Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

У каждого своя "Тропа". В ТЮЗе – последняя премьера Юрия Ошерова

  • 10:23, 24 сентября 2019
  • Комментариев[0]
Спектакль, который 22 сентября выпустил саратовский ТЮЗ, стал бы очередной ладно скроенной постановкой для детей и подростков, если бы не печальный бэкграунд. Именно при подготовке к репетициям этой премьеры смертельно травмировался народный артист России, худрук театра Юрий Ошеров. В итоге постановка "Тропа" превратилась в посвящение мастеру. Работу над спектаклем продолжил ученик Ошерова Алексей Чернышев, а артисты, несмотря на всю сказочность материала, создали на сцене настоящую философскую притчу.
У каждого своя "Тропа". В ТЮЗе – последняя премьера Юрия Ошерова Фото Юрия Набатова

Австриец Феликс Зальтен написал роман "Бэмби. Биография из леса" в 1923 году. Книга мгновенно получила популярность, и была переведена на 30 языков мира. В 1939 году Зальтен выпустил продолжение романа, но еще до этого он был вынужден покинуть родную Австрию. Будучи этническим евреем, драматург рассудил, что в случае присоединения Австрии к нацистской Германии, ему придется несладко. Тем более, что уже к 1936 году роман на родине автора был запрещен как "политическая аллегория на обращение с евреями в Европе". Множество экземпляров "Бэмби" было сожжено, из-за чего первые издания романа считаются библиографической редкостью.

Уолт Дисней называл анимационный фильм "Бэмби" своим любимым мультиком, однако работа над его созданием не была простой. Дисней выкупил права на экранизацию романа, но с премьерой не спешил. Все дело в том, что оригинальная версия романа была слишком серьезной и мрачной для юной аудитории. Да, да, в изначальном варианте "Бэмби" - это совсем не детское произведение.

Фото Юрия Набатова

Этот роман называют одним из первых энвайроменталистских произведений. Появившись в начале XX века, это социально-экологическое движение декларировало усиление мер по защите окружающей среды. В итоге роман о взрослении олененка превратился в настоящий манифест о правах животных. По желанию Диснея история была облегчена и адаптирована для детской аудитории.

Юрий Ошеров обо всем этом, конечно же, знал, и написал для спектакля собственную инсценировку под названием "Тропа". Здесь логично соединились зальтеновская взрослая философия и диснеевская легкость и красочность. Выразительные средства использованы лаконично, от чего лесное пространство кажется очень стильным.

Фото Юрия Набатова

Сцена, как мы привыкли в ТЮЗе, все время находится в движении, лес живет своей динамичной жизнью, поспевая за сменой времен года и взрослением персонажей. Никаких лишних элементов, световых акцентов, звука – от истории Бэмби ничего не отвлекает. Не изобилует описательностью и текст в переводе Юрия Нагибина. Когда от пули охотника погибает мать олененка, зритель слышит лишь авторское "Бэмби больше никогда не увидит свою мать", но такая скупая фраза бьет в цель получше множества красивых слов.

Кроме оленей в лесу живут Дятел (Валерий Емельянов), Сорока (Юлия Мещерякова), Сыч (Владимир Егоров), Заяц (Александр Тремасов) и Белка (Анна Соседова). Их костюмы лишь условно обозначают образы, а характеры настолько разные, что не покидает ощущение, что и не животные это вовсе, а люди в ином облике. Чего стоит только один Сыч. Владимир Егоров, который в состоянии обаять несчетное количество зрителей, все время приговаривает "Ненавижу, всех вас ненавижу". На самом деле это, конечно, не так. Просто не пристало такой серьезной птице быть доброй и веселой.

Фото Юрия Набатова

Олененка в детстве играет Александра Карельских, а уже подросшего – Олег Верин. Такое разделение позволяет проследить, как из вечно любопытного и игривого существа Бэмби всего за год превращается в сильного и уверенного в себе самца. Роль старого Вожака, отца Бэмби, досталась Владимиру Коневу. Патриарх тюзовской сцены несет этот образ с удивительным спокойствием и достоинством. Своего наследника Вожак поучает без упреков и назиданий, все больше личным примером. Сын, как и отец, разительно отличается от других оленей своей рассудительностью и меланхоличной задумчивостью. История с оленем Гобо (Александр Степанов), которого охотник сначала ранил и выходил, а потом убил, не добившись исполнения своего плана, еще больше закалила Бэмби. Олень точно знает, что есть Он, то есть человек, и Он очень опасен, но и над человеком есть кто-то или что-то, распоряжающийся его судьбой.

