Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Отталкиваясь от правил. Смогут ли в Саратове навести порядок с движением электросамокатов

  • 09:45, 23 июня 2022
  • Комментариев[0]

Июнь в России стал традиционным периодом для обсуждения проблемных вопросов, связанных с работой кикшеринга. В начале прошлого лета на новый,ставший популярным сервис проката электросамокатов обрушилась масса претензий - небезопасно, не всегда уместно, а иногда и вовсе незаконно. Этим летом поднялась очередная волна критики. И не только в адрес прокатчиков. Дело в том, что статус электросамоката давно требует более точного и даже строгого правового определения, а пока его нет, нет и системы контроля за таким видом транспорта. В такой ситуации регионы изобретают собственные способы влияния на ситуацию или "списывают" у соседей. СарБК попытался выяснить, как в связи с этим может измениться сервис аренды электросамокатов в городах области.

Отталкиваясь от правил. Смогут ли в Саратове навести порядок с движением электросамокатов Фото СарБК

Столкновение пешеходов

Первые сервисы аренды электросамокатов появились в России в 2018 году. С законодательной основой для нового тренда в стране вроде бы тянуть не стали — в 2019 году в Минтрансе РФ стали готовить поправки в ПДД о так называемых средствах индивидуальной мобильности. К ним планировали отнести любое транспортное средство с одним или несколькими колесами или роликами, предназначенное для передвижения одного человека с помощью двигателя. Напомним, что сейчас водителей большинства электросамокатов, моноколес и гироскутеров закон приравнивает к пешеходам.

С тех пор эти поправки рассматривают, пересматривают и вновь предлагают утвердить. В СМИ писали, что последний вариант проекта планировалось принять до весны 2022 года. Но кикшеринг начал еще один сезон с белыми или, скорее, мутными пятнами в законодательстве.

Можно сказать, что сервис так и вырос без должного государственного внимания. Эксперты утверждают, что именно в прошлом году страна пережила электросамокатный бум, какой-то хайп, как выразился руководитель саратовского проекта компании "E-motion" Сергей Беликов. Кажется, что это средство передвижения с удовольствием протестировали пешеходы от 7 до 70 лет.

Действительно, рынок рос с чемпионской скоростью. Если в начале 2020 года в сервисах проката в России было не больше 10 тысяч самокатов, то к середине весны-2021 их число увеличилось до 85 тысяч. Игроки тогда ждали продолжения роста и не ошиблись. Но уже в то время они опасались введения регулирования (а значит и снижения популярности) из-за того, что арендаторы самокатов все чаще стали попадать в аварии.

В общем перечне случаев есть исключительно трагичные - со смертельным исходом и с серьезнейшими последствиями (вплоть до впадения в кому). Врачи замечают, что пилоты электросамокатов получают такие же травмы, как мотоциклисты: переломы лучевых костей, запястий, пальцев, травмы головы и шейного отдела позвоночника.

В Саратовской области с начала года до середины июня произошло 8 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, где пострадало 4 человека (в том числе двое несовершеннолетних).

Впрочем, официальная статистика ГИБДД не отражает серьезности проблемы. Еще раз обратим внимание, что действующее законодательство приравнивает электросамокаты мощностью до 250 Вт (составляет большинство в парке прокатчиков) к категории "пешеход", поэтому основная часть происшествий с ними не входит в зону внимания инспекторов. Так на днях на саратовской набережной девушка на самокате сбила пенсионерку, пострадавшая была отправлена с травмами в больницу. Но для дорожной инспекции это лишь столкновение двух пешеходов.

Фото СарБК

"Шарахаться из страхов не стоит"

Сергей Беликов рассказывает, что кикшеринг пришел в Россию из стран Европы, США, Китая. Там этот сервис вышел на пик популярности в 2017-2018 годах. "Я жил в то время в Европе. В Париже, Мадриде самокаты просто выкинули в города сотнями. Все катались, всем понравилось. А потом их резко запретили, потому что не договорились, не поняли, как грамотно это организовать — по тротуарам ездить или по дорогам. Мы сейчас об этом же говорим. Так почему же в России в 2020-2021 годах не были учтены те синяки и шишки, которые набили власти европейских городов на три года раньше?" — задается вопросом бизнесмен.

