Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Бег за ушедшим поездом. Каким стало для области 10-летие Валерия Радаева

  • 12:12, 5 апреля 2022
  • Комментариев[0]

Сегодня, 5 апреля, исполняется ровно 10 лет с момента официального назначения Валерия Радаева губернатором Саратовской области. Для политика это время достаточное, чтобы оставить в истории региона свой след. Безусловно, чиновники отчитаются о росте показателей, перерезанных красных ленточках и прогрессе по всем направлениям. Но каким это время стало для области на самом деле? Чем оно запомнится жителям? И какова роль во всем этом самого Валерия Васильевича?

Бег за ушедшим поездом. Каким стало для области 10-летие Валерия Радаева Фото СарБК

23 марта 2012 года проходило заседание правительства Саратовской области. В разгар мероприятия с места поднялся депутат облдумы Александр Ландо и объявил о выходе президентского указа об отставке губернатора Павла Ипатова. Сидевший в президиуме Ипатов дал депутату закончить, а потом невозмутимо перешел к следующему пункту повестки дня. А после совещания стремительно покинул зал заседаний, не дожидаясь вопросов прессы.

Исполняющим обязанности губернатора был назначен председатель областной думы Валерий Радаев. Через несколько дней ему предстояло пройти утверждение в качестве постоянного руководителя областной исполнительной власти.

Смена верхов ожидалась давно, но произошла неожиданно. В 2012 году в России планировалось вернуть губернаторские выборы, однако в регионе они так и не случились. Нового губернатора поторопились назначить из столицы, не дожидаясь возврата к демократической процедуре. В результате первые после перерыва выборы главы региона состоялись в Саратове только в 2017 году. Впрочем, и они ничего не изменили.

Новая элита

С приходом Радаева многие связывали так называемое "объединение элит". Годы руководства Ипатова запомнились постоянным перетягиванием одеяла между правительством с одной стороны и региональным отделением "Единой России", областной думой и городской администрацией — с другой. Как не трудно понять, вторую сторону поддерживал Вячеслав Володин, на тот момент первый замглавы администрации президента.

Политические дрязги мешали нормальной жизни региона. Единороссы и Ипатов обвиняли друг друга в невнимании к проблемам людей, в отсутствии финансирования на те или иные вопросы, перекладывали друг на друга ответственность за провалы. Например, глава Саратова Олег Грищенко то и дело упрекал область в недостаточном финансировании города. Но главное — у Ипатова не получалось коммуникации с федеральным центром. Главный саратовский лоббист при нем не спешил помогать региону. Появилась надежда, что при новом губернаторе такого уже не будет.

5 апреля областная дума утвердила Радаева в должности губернатора. Событие было освящено визитом в город премьер-министра России Владимира Путина — он проводил в Радищевском музее совещание по культуре, заодно встретился и с новоиспеченным главой региона.

Фото СарБК

Радаев представил в думе уже готовый состав правительства. Многие ключевые посты в нем заняли пришельцы из областной думы и "ЕР". Так, экономическим зампредом стал Павел Большеданов, вице-губернатором, отвечающим за внутреннюю политику, — выходец из "Молодой гвардии" Денис Фадеев, министром по делам территорий — еще один МГЕРовец Сергей Нестеров. На саратовские должности вернули из Москвы Александра Соловьева (он был на тот момент замминистра сельского хозяйства РФ) и Сергея Канчера (депутат Госдумы). Некоторые министерские портфели отдали представителям парламентской оппозиции: справедливороссу Владимиру Пожарову, членам ЛДПР Роману Федосееву и Юлии Абрамовой. Побоялись сходу менять министров финансов и промышленности — быстрой замены Александру Ларионову и Сергею Лисовскому не нашлось.

Правда, уже скоро в рядах чиновников начнется кадровая чехарда. Некоторые из них покинут пост ради бизнеса (как, например, Сергей Канчер, Юрий Моисеев, Владимир Пожаров), в связи со скандалами (министр занятости, труда и миграции Наталия Соколова и министр финансов Александр Выскребенцев) или за провалы в работе, некоторые — под угрозой уголовных дел или уже как их фигуранты: председатель комитета капитального строительства Александр Сурков, министры транспорта Николай Чуриков и Алексей Зайцев, министр природных ресурсов Дмитрий Соколов (оправдан), министр образования Марина Епифанова (дело прекращено), председатель комитета по информатизации Лариса Кузнецова, министр здравоохранения Наталья Мазина (признана невиновной).

Принцип подбора кадров по принципу "верности партии", а не профессионализма в перспективе еще сыграет с правительством злую шутку. На втором сроке Радаева правительство уже будет обновляться в основном за счет глав районов. К сожалению, не все районные руководители окажутся там к месту.

