Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Праведница в рваных ботинках. В драмтеатре открыли сезон спектаклем про уборщицу из продуктового

  • 12:36, 30 сентября 2019
  • Комментариев[3]
Марина Глуховская и саратовский драмтеатр - это как солнце и море или кофе и утро. То есть точно знаешь, что от сочетания, проверенного временем, гарантированно получишь удовольствие. За последние 13 лет московский режиссер поставила в Саратове 10 спектаклей, 11-й открыл новый театральный сезон. Глуховская любит масштаб и привлекает к постановкам большую часть труппы. Для зрителя это идеальный вариант, когда с одного захода можно освежить в памяти образы многих актеров. А еще режиссер выбирает известные пьесы для постановок. На этот раз в руки к ней попала "Моя Марусечка" Александры Васильевой.
Праведница в рваных ботинках. В драмтеатре открыли сезон спектаклем про уборщицу из продуктового

Эта повесть в 1999-м году попала в шорт-лист престижной литературной премии "Русский Букер". И вроде бы такой успешный старт должен был означать, что "Мою Марусечку" расхватают театры, но нет - в сети можно найти единственное упоминание об одноименном спектакле. Его в 2012-м выпустил театр Александра Калягина Et Cetera.

Повесть Васильевой часто сравнивают с "Матрениным двором" Александра Солженицына. В обоих случаях в центре внимания женский персонаж, простой, пронзительный, невероятно душевный. Солженицын изначально хотел назвать рассказ "Не стоит село без праведника". У Васильевой тоже есть праведница, а вместо села вымышленный южный портовый город.

На дворе 70-е-80-е годы прошлого века. В разгаре брежневская эпоха и советская антизападная пропаганда ("Если поцелуешься с негром, все зубы выпадут", "Арабы в Израиле с кинжалами ходят"). Мария Христофоровна или та самая Марусечка - немолодая и битая жизнью женщина. Работает она уборщицей в продуктовом магазине. Сын ее Митя, вовсе и не сын ей, а племянник, которого она забрала к себе после смерти его матери, своей родной сестры. Митя много нервов попортил Марусечке, а в 18 лет по глупости загремел в тюрьму. Дали ему 5 лет, но адвокат сказал приемной матери, что 500 рублей могут исправить ситуацию. "500 рублей, кто же это придумал?", - приговаривает то и дело Маруся, и зарабатывает деньги на всем подряд.

Вернее, могла бы зарабатывать, но рука не поднимается брать деньги со знакомых и друзей. Она молча проглатывает вечные упреки и оскорбления от парторга магазина Алюськи (Эльвира Данилина), прикрывает бездельницу уборщицу Олю (Дарья Родимова), бесконечно выслушивает пьяные откровения директора Витальки (Валерий Малинин), радуется за отбывающего на историческую Родину зав рыбной секцией Мишаню Давидовича (Владимир Назаров). Как что, так сразу все они бегут к Марусечке. Она выслушает, не упрекнет, поплачет и посмеется в унисон, а еще поставит на стол самые лучшие угощения, даже если самой есть нечего.

Непонятно только, где Марусечка черпает силы, ведь жизнь у нее совсем не сахар. Когда Мишаня Давидович отбывает на ПМЖ в Израиль, то оставляет ей два рулона рубероида, шкаф, тулуп, пару ботинок. Рубероид новый совсем, крышу можно перекрыть. Шкаф потертый, но все полочки на месте. А ботинки! До того Маруся за всю жизнь и трех пар ботинок не сносила, эти четвертые будут.

Эту святую Марию Глуховская доверила сыграть Алисе Зыкиной. Актриса, пусть даже и очень хорошая, но с обычной пластикой, мимикой и подачей, рисковала бы потеряться в безумном круговороте "Моей Марусечки". Зыкина – другая. Колкая, жесткая, порывистая, она очень органично вжилась в ритмичную и напористую прозу Васильевой. При всей святости и праведности своей героини, именно необычная природа Зыкиной делает ее не такой уж беззащитной и совсем не бесхребетной. Ее Мария Христофоровна не вызывает слез жалости, хотя, казалось бы, к этому все располагает. Жертвенность и альтруизм в этом случае равное достоинство.

Алиса Зыкина со всей ее непосредственностью и харизмой могла бы вытащить спектакль с минимумом партнеров (так было в арт-хаусной постановке на Малой сцене "Танец. Дели"), но на этот раз вместе с ней на сцене появилась добрая часть звезд драмтеатра. В "Марусечке" вообще всего много – артистов, танцев, песен, анимации. Все это присутствует в такой концентрации и меняется так быстро, что порой хочется нажать на паузу, отмотать назад и повнимательнее посмотреть мизансцену. Такая насыщенность характерна для Марины Глуховской. Не терпит она пустоты, долгих немых сцен и незаполненного смыслом пространства. Так что тут дело вкуса, предпочитать такие трактовки или нет.

В повести указано, что Марусечка обладает душой, которая "мучается разными событиями, потому что живая была". И хотя жанр драмы не оставляет шансов на хэппи-энд, а к постановке есть вопросы, премьера получилась тоже очень живой. Посмотреть на истинно русский гротеск, когда так плохо, что аж танцевать хочется, теперь можно на Большой сцене саратовского драматического театра.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 26.01.2016, 11:21 «Ромео и Джульетта» в драме. Монтекки — в косухе, Капулетти — с головой в ведре Вроде бы ни 2015-й, ни 2016-й не являются юбилейными годами для Уильяма Шекспира, но два саратовских театра, не сговариваясь, выпустили в этом сезоне спектакли по его произведениям. Вернее, произведению. "Ромео и Джульетту" сначала попытались осовременить в ТЮЗе, а буквально на днях театр драмы представил оригинальное прочтение этой бессмертной истории любви. В драме за "Вильяма" взялась самый масштабный режиссер саратовской сцены последнего времени Марина Глуховская.
  • 03.04.2015, 16:10 "Кабала святош" в драме. Четыре часа совпадений Пьеса "Кабала святош" - произведение Михаила Булгакова с удивительно трагичной судьбой. Автор написал ее в 1929 году, однако на сцене МХТ она была поставлена только в 1936-м, пережив сразу несколько запретов. Разрешению предшествовал личный разговор Булгакова с Иосифом Сталиным, однако даже "добро", полученное лично от вождя, не способствовало ее успешной репертуарной судьбе. "Кабала святош" была сыграна всего 7 раз прежде, чем вышла разгромная рецензия в "Правде", и постановку вновь запретили. Теперь и саратовский театр драмы взялся за "опасный" материал – премьера по Булгакову прошла 1 и 2 апреля.
Новые материалы
  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

  • 08.05.2024, 13:44 Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города"

    Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 сентября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x