 УФСИН РФ по Саратовской области на базе ООО НПГ "Сады Придонья" в Ртищевском районе

Один из них организовала компания "Сады Придонья" (до этого сотрудничала с колониями Волгоградской области). В Саратовском регионе был создан центр с соблюдением всех необходимых требований (количество квадратных метров на одного человека, огороженная территория, помещения для работы и проживания инспекторов) и передан в безвозмездное пользование одному из учреждений системы. "Мы обеспечиваем осужденных жильем, питанием и официально принимаем их к себе на работу. Контроль за ними осуществляется утром и вечером. Ночевать они должны в центре. А рабочий день эти люди проводят на наших объектах, конвоиры им не нужны, поэтому нам эта тема очень интересна", - объясняет исполнительный директор сельхозпроизводства компании Александр Толочков. Он уточнил, что нанятые таким образом сотрудники занимаются уходом за садом, сбором урожая или работают по своей специальности (электрик, например). Иногда осужденные заявляют о желании освоить новые навыки и компания дает им такую возможность.

На открытии исправительного центра №2 при КП-11 УФСИН РФ по Саратовской области на базе ООО «НПГ "Сады Придонья" в Ртищевском районе

Директор кадрового агентства "ЭкоСтатус" Анна Саратовская дополняет, что подобные эффективные решения кадровых вопросов (для обеих сторон) используются на саратовской фабрике "Мария", в компании "Король диванов".

"70% от населения просто не хотят работать"

Александр Толочков заявляет, что дефицит кадров – это не единственная и не главная причина, по которой компания создала в Саратове исправительный центр. "В Саратовской области сложная ситуация с кадрами. Вроде численность населения не маленькая, а привлечь людей на работу сложно, какие деньги не плати. Наверное, играет роль ментальность саратовская. Не меньше 70% от населения просто не хотят работать. Сложно убедить человека, который сидит дома, чтобы он хотя бы попробовал. Здесь же другая история. Осужденные обязаны работать. И когда они работают, они проникаются своим занятием. Мы выбираем лучших, премируем их. После этого есть шанс, что они останутся в компании и после окончания срока", - делится собеседник СарБК.

Эксперт не поддерживает и тезис о том, что труд заключенных всегда экономически выгоден: "Вы забываете, что мы их обеспечиваем жильем, а это потребление воды, электроэнергии, отопление, организовываем перевозки до рабочего места и обратно. В центре работает столовая. Я не взимаю с людей плату за питание, хотя мог бы. У нас в компании уверены, что человек не может хорошо работать, если он плохо кушает, поэтому питаются они на высшем уровне. Я объясню, зачем компании создают исправительные центры. Ведь обычные сотрудники могут взять больничный и вовсе не выйти, могут уволиться. А здесь постоянные люди, на которых можно рассчитывать. Тут больше вопрос стабильности, а не финансовой выгоды".  

Наталья Моисеенко тоже считает, что "основная выгода предпринимателя заключается в том, что у него всегда будет работник, готовый выполнять определенный объем работ". Тем более, в части неквалифицированного труда, который мало интересует соискателей. Завкафедрой приводит результаты опроса предпринимателей, которые утверждают, что труд осужденных является более эффективным, чем труд мигрантов. Хотя и она сомневается, что такая картина наблюдается повсеместно, и бизнесмены в более обстоятельных беседах раскрывают некоторые детали.

Александр Толочков не скрывает, что сталкивался с проявлением худших особенностей контингента, но уверяет, что работодатель в этом случае располагает рычагами влияния. Особенно на тех осужденных, которые получили возможность работать в центре на исходе срока и благодаря хорошим характеристикам. "Есть люди, которые приехали и готовы работать, а есть те, которые создали иллюзию того, что они хотят работать, чтобы для себя чуть больше воли получить. Его предупреждают, пытаются еще раз поработать, дают второй, третий шанс. Но если он в принципе не хочет работать, то по решению суда, в соответствии с законодательством он возвращается в колонию".

Роман Репин называет эти трудовые ресурсы проблемными: "Есть сложности работы с ними. Там не столько с людьми сложности, сколько с режимом, с распорядком, с необходимостью какие-то мероприятия соблюдать. Там свой уклад, который очень сложно обойти". 