Фото СарБК

Долгоиграющий оптимизм

Новому губернатору нужно было начать с каких-то позитивных преобразований. Поскольку перинатальный центр и новый ТЮЗ все же успели достроить при Ипатове, внимание пало на два других "зависших" проекта — новую набережную и новый аэропорт. Берегоукрепление велось с переменным успехом из-за перебоев в федеральном финансировании. Однако после прихода Радаева власти смогли чудесным образом за несколько месяцев закончить и открыть первый новый участок — от Провиантской до Вольской.

Несмотря на то, что эта часть набережной была отрезана от "старой" недостроенным участком вдоль ГРЭС и попасть на нее можно было только кружным путем по улице Чернышевского, а подходы к ней были засыпаны щебенкой, открывался новый променад с помпой, с участием едва ли не всего политбомонда.

Фото СарБК

Впоследствии новая набережная принесет немало головной боли чиновникам. Тот самый участок вдоль ГРЭС откроют в 2013 году, но он сразу начнет проваливаться. С другой стороны стройка упрется в лодочные базы. На достижение компромисса с лодочниками и их выселение уйдут несколько лет. Начать строительство третьей очереди от Шелковичной до 2-й Садовой смогут только в 2019 году.

Проект нового саратовского аэропорта появился еще в 2007 году, потом начались поиски подходящей площадки. Реализация шла медленно, федеральный центр поддерживать проект не спешил. На 2011 год была только выкуплена земля. С приходом Радаева проекту придали ускорение. В октябре 2012-го состоялась закладка камня на месте будущей авиагавани, сроки строительства на церемонии оценивали в "два-три года". Времени потребовалось заметно больше, в том числе из-за долгой паузы, связанной с переделкой проекта и сменой генерального подрядчика. Открытие аэропорта "Гагарин" состоится 20 августа 2019 года.

Правительство области старается искать и другие позитивные поводы. На Олимпиаде в Пекине саратовец Илья Захаров завоюет золотую медаль в прыжках в воду — Радаев выйдет с инициативой построить Дворец водных видов спорта. Открытие спортобъекта состоится уже в феврале 2021 года. К тому моменту сам олимпиец уже фактически завершил свою карьеру.

Фото СарБК

 От промышленного бума до ухода "китов"

В 2012 году после завершения процедуры банкротства было ликвидировано юридическое лицо Саратовского авиационного завода. Новый губернатор отреагировал на событие безапелляционным заявлением о том, что ни одно предприятие в регионе больше не закроется.

Кризис на авиазаводе пришелся на времена Аяцкова, в банкротство завод ушел и был распродан по частям при Ипатове. Экономические проблемы региона еще долго будут списывать на "тяжелый багаж" предыдущего руководства. Например, госдолг региона в 2011 году составлял 36 млрд рублей. Регионам было спущено много новых полномочий, а вот обеспечивать их налоговыми сборами центр не спешил. Кроме того, накануне выборов 2007 года областные депутаты приняли много популистских законов о социальной поддержке населения (часть из них так и не были активированы, а впоследствии их отменили). Оплачивать растущие расходы пришлось за счет кредитов — коммерческих, потому что бюджетные региону также никто не давал.

С приходом Радаева обязательств меньше не стало, а госдолг вырос до 50 с лишним миллиардов. Зато за счет лояльности федерального центра регион начал получать бюджетные займы под низкий процент и замещать ими дорогие банковские. Это подавалось как следствие эффективной политики областного правительства, однако на самом деле это говорило лишь о потеплении отношений между регионом и центром.

Постоянные ссылки на ипатовский "багаж" не помешали правительству Радаева активно пользоваться позитивными наработками предшественников, ставя их себе в заслугу. В 2014-2015 году в области произошел "промышленный бум": в год открывались по 4-5 новых производств. Многие из инвесторов, как, например, "Северсталь", пришли в регион еще во время Ипатова. Подчиненным Радаева оставалось только не сильно мешать в реализации проектов — чему способствовало сохранение Лисовского во главе минпрома.

Перерезая красные ленточки, Радаев заявлял о планах вводить не меньше четырех новых заводов и в последующие годы. Но обкатанные проекты быстро закончились, а вот с привлечением новых возникли большие проблемы. Для создания пиар-эффекта правительство хваталось за любые, часто откровенно маниловские затеи. Первой завиральной идеей стало строительство на Зеленом острове "крупнейшего в Европе" туристическо-развлекательного центра. Стоимость проекта была сопоставима с "затратами на Сочи-2014", говорил тогда губернатор. После сказочной презентации инвестор растворился в воздухе.

Валерий Радаев вообще часто ударялся в подобные мечтания. Стоило ему отвлечься от написанного в бумажке, как его иногда несло в непредсказуемом направлении. Стоит хотя бы вспомнить историю про так и не состоявшийся подъем ледокола "Саратов" со дна Волги с его последующей установкой на набережной. Или предложение заводу СЭПО выпустить "седьмой айфон". Или идею везти туристов на болото в Новобурасском районе.