Возможно, этот опыт и был учтен при работе над поправками в ПДД, но документ, как мы говорили, стал вечным законопроектом. Член СПЧ Кирилл Кабанов очень сторожно намекнул изданию "Коммерсантъ", что подобное порой происходит не без участия лоббистов. Кстати, существует еще один проект поправок — от Общественной палаты РФ. Эксперты говорят, что оба документа лежат на полке из-за действующего моратория на внесение поправок в Правила дорожного движения. Их можно только полностью переиздать. Зачем в условиях моратория работали над поправками? Вероятно, затем, чтобы позже найти способ его обойти и внести-таки изменения.

Да и отношение властей к прокату электросамокатов в России можно назвать весьма лояльным. Вот и поправки Минтранса в ПДД были изменены в пользу прокатчиков. Сначала авторы проекта хотели ограничить скорость электросамокатов до 20 километров в час и запретить им двигаться по тротуарам, а затем подняли минимальную скорость до 25 км в час с выездом на дорогу только при отсутствии тротуара и низкой скорости общего потока. Более чем мягким является и возрастные ограничения — для детей младше 7 лет. Нельзя сказать, что и регионы настроены враждебно к электросамокатам. В прошлогоднем июне в Башкирии, Казани, Новосибирске, Воронеже взялись активно искать способы для того, чтобы упорядочить движение самокатчиков, а в Ярославле и Алтайском крае далеко не все высказались в пользу какого-то регулирования, опасаясь, что оно перечеркнет весь смысл дешевого и удобного средства передвижения.

В Саратове в прошлом году власти эту тему не поднимали, а в этом на фоне относительно спокойной ситуации (будто бы в ответ на общие региональные настроения) глава города Михаил Исаев выразил обеспокоенность учащением происшествий с участием водителей электросамокатов и поручил проверить законность их размещения, правила эксплуатации, а также провести рейды. К слову, по данным мэрии, на территории города расположены около 70 точек проката двухколесных средств, причем некоторые, как оказалось, ни с кем не согласованы.

При этом депутат гордумы Виктор Марков в комментарии СарБК предостерег от чрезмерных ограничительных мер: "Это модно и удобно. У меня сотрудники, способные передвигаться на электросамокатах, с удовольствием ими пользуются, чтобы доехать, например, до арбитражного суда. Или я вижу у своего подъезда, что ребята покатались, оставили самокаты, а другой человек вышел и поехал куда-то по делам. С этим сложно бороться, к этому надо приспосабливать законодательство и нашу инфраструктуру. Но какие-то ограничения безусловно нужны. Я мог наблюдать, как люди упали с самокатов на пешеходном переходе. Если бы это было дневное время, а не вечернее, могли бы быть жертвы. Конкретные предложения, может быть, и о средствах защиты, должны дать специалисты. Но шарахаться из страхов не стоит".

Фото СарБК

Сначала велодорожки, потом запреты

В Российской федерации автовладельцев наиболее успешным считают опыт Юго-Восточной Азии. Там электросамокаты давно приравняли к транспортным средствам повышенной опасности, которые надо ставить на обязательный учет. Единого же подхода в мировой практике нет.

Недавно стало известно, что в Совете по правам человека при президенте России разрабатывают предложения для того, чтобы направить их в правительство. Там тоже хотят признать электросамокаты источником повышенной опасности и ввести для них, а также для велосипедов, сегвеев и других подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности, а на служебные и арендуемые транспортные средства установить номерные знаки. В СПЧ считают, что вставать за руль электросамокатов можно только с 18 лет и, возможно, при наличии прав особой категории. Там убеждены, что двигаться электросамокаты должны по отдельным полосам, ведь они тяжелее и быстрее, чем велосипеды, для которых предусматриваются выделенные зоны.

