Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Коррупционное "рабство". Пассажирские перевозки в Саратове

  • 13:41, 3 декабря 2018
  • Комментариев[7]
Уже меньше чем через 14 дней вся сфера пассажирских перевозок в Саратове может кардинально измениться. По-крайней мере, этого ждут многочисленные перевозчики, последние 4 года остававшиеся за бортом этого рынка услуг, который приносил весьма солидные бонусы лишь избранным. Потенциальные игроки готовятся принять участие в очередном открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Конкурс был объявлен мэрией 9 ноября, 14 декабря прием заявок завершится.
Коррупционное "рабство". Пассажирские перевозки в Саратове Фотобанк СарБК

Будут ли на этот раз соблюдены правила конкурентной и честной борьбы или в числе победителей окажутся все те же знакомые лица, пока неизвестно. Однако то упрямство, с которым и городские, и областные чиновники транспортного цеха пытаются доказать судам и надзорным органам свою невиновность, лоббируя интересы отдельных компаний, пока говорит об обратном. Уже первичное знакомство с конкурсной документацией раскрывает те ошибки организаторов, которые создадут перевозчикам немало проблем и трудностей.

Антимонопольная реакция
Последние полтора года были насыщенными - многочисленные транспортные компании, которые оставались вне игры, все это время пытались доказать, что не только их обманули, но был нанесен значительный ущерб бюджету. В определенной степени это им удалось. Непреодолимая, казалось бы, преграда в лице чиновников и аффилированных с ними транспортных компаний, при молчаливом согласии надзорных ведомств была пробита после того, как в декабре 2017 года Саратовскую область посетил замгенпрокурора Сергей Зайцев и вместе с прокурором области Сергеем Филипенко провел прием предпринимателей. Бизнесмены сообщили им о многочисленных нарушениях при проведении конкурсов по отбору перевозчиков. Жалобам, перед которыми до этого закрывались двери, дали ход. Прокуратура, УФАС и силовики сразу заинтересовались сферой перевозок. Вскоре в некоторых компаниях и профильных министерствах и подразделениях горадминистрации прошли выемки документов (сообщали саратовские СМИ), которые подтвердили доводы обманутых перевозчиков.

О чем же идет речь? Напомним, в декабре 2017 года закончился срок договоров на право осуществления перевозок по городским маршрутам. Конкурс проводился в 2014 году и на нем были распределены 90 маршрутов. Большую часть получил АО "Автокомбинат-2", владельцем которого является депутат облдумы Андрей Беликов, находящийся сейчас под следствием. Победителями также стали ОАО "Межгородтранс" (пакет акции принадлежит облправительству) ,МУП "Саратовгорэлектротранс" и ООО "ИКАР".

Вместо того, чтобы объявить новый конкурс, мэрия, используя в рамках ФЗ-220 нормы переходного периода, установила нерегулируемые тарифы и выдала свидетельства на право осуществления перевозок по городским маршрутам. При этом новые свидетельства действовали 5 лет и могли заменяться на аналогичный срок любое количество раз. То есть эти четыре компании могли заниматься перевозками вечно, устанавливать любые тарифы, пока сами бы не передумали заняться чем-то другим. Что это - монополия?

Те перевозчики, которые активно готовились к конкурсу, не согласились с таким подходом городских властей и обратились в прокуратуру и в УФАС. Реакция не заставила себя ждать. Уже в марте 2018 года УФАС по представлению прокуратуры возбуждает дело по признакам картельного сговора при проведении конкурса 2014 года. В приказе о назначении дела, УФАС, основываясь на материалах прокуратуры (видимо именно эти документы изымали в предприятиях и в городских структурах) указывает, что: "Автокомбинат-2" не является самостоятельным перевозчиком и все, абсолютно все его маршруты переданы различным (подконтрольным) ИП, а "Межгородтранс" по указанной схеме передал различным ИП и ООО более 70 процентов выигранных городских маршрутов. В этом определении впервые появилась тема незаконного получения субсидий, так как услуги льготникам оказывают не те, кто в последующем получает для себя субсидии.