А вот над реальной, непридуманной экономикой сгущались все новые тучи. В список топ-100 крупнейших российских компаний ранее попадали только две саратовские — "Волгомост" и "Солнечные продукты". Первый в 2016 году сменил прописку на московскую и ушел в банкротство. Судьба вторых тоже оказалась на волоске, к счастью, активы компании были выкуплены конкурентами из "Русагро" (это та самая победа, которая равносильна поражению). В 2018 году после авиакатастрофы в Подмосковье аннулирован сертификат "Саратовских авиалиний": фактически это означало остановку деятельности компании. В 2019 году прекратила работу Саратовская табачная фабрика.

Многие предприятия за эти годы прошли процедуру банкротства и смены собственников. И хотя большинство из них были сохранены, общая тенденция к уходу крупного бизнеса, а также финансовые и имиджевые потери региона стали очевидными. К примеру, удалось спасти от закрытия Энгельсский троллейбусный завод, но произошло этой ценой гибели "Тролзы" — одного из самых узнаваемых саратовских брендов.

Фото СарБК

Демографический уклон

Несмотря на достижения правительства, связанные с перекредитовкой под более низкий процент, финансовое положение области от этого сильно не выправилось. Регион как был, так и остается на предпоследних строчках по показателю бюджетной обеспеченности на душу населения.

По официальной статистике, средняя зарплата в области за 10 лет, с 2011 по 2021 год, выросла более чем вдвое: с 16 205 до 37 073 рублей. Но  примерно также она поднялась и в других регионах, и в России в целом. Поэтому область по-прежнему уступает крупным соседям по заработкам, не сдвинувшись за это время с восьмого места в Приволжском федеральном округе.

Реальные же доходы граждан все эти годы либо падали, либо росли в символических пределах 0-2%. Конечно, чиновники не приводят этих данных в своих отчетах, зато хвалятся темпами роста зарплат (который на корню съедается инфляцией). Для выполнения статистических показателей в области идут на чисто формальные меры — например, индексируют зарплаты бюджетников или проводят работу по легализации трудовых отношений, вынуждая бизнес переводить "серую" зарплату в "белую".

Как следствие бедности — катастрофическая демографическая ситуация в регионе. Негативное соотношение рождаемости и смертности усугубляется активной миграцией из региона. Согласно официальным данным, население области за последние 10 лет уменьшилось более чем на 147 тысяч человек. За 2019-2021 годы жителей в регионе стало на 78,9 тысячи меньше — это больше, чем в любом другом регионе России. По показателю общего прироста за тот же период (-3,27%) область оказалась на 78-м месте среди 85 регионов России.

В мае 2020 года правительство области утвердило план мероприятий по улучшению демографической ситуации, который оказался обычной компиляцией ранее запланированных программ и показателей. Ничего нового власти не предложили, как следствие, демографические тенденции только ухудшились во время пандемии коронавируса.

Фото СарБК

 Ручное управление

С 2016 года в Саратовскую область зачастил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Визиты политика в регион подаются как депутатская работа с избирателями. На практике же они превращаются в серию совещаний, на которых глава российского парламента устраивает разносы и раздает поручения региональным чиновникам. Позитивные перемены в области и даже само поступление федеральных средств в регион становятся "володинскими" проектами и инициативами.

Одну из первых таких инициатив Володин высказывает незадолго до выборов в Госдуму, в августе 2016 года. Она состоит в том, чтобы сделать в Саратове восьмикилометровое пешеходное кольцо. Реализация проекта начинается почти сразу же, и уже 4 ноября 2016-го открывают переделанную в променад улицу Волжскую. Реализация проекта закончится в 2021 году после благоустройства новой набережной до 2-й Садовой.

В том же, 2016-м, году успевают сделать также фонтан около нового здания ТЮЗа, а Саратов получает от Москвы в подарок подержанную коммунальную технику, которой в городе крайне не хватает. В следующие годы в области будут реализованы десятки володинских проектов — от ремонта тротуаров до парка Покорителей космоса, от сквера Марины Расковой до инфекционной больницы, от памятника военной медсестре до передачи дорог на федеральный уровень.

В 2017 году спикер Госдумы дает старт кампании по решению проблемы обманутых дольщиков. За предыдущие годы региональные власти не только не сократили список несостоявшихся владельцев квартир, он, напротив, вырос до 5 тысяч человек. Проблему в целом удается решить за 5 лет — какие-то дома достраивают, в самых сложных случаях дольщикам дают компенсации.

Поддержка Володина и отсутствие сильных конкурентов позволяют Радаеву выиграть губернаторские выборы в 2017 году. Действующий глава региона набирает 74,63% голосов, ближайший его преследователь — глава саратовских коммунистов Ольга Алимова зарабатывает 16,28%.

