Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Гигантский патриотизм. Театр выпустил оперу "Петр Первый" с шестиметровой головой императора на сцене

  • 13:53, 6 октября 2022
  • Комментариев[0]

Оперу "Петр Первый", приуроченную к 350-летию императора, театр оперы и балета задумал давно и намеревался представить в качестве первой премьеры в отреставрированном историческом здании. Но артисты предполагают, а подрядчик располагает, и срок сдачи обновленного здания недавно сдвинулся ровно на год. В принципе показ оперы тоже можно было бы перенести, но тогда юбилейный повод был бы упущен, тем более, что власти попросили продемонстрировать это творение на городских праздниках. В итоге "Петр Первый" сначала дважды появился в формате open air в усеченном формате, а в начале октября театр открыл новый сезон уже полновесным спектаклем.

Гигантский патриотизм. Театр выпустил оперу "Петр Первый" с шестиметровой головой императора на сцене

Великодержавную патриотическую оперу написал Андрей Петров. Большинству этот композитор известен как автор музыки к советским кинохитам - "Человек-амфибия", "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве", "Служебный роман" и других. Петров сотрудничал с Эльдаром Рязановым, Георгием Данелия, Владимиром Хотиненко, Алексеем Германом. Всенародное признание, статус суперзвезды среди кинокомпозиторов. … И вдруг в возрасте 45 лет Андрей Петров создает свою первую оперу — как раз "Петра Первого". По словам композитора, он почувствовал "настоятельную потребность сделать что-то глубоко-национальное, героико-патриотическое, достойное нашей славной истории, истории русского народа". Сам процесс создания занял у композитора больше двух лет. Так, в апреле 1973 года в Большом зале Ленинградской филармонии публика впервые услышала вокально-симфонические фрески для солиста, хора и оркестра. Зрители приняли произведение на ура, и только после этого Петров уверенно заявил, что полноценной опере быть. Ее премьера прошла в июне 1975 года в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, а в 1976-м мастер получил за эту вещь госпремию СССР.

В Саратове "Петр Первый" пережил сразу две трансформаций. Сначала произведение, состоявшее изначально аж из 10 фресок, ужали до формата, который можно было бы показать горожанам под открытым небом, а затем вновь растянули до уже классического сценического варианта.

Режиссером постановки стал ростовский мастер, выпускник ГИТИСа Павел Сорокин. На пресс-конференции перед выпуском спектакля он рассказал, что попытался показать императора, начиная с его восшествия на трон и до победы над шведами, то есть с 17 лет до 31 года. А это и стрелецкие бунты, и противостояние с царевной Софьей, и поездка в Амстердам, и война, и встреча Петра с прачкой Мартой, которая в последствии станет его супругой Екатериной Первой, и закладка первого камня будущего Петербурга. Каждая из этих историй достойна отдельного произведения искусства, но опера Андрея Петрова умудрилась вместить их все.

Сюжеты здесь мелькают так, что только и успевай следить, а происходящее на сцене уж точно не назовешь скучным и нединамичным. Впрочем, даже самый хороший материал может испортить неумелая режиссура, так что за интересный и недлинный (всего 2,5 часа) спектакль надо поблагодарить Сорокина. Статус оперы-оратории поддерживают артисты хора и мимансы театра. Народ, войско петровское, стрельцы, монахи, голландцы — это все они. Попробуй только одень такую толпу в пять разных нарядов!

Как и положено в больших спектаклях, в "Петре Первом" задействованы два состава солистов. И выбрать какой из них лучше невозможно. Оба Петра, Дмитрий Соловьев и Алексей Смирнов, хороши. Соловьев кажется более убедительным чисто вокально, зато Смирнову очень идут локоны, усы и ботфорты, а еще он великолепно бешено сверкает глазами в моменты царского гнева. Пары Меньшикова с Лефортом (Илья Говзич и Александр Гонца, Павел Корчагин и Александр Корнеев), обе Анастасии, она же Богоматерь (Вера Паньшина, Надежда Федосеева), юродивые (Сергей Филимонов, Александр Баев) абсолютно равноценны.

Роль Марты, она же Екатерина Первая, кажется, больше подходит Екатерине Федотовой с ее горячим темпераментом и уверенным меццо-сопрано, а Ольга Дё удачно породнилась с графиней Ржевской, раскрепощенно отплясывая на столе.

У премьеры действительно хорошая режиссура и исполнение практически на высшем для саратовского театра оперы и балета уровне, но к оформлению есть вопросы. Оказалось, что художник-постановщик Сергей Новиков своими идеями по началу шокировал цеха театра, и, когда оперу презентовали в бывшем ДК "Тантал", стало ясно почему. Видимо, в попытках сделать что-то глубоко-национальное и героико-патриотическое по Петрову, Новиков придумал по бокам сцены расположить иконостасы, в которых то и дело появляется поющая Богоматерь, а в центре водрузить огромную голову Петра Первого, скопированную с памятника Медный всадник в Санкт-Петербурге. И если иконостасы установлены боком и выглядят более менее воздушно, то шестиметровая императорская голова (Церетели обзавидовался бы) почти полностью заполняет скромную площадку. Она разделена на 4 части, их, словно пазл, то разъединяют, то вновь соединяют.

Ясное дело, что спектакль создавался с возможностью его переноса на нормальную, большую сцену исторического здания. Скорее всего, там эта конструкция будет выглядеть уместно, но откровенно маленькая заводская сцена пока задыхается от этого гигантизма, мега-Петр всё и всех поглощает. Во всяком случае, зрителям на первых рядах голова императора кажется чудовищно огромной, да и с последних рядов вопросов может поступить не меньше. Это символ, это образ! Но к чему такие грандиозные во всех смыслах этого слова намеки?

При безусловных достоинствах премьеры ее создатели угодили в ловушку, расставленную чиновниками и строителями. Невозможно постоянно создавать все исключительно камерное и адаптировать для маленькой сцены, в театре и так только этим и занимаются на протяжении последних двух сезонов. Поэтому очень хочется пожелать всем оперным и балетным, чтобы в свое родное здание на Театральной площади они переехали хотя бы к концу следующего сезона. А шестиметровая голова к тому времени, даст Бог, не пообветшает.

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x