Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме

  • 21:19, 3 марта 2023
  • Комментариев[0]

Всегда у нас так - только начнешь радоваться наступающему светлому будущему, как вдруг оказывается, что к нему у нас ничего не готово. Считанные месяцы остались до начала "строек века" - скоростного трамвая и третьего моста через Волгу. А выясняется, что исполнители еще не вполне понимают, что и где им нужно делать. Да еще тут случается какая-то жуть - вроде гибели ребенка в глубокой яме рядом со школой.

Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме Фото СарБК

Опять по шпалам

От редакции

Скоростной трамвай еще толком не сдвинулся с мертвой точки, а уже стал предметом споров и страшилок. Напомним, что проект предусматривает реконструкцию сразу четырех трамвайных маршрутов – NN8, 9, 3 и 6. Обновлять их собираются почти одновременно — на работы отводится два года. Сроки сжатые, потому что придется приостанавливать движение трамваев, а это, несомненно, сейчас больше всего пугает жителей города.

Две эти линии (8-9 и 6-3) сейчас, по сути, являются "дорогой жизни" для жителей Заводского и Ленинского районов. Даже несмотря на непостоянство движения, частые аварии и остановки, трамвай остается самым вместительным видом общественного транспорта, который, к тому же, почти не стоит в пробках. Многие помнят ситуацию зимы 2019 года, когда из-за обильных снегопадов трамваи встали по всему городу. Людям тогда приходилось идти "по шпалам" едва ли не до самого центра. Та зима показала, что для создания транспортного коллапса в городе достаточно закрыть две магистральные трамвайные ветки. А это и собираются сделать уже в ближайшие месяцы.

В понедельник в правительстве региона состоялось высокое совещание по реализации проекта скоростного трамвая, на котором обсуждался в том числе и этот вопрос. Администрация города собирается на время закрытия трамваев выпустить около 70 автобусов на замену. Горожане отнеслись к этим новостям со скепсисом. И их можно понять: у нас по-прежнему не могут обеспечить нормальную работу регулярных автобусных маршрутов, поэтому нет надежды и на хорошую организацию транспорта в форс-мажорных условиях.

Что уж говорить, если из центра города проблематично уехать уже после восьми часов вечера. В городе никак не могут наладить даже такую простейшую систему, как отслеживание транспорта по онлайн-картам. По полгода ищут перевозчиков даже на такие востребованные маршруты, как "шестерка". Об остальных хронических проблемах, таких как стояние на остановках по 15-20 минут, уже и не напоминаем.

Более того, как выяснилось в ходе все того же совещания, к реализации проекта чиновники оказались не слишком готовы. По ходу дела выяснилось, что будущие исполнители мегапроекта до сих пор не утрясли даже вопрос о том, как будут строиться новые линии трамвая. Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что заложенная в документации укладка рельсов на шпалы уже 30 лет как устарела и что, если хотим как в Европе, то нужно класть на бетонное основание. Куратору региона попытался возразить только начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев, который, по всей видимости, оказался единственным из присутствующих, кто разбирался в теме.

Общественник Александр Ермишин не поленился, изучил "матчасть" в интернете и пришел к выводу, что сведения Володина тоже слегка устарели — действительно, было время, когда в Европе рельсы укладывали в бетон, но потом у технологии выявили ряд существенных минусов, которые заставили специалистов снова вернуться к шпалам... Не будем дальше утомлять читателей подробностями. Тут важно то, что эта дискуссия происходит за месяц до ожидаемого старта работ. А это уверенности в реализации проекта в срок не добавляет. Горожане тоже беспокоятся, что безтрамвайный период в Саратове может непредсказуемо затянуться...

Мнение эксперта

Денис Жабкин, краевед, блогер, пишущий о проблемах транспорта

Насколько я понимаю, пока нет графика поэтапного закрытия маршрутов — какие из них будут закрыты и на какой период. Озвученные трамвайные маршруты далеко не все, на которые в реальности повлияет модернизация. Например, во время модернизации не смогут работать трамваи №№ 4 и 10, потому что они используют эти пути. Об их работе тоже пока ничего неизвестно.