Фото Юрия Набатова

Весь спектакль Бэмби ищет тропу, свой путь, который можно пройти максимально честно и достойно. Как правильно его выбрать? Как суметь вернуться, если повернул не туда? Кого взять с собой в путешествие по этой тропе? Для зрителя 12+, на которого рассчитана премьера, именно эти вопросы и должны стать определяющими на ближайшие несколько лет.

ТЮЗ достойно отдал дань памяти своему мастеру. Юрий Ошеров воспитал не одно поколение юных зрителей в Саратове. Для него не существовало проходных спектаклей, каждый он насыщал своей философией, всегда приглашал публику к диалогу. Посмотреть на последнее творение мастера юные и не очень зрители смогут на Большой сцене ТЮЗа на протяжении всего сезона.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 20.05.2024, 13:13 Оркестр смерти, Монтекки, Капулетти. В "Теремке" "Ромео и Джульетту" превратили в мистический хоррор

    Вечную трагедию "Ромео и Джульетта" как только ни ставили. И полностью классично, и шокирующе провакационно, в театрах и кино, камерно и масштабно. Экспериментов было предостаточно, однако постановщики продолжают искать все новые формы и идеи. На этот раз на Вильяма нашего Шекспира замахнулся театр кукол "Теремок". В спектакле оказалось мало кукольного, много драматического и мощный визуальный ряд.

  • 08.05.2024, 13:44 Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города"

    Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.

  • 28.02.2024, 13:10 Мюнхгаузен — на сцене, Янковский — в бронзе. В театре драмы презентовали спектакль про легендарного фантазера

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Саратовский драматический театр имени Слонова, где когда-то начал свою карьеру будущий народный артист СССР, решил отметить это не банальным возложением цветов к памятнику в сквере, а спектаклем-посвящением. В качестве материла постановщики выбрали знаменитую пьесу Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен". Шаг это безусловно смелый, потому что у огромного количества зрителей барон-выдумщик ассоциируется именно с Олегом Янковским. Попробовать переиграть такого мастера или полностью повторить его работу было бы утопичной идеей, и в драме решили создать собственное, ни на что не похожее произведение. Место памятнику с цветами там тоже, кстати, нашлось.

  • 23.01.2024, 15:19 Драма, храни "Королеву". В театре рубят головы и строят тюремные камеры

    Спектакль про историю противостояния Марии Стюарт и королевы Елизаветы - знаковая вещь для саратовского театр драмы имени Слонова. Когда-то здесь гремела постановка с легендарной Ливией Шутовой в главной роли. После этого миновала целая эпоха, и вот текст пьесы Фридриха Шиллера в переводе Бориса Пастернака вновь звучит на Большой сцене. Спектакль под названием "Королева" поставила Юлиана Лайкова. Она не чужой драме режиссер, а потому критики и публика были в праве ожидать от постановщицы большой и красивой работы.

  • 03.11.2023, 16:04 В ТЮЗ по паспорту. На Камерной сцене - "Медея" с цензом 18+

    Саратовский ТЮЗ Киселева уже приучил публику к тому, что это не просто детский театр. Туда могут ходить мальчишки и девчонки, а также их родители, при чем как вместе с детьми, так и без них. Первой премьерой сезона стала драма "Сын" с возрастным цензом 18+. Откладывать вторую взрослую постановку в долгий ящик не стали, представив недавно спектакль Олега Загуменнова "Медея". Создатели постановки пошли на риск, показав в театре для всей семьи историю с ужасающим финалом. На всякий случай "Медею" засунули на крохотную Камерную сцену, но, судя по реакции публики, ее вполне можно будет перенести и на более комфортную площадку.

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 сентября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x