В апреле этого года УФАС обратилось в арбитражный суд Саратовской области с иском к участникам конкурса 2014 года и "Транспортному управлению". С аналогичным иском обратился и один из готовившихся на конкурс перевозчик - ИП Максимов. Ведомство требовало признать незаконным бездействие администрации, которая без проведения конкурса выдала свидетельства на право осуществление перевозок. Антимонопольный комитет отмечал, что мэрия не могла использовать право переходного периода и продлевать действия свидетельств, поскольку все перевозчики получали из бюджета субсидии (возмещение) за перевозку льготных категорий пассажиров. При этом на маршрутах работали не те компании, с которыми были заключены муниципальные договора, а сторонние индивидуальные предприниматели, не имевшие право выходить на маршруты, о чем мы говорили выше.

В суде выяснилось также, что еще у одного победителя конкурса 2014 года – ООО "ИКАР" лицензия на право перевозок закончилась через три месяца, после объявления его победителем. Достаточно продолжительное время эта компания перевозила жителей Саратова вообще без лицензии, а потом передала свои права новой компании с похожим названием – ООО "Икар-Авто", у которой, кстати, тоже не было лицензии, но зато почему-то было свидетельство, выданное мэрией. Видимо мэрию безопасность и законность перевозок мало волновала в тот момент.

Первая инстанция отказала в удовлетворении иска, однако, 12-й Арбитражный апелляционный суд отменил это решение и удовлетворил требования истца. Работа всех перевозчиков на городских маршрутах была признана незаконной, как и бездействие мэрии, которая в течение почти года уклонялась от проведения очередного тендера. Все незаконно выданные свидетельства были прекращены. И это было очень важное решение. В силу федерального законодательства целый год эти четыре компании-монополисты не смогут принимать участие ни в каких конкурсах на перевозки.

Следом, в октябре этого же года, УФАС признало картельный сговор между "Автокомбинат-2", "Межгородтранс" и мэрией при проведении конкурса в 2014 году. Остается ждать реакции правоохранительных органов на это решение…

Между тем, незадолго до вынесения этих решений, в начале августа этого года по подозрению в мошенничестве был задержан, а потом арестован депутат облдумы, владелец "Автокомбината-2" Андрей Беликов. По версии следствия, обвиняемый с 2014 по 2017 года, используя свое служебное положение, осознавая, что у предприятия отсутствуют транспортные средства и водительский состав, в связи с чем оно не имеет возможности оказывать и не оказывало услуги по перевозке пассажиров, предоставлял в министерство социального развития области заведомо ложные сведения о том, что АО "Автокомбинат-2" своими силами перевозило льготников. 
В результате, по информации следственного комитета, Беликов получил денежные средства из регионального бюджета в виде субсидий, общая сумма которых превысила 450 млн рублей. Часть этих средств подозреваемый распределил между индивидуальными предпринимателями, которые вместо "Автокомбината-2" работали на регулярных маршрутах. 15 млн рублей облдеп фактически присвоил.

А перевозчик и ныне там
Как говорится, все части пазла сложились в единую картину. Мэрия, подпираемая решением арбитража, которое вступило в силу сразу же после оглашения, в течение 30 дней вынуждена была объявить конкурс, которого ловко избегала все это время. Но что же мы имеем в сухом остатке? Выйдя из зала суда, мэрия выдала временные свидетельства не реальным перевозчикам, а все тем же полюбившимся четырем победителям 2014 года, которые продолжили делать все то же самое: продавать маршруты и получать субсидии, не перевозя самостоятельно ни одного пассажира. В данный момент по городу продолжают курсировать автобусы и маршрутки индивидуальных предпринимателей, которые фактически не имеют право это делать. Беликов остается под следствием. Мэрия готовит конкурс и дает разъяснения потенциальным участникам. Уже сейчас понятно, что участниками тендера в силу закона не смогут стать ни "Автокомбинат-2", ни "СГЭТ", ни "Межгородтранс" и даже "Икар-Авто" - они нарушили законодательство. Поэтому на конкурс пойдут прежде всего те компании и предприниматели, которые долгое время оставались за бортом. Несомненно, что за городские маршруты будут бороться и предприниматели, чей транспорт сейчас обслуживает население. Но вот загвоздка – у большинства перевозчиков де-юре нет подтвержденного опыта перевозок по муниципальным либо государственным контрактам, как того требуют правила конкурса. То, что некоторые из них почти 4 года работали на маршрутах, ровным счетом ничего не значит – свидетельства получали не они, и договора с городом заключали тоже не они, а, как мы уже говорили, "Автокомбинат-2", "Межгородтранс" , "СГЭТ" и "Икар".