Это все должно быть предусмотрено графиком. Можно составить график, который мог бы минимизировать сроки простаивания тех или иных маршрутов. Альтернативные пути объезда для автотранспорта у нас есть. Важно то, как город сможет их использовать. Как минимум, вместо 50 лет Октября есть несколько альтернативных маршрутов, как из Ленинского добраться в центр, чтобы перераспределить трафик на реконструируемом путепроводе: Шехурдина, Техническая-Навашина-Танкистов, Черниговская-Молочка, Кумысная поляна-Новоузенская.

Есть ли у нас исследования по организации схемы движения?

Плюс у нас еще ведь должны модернизировать оба депо. Пока контракты не объявлялись, но это тоже повлияет на работу маршрутов.

Но не надо думать, что все безнадежно, и город встанет. У нас есть успешные примеры организации движения транспорта в период масштабных работ. Например, когда мост Саратов-Энгельс закрывали, все тоже побоялись коллапса, но его не случилось. Я напомню, что тогда запретили по мосту проезд легковых автомобилей, их пустили в объезд, через Пристанский мост, а на старом оставили общественный и спецтранспорт. И многие действительно отказались от личного транспорта и пересели на автобусы, не желая объезжать по Пристанскому мосту. И здесь есть масса вариантов. Просто пока никаких графиков и схем обнародовано не было, поэтому остается много неясных деталей.

Show мост go on

От редакции

Не готов к реализации оказался и другой мегапроект, о котором мы рассказывали в январе — это строительство Южного обхода Саратова с третьим мостом через Волгу. Как выяснилось, уже после его официального старта, транспортный объект оказался чрезмерно дорогим. Пресса узнала об этом как бы между прочим, во время встречи Володина с общественниками. В новостях замелькало новое слово "трассировка", обозначающее путь, по которому проляжет будущая дорога.

Фото: Володин.Саратов / Telegram

В феврале жителей поселка Приволжский в черте Энгельса напугали геодезисты, которые что-то мерили и высматривали. Причем на руках у них была схема, согласно которой створ моста и развязки около него должны были лечь прямо на территорию поселка, между заводом "Сигнал" и хлебобазой (интересно, что примерно в этом месте строить мост в свое время предлагал Дмитрий Аяцков). Эта схема была опубликована в соцсетях и наделала много шуму среди населения, потому что красным цветом (как подлежащие ликвидации) на ней было закрашено множество дачных участков и частных домов. Говорят, в зону работ попадали даже некоторые многоквартирные здания... Жители успели организовать сбор подписей против.

Фото СарБК

Однако протест быстро был погашен. Выдержав паузу в два дня, губернатор Роман Бусаргин объявил опубликованную жителями схему "фейком", а ее распространителям пригрозил правоохранительными органами. Наконец, на этой неделе была представлена настоящая схема — новая трассировка не сильно отличается от первоначальной, тем не менее, по заверению властей, даже эта корректировка позволит сэкономить... 46 млрд бюджетных рублей!

Опустим вопрос, почему сразу нельзя было сделать именно такую трассировку, на него нам никто никогда не ответит. Можно только фантазировать, сколько удалось бы сэкономить, если бы дорога пошла по "фейковому" маршруту через Приволжский. Но, конечно, если бы такой маршрут действительно был, то недовольство тысяч жителей было бы сильным аргументом в пользу того, чтобы "экономить поменьше".

Новая трассировка, судя по карте, все равно затронет дачные участки, а учитывая то, что с некоторых пор россиянам разрешили регистрировать дачи как жилье, недовольные, скорее всего, все равно найдутся. Но их будут, конечно, не тысячи, а гораздо меньше.

Остается только опять, как и в случае со скоростным трамваем, обратить внимание на то, что такой принципиальный вопрос, как место расположения дороги, решается если не с колес, то за считанные месяцы до того, как строители забьют первые колышки.