Зависимость местных чиновников от спикера Госдумы с каждым годом только возрастает. Доходит до того, что Володин советует чиновникам, какие гвозди нужно вколачивать в скамейки. А местные чиновники не могут самостоятельно решить даже вопрос размещения на улицах общественных туалетов. Единственный способ решения проблем в регионе — это жалобы Володину.

В 2019 году Радаев перестает исполнять функции председателя правительства области, их перекладывают на Александра Стрелюхина, а затем на Романа Бусаргина. Таким образом, даже исполнение володинских поручений — уже не его прямая задача. Радаев окончательно стал чисто символической фигурой.

Фото СарБК

Слухи о возможном уходе Радаева с поста начали появляться еще при первом его сроке. Слухмейкеры отправляли его то в кресло ректора аграрного университета, то в руководители регионального управления Россельхознадзора, иногда даже на пост руководителя всего этого федерального ведомства. Осенью 2019 года Радаев сам во время дискуссии в областной думе подтверждает, что его полномочия заканчиваются и продолжать карьеру он не собирается. Но в марте этого года сценарий меняется. В областную думу внесен законопроект, который предусматривает снятие ограничения для губернатора на работу в течение двух сроков. Это может означать, что Радаев останется у руля региона и после 2022 года.

 P.S.

Косвенным свидетельством самодостаточности политика может служить его обращение с прессой. Валерия Радаева стоит признать абсолютно закрытым для СМИ. Глава региона за 10 лет провел всего две больших пресс-конференции — вскоре после назначения в 2012 году и в 2015-м. Интервью губернатора выходят исключительно в государственных СМИ и исключительно с теми вопросами, которые хочется осветить самому руководителю исполнительной власти.

Подытоживая две радаевские пятилетки, остается констатировать, что регион можно было бы отнести к числу "догоняющих", если бы он мучительно не топтался на месте все это время. Все силы власти уходят на то, чтобы удержать его от окончательного разрушения и деградации. Получается какой-то бег — даже не за уходящим, а уже ушедшим поездом...

Похожие материалы
  • 29.04.2022, 20:59 Темы недели: "Россия" и речвокзал, слияние больниц, парад "паровозов"

    В Саратове продолжают разгребать "наследие лихих 90-х", пытаясь вернуть народу объекты, которые некогда стали частными, но пришли в упадок. Теперь очередь дошла до гостиницы "Россия" и речного вокзала. В области проходит очередная, уже неизвестно какая по счету, волна оптимизации медицинских учреждений. Тем временем, власти пытаются каким-то образом решить проблему отсутствия интереса к будущим выборам - и у потенциальных кандидатов, и у избирателей.

  • 20.01.2022, 10:41 Кто, если не Радаев? Выбираем нового губернатора вместе с экспертами

    В первый рабочий день этого года федеральные, а чуть позже и региональные СМИ, вышли с очередной порцией экспертных прогнозов о досрочной отставке губернатора Саратовской области Валерия Радаева. Подобные заявления аналитиков давно не несут в себе информационной новизны, потому что преждевременный уход с поста Радаеву прочат уже много лет, а осенью прошлого года он и сам выдал своего рода "я устал, я ухожу". Впрочем, саратовские политологи допускают, что замена действующего главы региона является вовсе не такой очевидной, как кажется. "СарБК" вместе с экспертами разбирался в особенностях "закулисного кастинга" на пост саратовского губернатора и изучал теоретический список имен, которые когда-либо назывались в качестве возможных претендентов на главный кабинет в здании по Московской, 72.

  • 30.12.2020, 16:37 Темы 2020 года: коронавирус, растущий Саратов, тотальный Володин

    Только на первый взгляд может показаться, что единственной главной темой 2020 года был коронавирус. На самом деле, и в России, и в Саратовской области, несмотря на пандемию, произошло много важного и интересного. Причем было не только плохое - произошло и на удивление много хороших перемен. Правда, они, на наш взгляд, не смогли переломить общей тенденции скатывания региона в трясину. "СарБК" вспоминает о самом важном, что произошло в обществе, политике, экономике региона в уходящем году.

  • 11.12.2020, 19:21 Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике

    Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.

  • 16.10.2020, 17:49 Темы недели: ковидный коллапс, повышение Бусаргина, три года Исаева

    Коронавирус снова активизировался - и в организмах саратовцев, и на информационном поле. К сожалению, мы все-таки дошли до той стадии, когда медицина стала не успевать за развитием ситуации. Чиновники от бессилия перекладывают ответственность на граждан. В этих напряженных условиях в правительстве меняется руководитель - вместо многоопытного Стрелюхина исполнительной властью будет управлять 39-летний Роман Бусаргин. Главе Саратова можно выставлять оценки - с момента его назначения на должность прошло три года.

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x