Сергей Беликов из "E-motion" на это отвечает: "В Саратове каркаса велодорожек нет. На Волжской только, и то это, оказывается, не велодорожка, а технический проезд для коммунальных служб. На проспекте Столыпина велодорожек нет. Остается только набережная, но и там просто разметку нанесли, и бульвар Рахова. Где людям перемещаться? Сначала надо создать велодорожки, а потом вводить подобные запреты". Не согласен собеседник СарБК и с идеей признания электросамоката средством повышенной опасности: "Самокат не может ехать без толчка ноги. Это говорит о том, что права для его использования не нужны, если самокат недостаточно мощный".

В сегодняшних условиях регионы объявляют ограничения в обход принципиальных, сложных и спорных вопросов, которые могут разрешиться только на федеральном уровне. Где-то для электросамокатов закрывают отдельные улицы, где-то ограничивают скорость их передвижения. В Подмосковье решили выбирать операторов кикшеринга по конкурсу и оценивать у участников инфраструктуру, необходимую для развития сервиса (организация спецпарковок, создание карты площадок). Но и власти региона взяли на себя обязанность помогать бизнесменам (тем более, что к этому призвал глава государства), они обещают на популярных маршрутах снизить бордюрные камни, оборудовать съезды. В некоторых регионах появились соглашения между прокатчиками, мэрией и ГИБДД. Так же решили поступить и в Саратове.

"Если будет соглашение, то можно будет хотя бы через прокатчиков регулировать передвижение на данном средстве. Здесь будет идти речь об ответственности прокатчика. В том числе за скоростной режим. И уже прокатчик будет ответствен за то, что кто-то берет напрокат самокат в состоянии алкогольного опьянения и так далее. Полный инструктаж и сопровождение того лица, которое взяло данное транспортное средство", — заявила после состоявшейся дискуссии, в том числе и в стенах областной думы, депутат Юлия Литневская.

Но вряд ли бизнес будет готов взять на себя полную ответственность за арендатора в условиях дистанционного взаимодействия. "У нас есть инструкция и положение пользователя. При регистрации в приложении пользователь ставит галочку, и это автоматически приравнивается к подписанию договора. В рамках этого договора, на время аренды пользователь становится абсолютным владельцем этого самоката и несет всю ответственность. У нас запрещено пользоваться лицам, не достигшим 18 лет, в алкогольном, наркотическом опьянении, нельзя вставать на самокат вдвоем. Мы понимаем, что не можем проверять каждого", — говорит Сергей Беликов.

Справедливости ради, надо сказать, что компании и раньше, до идей о соглашении, живо реагировали на претензии. Например, первая волна критики была наполнена замечаниями о том, что оставленные после окончания аренды самокаты мешают прохожим, загромождают улицы. Ответом сервиса Urent стало новое требование к арендатору — он должен сделать фото, на котором видно, что самокат в ожидании следующего пилота никому не мешает. А на рост числа аварий с самокатчиками первыми в Саратове ответил сервис "E-motion" — здесь снизили скорость самокатов до 15 км в час в местах, где много прохожих или детей, например, проспект Столыпина, Театральная площадь, парки. Сегодня такие ограничения действуют и у других прокатчиков.

Наверное, после подписания соглашений, появится некий перечень улиц, на которых мэрия введет обязательные ограничения скорости для всех сервисов. Сергей Беликов заверил, что компания всегда взаимодействовала с властями (в плане организации движения, благоустройства, безопасности) и готова продолжать диалог. К слову, в Саратове попробовали затронуть самую сложную его часть — о статусе самоката, но пока только в рамках действующего законодательства. В областном управлении ГИБДД пояснили, что транспортное средство, имеющее мощность от 250 Вт до 4 КВт, приравнивается к мопеду или скутеру, а значит может управляться тем, кто достиг 16-ти лет и имеет водительское удостоверение открытой категории М. И двигаться такие самокаты должны по проезжей части улицы, а не по тротуару. А поскольку рейды инспекторов показали, что прокатчики имеют самокаты мощностью от 350 Вт, то попросили бизнесменов информировать арендаторов о технических характеристиках каждого из прокатных средств передвижения. В ГИБДД предположили, что это может быть всплывающее окно в приложении, а если изменить единое программное обеспечение для нескольких регионов сложно, то это могут быть ярлыки на самокатах, специальные вывески или инструктажи.