Мнение эксперта

Александр Анидалов, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)

Удешевить проект, конечно, можно. Но я бы тут немного переформулировал вопрос. А раньше думали? Как так получилось, что при проектировании такого масштабного проекта были допущено что-то, что привело к его пересмотру? Я сам знаком с проектом по СМИ, самого проекта не видел, поэтому мне сложно что-то конкретное сказать. Я бы не сказал, что трассировка моста сильно изменилась и, например, его пустили через острова, что привело к удешевлению… Нет, такого я не увидел.

Удешевить вообще можно за счет чего? За счет уменьшения полос, за счет использования более дешевых материалов, за счет качества, в конце концов. Не хотелось бы, чтоб так было, конечно. За счет чего произошло такое снижение стоимости, я не знаю. Это как со строительством больницы, которая подешевела на 30%. Я как специалист развожу руками, так как не знаю, как это возможно. Мне кажется, это нереально.

Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть, - это то, что к мнению жителей, которые выступили против строительства на месте их домов, прислушались. Это самое главное и подтверждает, что жители в действительности могут на ситуацию повлиять.

Но вопрос остается открытым: как было допущено то, что привело к необходимости менять проект? Это только мнение жителей? И еще один момент. Создается ощущение, что схема движения с учетом появления нового обхода ну вот вообще не продумана – можно тут мост построить, а захотим - можно здесь... Есть ли какая-то аналитика по этому поводу, непонятно.

Кому вымыта яма

От редакции

На этой неделе в Саратовской области снова произошла страшная трагедия. В Балакове погиб восьмилетний мальчик. Возвращался от друга домой (был четвертый час дня, еще не темно) и провалился в глубокую яму, размытую то ли коммунальными, то ли талыми водами. Там вечером и нашли его бездыханное тело.

Фото СУ СКР

Честно говоря, когда мы писали эту новость, то несколько раз перечитали официальный релиз Следственного комитета, пытаясь осознать значение слова "промоина". По данным областной службы спасения, эта яма была глубиной около пяти (!) метров. Причем находилась она очень близко к территории 25-й школы. Кругом — многоквартирные дома. То есть риск попадания ребенка в смертельную ловушку был очень высоким. Но такую огромную дыру в земле не заметил никто. Даже местные жители признались, что не видели ее, когда проходили мимо.

Администрация района тоже развела руками и только теперь начала выяснять, кому принадлежит находящийся рядом с ямой коллектор (кстати, эта информация до сих пор не опубликована), а также какая причина привела к образованию промоины. Таким образом, исходя из обстоятельств, гибель ребенка предстает нелепой и шокирующей случайностью. Так ли это на самом деле, устанавливает следствие в рамках уголовного дела о причинении смерти по неосторожности.

Фото СУ СКР

Впрочем, мы не случайно сказали "снова произошла трагедия". Не только мы, но и жители поставили этот случай в один ряд с другими, когда гибель детей (или смертельный риск для их жизни) становились следствием всеобщей халатности. Март 2022 – при выходе из маршрутки на Огородной в открытый, наполненный водой люк с головой провалилась четырехлетняя девочка. Трагедии чудом удалось избежать – за ребенком успели нырнуть.

Сентябрь 2018 – в вырытый и не огороженный коммунальщиками котлован с водой в поселке Лиманный упал четырехлетний мальчик. Погиб.

Февраль 2018 – во время прогулки с бабушкой в Ленинском районе упал в колодец и погиб пятилетний мальчик. Тогда его того же смогли найти не сразу из-за того, что роковая дыра в земле оказалась скрыта за сугробами. И это мы не приводим аналогичные ЧП, которые происходили со взрослыми.

Два случая — это совпадение, три — тревожная тенденция, четыре — уже система. Система ошибок, разгильдяйства и попустительства. После трагедии, следуя давней традиции, жители Балакова стали забрасывать чиновников сообщениями об открытых люках и опасных местах. Чиновники отчитываются, что берут их в работу. Примечательно, что в других населенных пунктах региона, в том числе в Саратове, — тишина. Губернатор Роман Бусаргин также обошел балаковскую трагедию молчанием и не сделал никаких даже формальных распоряжений, что только подчеркивает обыденную привычность таких явлений. Мегапроекты куда как важнее.