Казалось бы, в чем проблема? Ведь по правилам конкурса перевозчиков будут отбирать не только по этим критериям, но мэрия и тут отличилась и самым значимым критерием считает именно опыт перевозок, которого у реальных перевозчиков, как оказалось, нет. Вполне вероятно, что впервые конкурс пройдет прозрачно и сфера перевозок станет реально конкурентной средой. Однако есть основания полагать, что "монополисты" не захотят расставаться с таким жирным куском.

А про льготников забыли?
Наблюдатели обратили внимание на то, что в документации имеются не только нарушения законодательства, но и скрытые проблемы, которые могут выявиться уже после проведения конкурса. В частности, речь опять идет о льготниках и возможности победителей тендера получать компенсацию за их перевозку. 

Напомним, что в Саратове, по решению гордумы, с начала этого года все автобусные маршруты работают по нерегулируемым тарифам. Де-юре это означает, что любой перевозчик может установить такую стоимость проезда, которую захочет. Кто-то скажет, а почему же тогда во всех автобусах берут 23 рубля, как и в электротранспорте, который продолжает работать по регулируемым тарифам. Все просто – чтобы конкурировать с этим же электротранспортом. То есть там, где не ходят троллейбусы и трамваи, перевозчики могут установить любую стоимость.

Почему не устанавливают, спросите вы? А куда деваться предпринимателю, если правила игры диктует мэрия и заказчики – "СГЭТ", "Автокомбинат-2", "Межгородтранс" и "Икар– Авто". Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с договоренностями. Не надо забывать и о получаемых субсидиях из бюджета – Беликов хоть и под следствием, но договоры, наличие которых было установлено в арбитраже, продолжают действовать. Хотя предпринимателей, которые к тому же вынуждены платить своим заказчикам за выход на маршрут (также установлено в УФАС), никто и не спрашивает.

Но здесь и другой нюанс, который грозит оставить многих пассажиров без право на льготные перевозки. Один из потенциальных участников конкурса обратился в конкурсную комиссию за разъяснениями и спросил: "Обязаны ли будут перевозчики, победившие в открытом конкурсе и получившие свидетельств на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам предоставлять право бесплатного проезда льготным категориям граждан, при отсутствии согласования размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот?" Ответ мэрии гласит, что не обязаны. Иными словами, завтра любой, победивший в конкурсе, может выйти на маршрут и отказаться бесплатно обслуживать льготников на том основании, что тарифы не регулируются, а власти не согласовали с ним размер компенсации, потому что перевозчика не устроила сумма субсидии в 9 рублей за одну поездку (такой размер компенсации установлен сейчас). Но конфликт заключает и в том, что льготников по федеральному законодательству никто не лишал права на бесплатный проезд, поэтому им никто не помешает пойти в суд с иском к властям. А так как по закону льготникам должны возмещать полную стоимость проезда, то это выльется в изрядную сумму. То, что перевозчики согласились на 9 рублей – это не более чем договоренность между властями и ими. Никто не мешает им потребовать полного возмещения. Вообще, вся эта ситуация напоминает ценовой сговор, но не нам квалифицировать действия участников сферы перевозок – этим пусть занимаются надзорные и правоохранительные органы.

Беликов, Касьянов… кто следующий?
Есть и еще один важный вопрос – а кто вообще будет отвечать за то, что происходило и происходит на рынке пассажирских перевозок Саратова в последние 4 года? Да, Андрей Беликов обвиняется в незаконном получении субсидий – ему квалифицировали мошенничество в особо крупных размерах. Кстати о Беликове. На прошлой неделе его почему-то выпустили из-под ареста и поместили под домашний арест. Суду в закрытом режиме предоставили справки о крайне плохом самочувствии обвиняемого. Следствие по-прежнему настаивало на содержании Беликова в СИЗО – мол, будет оказывать давление на свидетелей. Однако прокуратура и безусловно суд согласились с адвокатами. Этому дают разные объяснения, но мы не будем ударяться в конспирологию, а лишь отметим, что выход Беликова из СИЗО во многом может быть связан с предстоящим конкурсом и ситуацией в "Автокомбинате-2" (была попытка изменить состав совета директоров АО). Ведь как-то надо спасать положение.