"Чтобы все могли видеть эту информацию и чтобы прокатчики не подталкивали людей на совершение административного правонарушения. Незнание закона не освобождает от ответственности", - подчеркнули в областной автоинспекции.

К слову, самокат, который может развивать скорость больше 50 км в час, приравнивается к мотоциклу, но прокатчики уверяют, что такие транспортные средства сдают в аренду частные лица. На площадках сервисных сетей таких самокатов нет.

По той информации, которая доступна на данный момент, в Саратове продолжается работа над проектом соглашений. Значит, у бизнеса остается надежда, что обороты не рухнут в один миг, а у власти появляется возможность отчитаться о принятых мерах. Но о том, что проблема разумно и эффективно разрешена, может сказать только спокойная обстановка на тротуарах и обочинах дорог. Пережить бы нам сезон без трагичных происшествий с модным, удобным средством перемещения.

Похожие материалы
  • 27.07.2023, 15:38 Держи платный карман шире. Почему Саратову не избежать введения платы за парковку

    Идея введения платной парковки делает уже не первый круг, но все никак не приземлится в Саратове. На этот раз дискуссию о том, платить или не платить за стоянку на улицах, организовали в областной думе. До этого, весной этого года, стало известно, что мэрия якобы уже подготовила некий проект внедрения платной парковки в центре города, но его пока никто в глаза не видел и предметно не обсуждал. Впрочем, судя по последнему совещанию, к идее все еще относятся как к дискуссионной. И это несмотря на то, что, судя по опросам, тотального неприятия идеи в обществе не наблюдается. Федеральные эксперты, с которыми поговорил СарБК, считают введение платной парковки неизбежным. Почему - в нашем обзоре.

  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 16.12.2022, 21:04 Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

    В непростые времена нужно стараться фиксироваться на хорошем. Судя по всему, по этому рецепту действуют саратовские власти. Если кто-то рисует вам красивую, даже не очень реалистичную картинку (электромобили, глэмпинги), но лучше смотреть на нее, чем, например, на то, как погружается в пучину саратовский электротранспорт. А то, чего доброго, можно еще заболеть и какой-нибудь ОРВИ подхватить. Сейчас, во время эпидемии, это очень некстати.

  • 21.10.2022, 21:35 Темы недели: дело псу под хвост, ускорение для трамвая, стройка без комплексов

    На этой неделе находились поводы вернуться к старым, мы бы даже сказали - к истрепанным, но оттого самым излюбленным саратовским темам. О них можно говорить с кем угодно, как о погоде. Мы имеем в виду бродячих собак (стало известно о прекращении уголовного дела о халатности против чиновников мэрии), общественный транспорт (скоростной трамвай может появиться в городе раньше запланированного срока) и проблемы жилой застройки.

  • 31.01.2022, 15:13 Выход по Стрелке. Поможет ли дорогая развязка решить транспортные проблемы

    В Саратове подготовили проект долгожданной развязки на Стрелке. Идея, которой от роду не меньше 20 лет, может наконец дойти до реализации в этом году. Речь идет о новом решении для пересечения потоков в районе проспекта 50 лет Октября, Большой Горной и Тракторной улиц. В январе авторы проекта опубликовали видео с визуализацией внешнего облика будущего сооружения. Отзывы на представленную картинку оказались неоднозначными. О том, что так разгневало в проекте урбанистов и как его оценивают другие эксперты - в обзоре "СарБК".

Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x