Мнение эксперта

Александр Ермишин, руководитель движения "Жить здесь"

Проблема с безопасностью городской среды носит системный характер не только в Саратове, но и в регионе, и в стране в целом. Внимание общества искусственно фокусируется на неких угрозах извне и необходимости им противостоять, а повседневные риски воспринимаются как норма и наша естественная среда обитания. Мимолетное прозрение происходит только после вопиющих случаев гибели детей в открытых люках, коммунальных котлованах и гаражных трущобах, пожарах в общественных местах с многочисленными жертвами, травмами или гибелью людей под падающими наледью и сосульками или, на худой конец, при просмотре фото провалившихся под асфальт автомобилей.

Как любая системная проблема она не может быть решена локально без изменения приоритетов внутренней политики в сторону обеспечения безопасности граждан на бытовом уровне и финансирования построения безопасной среды обитания в границах государства.

Одним из необходимых условий для этого является прямая зависимость статуса чиновника от оценки гражданами результатов его деятельности, достигаемая через прямые выборы первых лиц городов и регионов.

Автор: Ольга Бирюкова
Похожие материалы
  • 07.04.2023, 21:28 Темы недели: спасение Сакко и Ванцетти, возвращение Полиграфа

    Найти позитив в ежедневном потоке информации бывает крайне сложно. Это кошмары и ужасы случаются сами по себе, а для того, чтобы произошло что-то хорошее, нужно приложить немало усилий. Впрочем, на этой неделе в Саратовской области самые заметные новости можно отнести именно к разряду "позитива". В споре о переименовании Сакко и Ванцетти победа оказалась за большинством. А Саратовский полиграфкомбинат, над которым висела угроза разорения, вроде бы возобновил работу.

  • 03.04.2023, 11:03 АБ клуб по бизнес-интересам. В Саратове прошла очередная встреча предпринимателей

    В Саратове прошла очередная бизнес-встреча АБ клуба. Этот проект объединяет всех участников бизнес-процесса (от потенциальных предпринимателей до инвесторов) для делового общения, в результате которого рождаются идеи, тиражируется опыт, решаются самые разные вопросы, вплоть до финансирования замыслов. СарБК наблюдал, чем вдохновлялось и интересовалось бизнес-сообщество во время весенней сессии знакомств и полезных встреч.


  • 17.03.2023, 21:52 Темы недели: платная парковка, фатальная халатность, внезапный паводок

    Несмотря на то, что в Саратовской области почти не было снега зимой, весна нас все-таки удивила. Эпицентром потопов стал Петровск, в котором кроме хозяйств и имущества жителей пострадали также благоустроенные в предыдущие годы общественные территории. ЧП другого рода произошло рядом с Энгельсом - там из-за незакрепленных ворот на футбольной площадке погибла школьница. Случай получил резонанс на всю Россию. Со скоростным трамваем в Саратове наступило временное затишье, и почему-то именно его выбрали, чтобы вернуться к идее ввести платную парковку.

  • 03.02.2023, 20:27 Тема недели: Сакко и Ванцетти поделят на три

    Улице Сакко и Ванцетти в Саратове все-таки не удастся избежать переименования. Это стало окончательно понятно на "экспертном обсуждении", организованном мэрией на этой неделе по указанию Володина. В ходе дискуссии большинство участников выступили против смены названия, но, как предупредили в конце, обсуждение не имеет никаких юридических последствий. То есть за мнение вам спасибо, но сделаем мы все равно по-своему.

  • 03.11.2022, 21:01 Темы недели: мэр Мокроусова, фокусы с картами

    Ноябрь - месяц тяжелый, депрессивный. Снега еще нет, холодно и грязно, темнеет рано, а небо постоянно закрыто серыми тучами. Вот и ноябрьские новости какие-то серые и скучные. Главой Саратова становится Лада Мокроусова, которая за два месяца так и не заявила о себе как руководитель города. А чиновники с любыми нововведениями наступают на одни и те же грабли: все делается в последний момент, а разбираются уже на ходу. Так произошло и с введением льготных карт на общественном транспорте.

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x