Впрочем, бизнесмен согласен с тем, что заключенные редко мотивированы на трудоустройство. Особенно те, кто попал за решетку первый раз. Их, как правило, "снабжают мамы, жены, бабушки". Они "очень легко относятся" к тому, что обязаны работать в местах заключения свободы и к тому, что имеют иски о выплате ущерба потерпевшим или налоговые взыскания. В итоге, даже в колониях, по мнению собеседника СарБК, заняты далеко не все рабочие места. "А вот тех, кто проговорен к лишению свободы в колонии строгого режима или совершил жизненную ошибку третий, четвертый раз, никто не кормит, у них социальные связи порушены, поэтому для них работа – необходимость. Чтобы купить лишнюю пару носков, сигареты, сладкое", - продолжает предприниматель. Но и это не снимает вопрос о качественном выполнении работ.

Для того, чтобы его решить, Роман Репин запускает собственные проекты в колониях – он готов оплачивать обучение сварщиков высокому уровню мастерства для сдачи квалификационного экзамена у экспертов Национального агентства контроля сварки (НАКС). Тогда у этих людей после окончания срока гарантировано будет высокооплачиваемая работа, ведь такие специалисты востребованы в крупнейших компаниях страны. Три человека уже откликнулись на предложение бизнесмена. "Но я наткнулся на нормативную коллизию. Экзамен НАКСа можно сдать только в специализированном сертифицированном центре. Такие центры в Саратове есть, но на территорию колонии их перетащить нельзя, ведь это серьезное испытание, которое предполагает в дальнейшем работу с высоким уровнем ответственности. Поэтому у меня два пути – дожидаться их освобождения и потом их доучивать или применять опыт Мордовии. Там такой экзаменационный центр там уже работает на территории колонии. Этот путь требует временных и денежных затрат, большой организационной работы. У нас Мордовию ставят в пример, но реализовать ее опыт не торопятся. Ждут, пока кто-то придет со стороны. Какой-нибудь буйный, идейный, как я, например".

Предприниматель считает, что проект может спасти осужденных от рецидива, а ему решить вопрос с мотивацией арестантов: "Мне нужны работники как по эту сторону решетки, так и в колонии. Пока эти люди доучиваются в колонии, они работают на моем производственном участке и у них появляется дополнительная мотивация хорошо работать".

Сесть за компьютер

Доцент ПИУ РАНХиГС Наталья Моисеенко считает, что бизнес и далее будет развивать опыт использования труда заключенных. Тем более, что ресурс этой рабочей силы оценивается экспертами ФСИН и ВНИИ труда как минимум в 150 тыс. человек. При этом есть сферы, где решение острой кадровой проблемы с помощью труда осужденных выглядит оптимальным. "Приведу в пример производство гигиенических средств. На территории РФ сохранилось одно предприятие по выпуску туалетной бумаги в категории выше эконом-класса. У них после ухода иностранных брендов огромный спрос, они готовы расширяться, но у них не хватает рабочей силы. А мы понимаем, что лесообрабатывающее производство территориально находится именно на тех территориях, где и расположены учреждения ФСИН", - уточняет эксперт и замечает, что расположение новых исправительных центров имеет значение. Например, жители одного из населенных пунктов в Краснодарском крае были очень недовольны таким соседством. В Саратовской области таких историй не было. Планы о расширение центра в ртищевских "Садах Придонья" (с 50 до 150 человек) воспринимаются спокойно. И открытие нового центра (организовала группа бизнесменов) на территории Саратова тоже прошло без негативной реакции населения.

В исправительном центре при ИК-33 УФСИН России по Саратовской области на базе филиала ОАО "Токаревская птицефабрика" ОП Михайловское в Татищево, 64.fsin.gov.ru

Представитель науки рассказала СарБК, что советско-российский опыт (впрочем, труд осужденных используется в Германии, Франции, США) прирастает инициативами. Есть идеи направлять осужденных в те исправительные центры, которые расположены ближе к месту прежнего жительства арестанта. Таким образом планируется увеличить число тех постояльцев, которые остаются работать на производствах и после освобождения. Бизнесмены утверждают, что сейчас в коллектив возвращаются 10-15% освободившихся.