Под следствием находится и бывший директор "СГЭТ" Константин Касьянов. Он является фигурантом сразу 6-ти уголовных дел. Среди прочего его обвиняют в том, что он допускал на маршруты сторонних перевозчиков, вообще не заключая с ними каких-либо договоров. Хотя даже если бы и заключал, то, как и в случае с Беликовым, это также было бы незаконно, только речь шла бы скорее всего не о 159-й статье (мошенничество), а, например, 285, 286, а возможно и 290 УК РФ.
Но вопрос не в этих фигурантах. Почему никто до сих пор не дал правовую и юридическую оценку действиям директора "Межгородтранса" Михаила Любарского? Незаконность выдачи свидетельств этой компании также была установлена в суде. Госкомпания также получала субсидии и выпускала и продолжает выпускать на маршруты сторонних перевозчиков. Любарский также заключил с ними договоры подряда на возмездной основе. Чем его действия отличаются от действий Беликова и Касьянова? Только тем, что это компания принадлежит правительству Саратовской области? Тогда куда смотрел министр транспорта области Николай Чуриков – он же не мог не знать, что нарушается законодательство?

Отметим, что субсидии за льготников продолжают, по всей видимости, выплачиваться, на маршрутах по-прежнему остаются все те же перевозчики. В чей карман идут эти средства – до конца так никто и не ответил. То, что это сфера изобилует коррупционными схемами – уже даже не новость. Другое дело - будут ли этот клубок до конца разматывать силовики?

Не менее важный вопрос, состоится ли вообще конкурс, назначенный мэрией. Ведь, чтобы остаться на плаву, всем прежним игрокам придется, как минимум выводить на тендер аффилированных с ними перевозчиков либо искать новые компании. С одной стороны, это неплохо, поскольку в конкурсе на равных будут участвовать реальные перевозчики, а не мнимые с фейковым автопарком. С другой стороны, а выгодно ли это Беликову, Любарскому и СГЭТу. Складывается ощущение, что нет. Мы не исключаем, что конкурс может не состояться. Именно поэтому городские власти не особо мудрили с конкурсной документацией, и она изобилует нарушениями и нестыковками. Вполне вероятно, что эти нарушения будут в ближайшее время продемонстрированы общественности. Кроме того, ответчики – мэрия и победители конкурса 2014 года, подали кассационную жалобу, на которую они рассчитывают, и им крайне важно сохранить статус-кво до 24 января.

Похожие материалы
  • 11.06.2021, 17:30 Темы недели: свобода Беликова, неволя Качева, потоп, столица майонеза

    Фемида иногда оборачивается Фортуной. На этой неделе бывший глава ГУ МЧС Игорь Качев, который в прошлом году вроде бы избежал наказания за превышение полномочий, все-таки отправлен в колонию. А вот другой фигурант громкого дела, экс-депутат облдумы Андрей Беликов оправдан в мошенничестве. Нет никакого оправдания отсутствию ливневок в городе - из-за него 15-минутный ливень приобретает размах ЧС. Из позитивных новостей - майонез не перестанет быть саратовским брендом.

  • 04.12.2020, 21:15 Темы недели: учитель с ножом, третий круг Ландо, перетягивание стрелок

    Некоторые говорят: поскорее бы уже закончился этот 2020 год. Имея в виду, конечно, не смену календарных чисел, а вот это всё, что происходит. Были надежды, что год этот пройдет как-то спокойнее и интереснее и темы недели будут совсем другими. Что мы не будем писать об учителе, жестоко убивающем подругу и ее четырехлетнюю дочь. Не будем наступать на грабли, возвращаясь к дискуссии о "саратовском времени". Не будем смотреть за подковерными играми силовиков, которые вновь грозят судом 77-летнему юристу Ландо. Но 2020-й распорядился иначе.

  • 29.07.2019, 12:04 Н@блюдатель. Бакланы в облдуме Вопрос о разрешении отстреливать этих пернатых вызвал в Саратовской облдуме гораздо больший интерес, чем отставка одного из депутатов и ряд других проблем.
  • 27.05.2019, 13:49 Н@блюдатель. Богатые министры и "официально нищий" депутат Чиновники и народные избранники продолжают обнажать свои доходы. Заработок гордепа Артема Чеботарева ("ЕР") немного шокировал журналистов и интернет-пользователей. Они недоумевают: где призовые одержавшего 6 побед на профессиональном ринге боксера?
  • 29.04.2019, 10:11 Н@блюдатель. Лоббизм Ландо Так получилось, что возбуждение уголовного дела против экс-председателя Общественной палаты Саратовской области Александра Ландо совпало с изменением структуры регионального правительства.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 3 декабря 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Нашли ошибку
x