Обсуждается также возможность эффективнее использовать труд заключенных с высокой профессиональной квалификацией: "У нас увеличивается число выявленных преступлений в IT-сфере. Судимость получают врачи за действия, не связанные с профессиональной деятельностью. Те же ДПТ со смертельным исходом. Использовать их в каменоломнях или на сборе яблок, конечно, можно, но их потенциал гораздо выше. А пока рабочих мест, требующих высокой квалификации, в колониях крайне мало. И сейчас прорабатывается варианты и предложения, как использовать осужденных по прежней высокой квалификации, за исключением случаев, когда наложен судебный запрет на определенную трудовую деятельность".  

В службе исполнения наказаний тоже строят планы на дальнейшее сотрудничество с бизнесом в различных направлениях. В региональном управлении замечают, что "имеющиеся свободные площади с удобной транспортной и территориальной логистикой позволяют увеличить объем заказов, в том числе с использованием оборудования инвесторов". В управлении уверяют, что в рамках одного из перспективных направлений - изготовление малых архитектурных форм – могут выпускать в год 2 250 лавок, 2 600 скамеек, 9 000 урн и 3 500 контейнеров для сбора ТКО.

 

 

 

Похожие материалы
  • 11.04.2024, 17:29 ВкусВилл подключил "Этикетку" от билайн бизнес

    Бренд продуктов для здорового питания использует сервис идентификации вызовов, чтобы дозваниваться до кандидатов на вакансии.

  • 06.03.2024, 14:10 Тараканьи бега. Ждать ли саратовцам нового нашествия "домашних" насекомых

    В саратовских соцсетях все чаще появляются жалобы на тараканов. В основном горожане выкладывают фото с насекомыми из учебных заведений, торговых объектов и кафе. А в прошлом году пользователи одной из соцсетей рассказали историю о том, что недобросовестные дезинсекторы якобы сами подбросили в дома тараканов, чтобы напугать жителей и побудить их заказать услугу. Многие опрошенные СарБК эксперты действительно наблюдают рост популяции насекомых. По их мнению, главной причиной этого является высокая сопротивляемость "усатых" к отравляющим препаратам. Специалисты всерьез опасаются, что скоро травить насекомых будет нечем. Подробности - в обзоре.

  • 07.02.2024, 09:57 Одним микро мазаны. Почему в регионе активно берут займы до зарплаты

    Недавний опрос показал крайне негативное отношение саратовцев к рынку микрокредитов. Исследователи сервиса SuperJob выяснили, что 73% жителей областного центра хотят закрытия микрофинансовых организаций. При этом в конце прошлого года регион занимал лидирующие места по росту выдачи "займов до зарплаты", в частности, в декабре область входила в ТОП-3 рейтинга по спросу на эту услугу МФО. И это при общем охлаждении к рынку микрокредитов, которое наступило после череды ограничений к кредиторам со стороны Банка России. Почему в регионе ругают, но берут микрокредиты, попытался выяснить СарБК.

  • 14.12.2023, 14:06 Адаптивная стратегия - каждому бизнесу. В АБ клубе прошла итоговая встреча года

    Итоговую предновогоднюю конференцию в АБ клубе с участием гостей из других регионов, где развивается этот социальный проект Агророс Банка, планировали еще в начале апреля. Задумали и на днях успешно провели. К слову, совершенно разные спикеры в тот вечер, по сути, говорили об одном - как выбирать цель, строить свой маршрут и идти по нему, опережая рынок. Рекомендации эти сложно переоценить, потому что, как выясняется, в России предпринимателей практически не учат стратегическому менеджменту. Тем более, они актуальны сейчас, когда для отечественного бизнеса открылись многие ниши. Например, в стране появились десятки новых компаний, которые занялись роботостроением. Подробности - в материале СарБК.

  • 23.10.2023, 14:08 Билайн бизнес со своими клиентами отметил 15-летие

    С 2008 года, когда в ПАО "ВымпелКом" появилось подразделение по работе с корпоративными клиентами, компания значительно расширила спектр услуг для бизнеса и превратилась в одного из ведущих поставщиков телеком- и ИТ-решений.

Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x