Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Пейзаж с руинами". Кром, снег, купола

  • 15:05, 8 декабря 2016
  • Комментариев[0]
"СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
"Пейзаж с руинами". Кром, снег, купола Фото shaman-art.ru

Вторая статья из цикла - о картине Константина Горбатова "Старый Псков", датированной 1913-м годом. 

В русской художественной культуре 1890-е - начало 1900-х годов были отмечены особым интересом к пейзажу. В нем раскрывается более широкий круг идей, его смысловое содержание отличается большей глубиной и многогранностью. Пейзаж в это время входит в число ведущих жанров живописи.

В обращении к природе в то время можно усмотреть своего рода оборотную сторону того неприятия социальной действительности, которое было свойственно лучшей части русского общества. Реалистический пейзаж тех лет всегда подчеркнуто национален. Именно в русской национальной природе художники ищут свидетельства потенциальной силы русского народа, залог его исторического будущего.

Проблема национального пейзажа решается по-разному. "Пейзаж настроения", с его эмоциональной и непосредственной передачей реального облика природы, с его пленэрными исканиями, достигший расцвета в 1880-1890-х годах, в следующие десятилетия развивается более как интимное изображение отдельного типического сельского мотива.

Лирическая интерпретация "крестьянского" русского пейзажа наиболее ярко была выражена в творчестве И.И. Левитана, в работах В.А. Серова и К.А. Коровина. Н.К. Рерих и А.М. Васнецов обращаются к национальной истории, стремясь представить пейзаж в тесной связи с жизнью древнего народа, увидеть природу глазами человека той эпохи, для которой она была полна грозной значительности. Или же художники, выражая неприятие современности, используют пейзаж как форму ухода от действительной жизни в мир вымышленный и, как М.А. Врубель и М.В. Нестеров, воспринимают природу в таинственном ореоле народных верований, как бы сквозь народную сказку.

В то же время многие пейзажисты словно заново открывают для себя атмосферу исконно русского провинциального города, обладающего подчас самобытным обликом. И от чисто видового изображения "русских древностей" в центре какого-либо уездного городка, - варианта классического "пейзажа с руинами", художники обращаются к "внутренней" характерности древнерусского пейзажа. Они стараются передать его неповторимую атмосферу, его неподдающееся времени своеобразие, оживленное течением обычной современной жизни. К таким пейзажистам принадлежал и Константин Иванович Горбатов.

К. Горбатов, "Старый Псков"

Уже в юности Горбатов увлекался архитектурой и в Академии художеств он сначала учится на архитектурном отделении. Переменив специализацию и посвятив себя живописи, он сразу же находит свой жанр - пейзаж, наиболее соответствующий его эмоциональному и духовному строю. Изучая особенности национального колорита, тихую жизнь русской природы, художник черпал вдохновение в творчестве передвижников. Поэтизация скромных природных мотивов, лирическое видение простой, обыденной картины окружающего мира были характерны для его ранних работ.

Окончив обучение в 1911 году, художник отправляется в Италию, где, изучая достижения новейшей европейской живописи, он значительно обогащает арсенал своих живописных средств и пересматривает сам метод изучения натуры. Палитра художника освобождается от темных тонов, его пейзажи становятся более декоративными и колористически звучными. Манера художника становится более смелой, что сближает его живопись с творчеством "русских импрессионистов". Вернувшись на родину, он с новыми силами обращается к своим любимым темам.

Еще со времени своего обучения в Академии художеств, К.И. Горбатов ежегодно ездил по старинным городам. Неоднократно обращался он к излюбленным мотивам, изображая панорамные виды русских городов. Особо дорогим местом для художника был Псков, красотам этого города он будет посвящать свои произведения даже находясь в эмиграции. Псков - один из самых древних русских городов, сохранивших свое архитектурное своеобразие. Впервые он упоминается древним летописцем под 903 годом в "Повести временных лет". Легенда приписывает основание города равноапостольной княгине Ольге, происходившей из этих мест: "Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и, нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая". Уже на рубеже XI - XII веков Псков осознавался как один из "стольных градов" - мест пребывания представителей княжеской семьи, и упоминался, как большой ремесленно-торговый и военный город: "Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем". Далеко за пределами города было известно искусство местных художников. С их помощью был создан неповторимый архитектурный облик города.

В своем произведении "Старый Псков" Горбатов изображает самый центр города, - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове. С ним в древности отождествлялся сам город, называемый Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом Святой Софии. Современное здание собора, четвертое по счету, было закончено в 1699 году. Оно поставлено "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него: это многоярусный, пятиглавый храм, выстроенный в традициях московской архитектуры XVII века. Оригинальным обликом обладает колокольня храма, построенная на месте древней башни. Квадратная в плане, многоэтажная она завершена ярусными пролетами звона и шпилем с крестом. Рядом с Троицким собором на картине виднеется храм, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Благовещенский собор не сохранился до наших дней - он был взорван в 1933 году.

На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия. Запряженная в сани лошадка медленно продвигается по заснеженной кривой улице, по сторонам которой возвышаются жилые дома. Высокими сугробами завален деревянный дом с палисадником, огороженным зеленым забором. Каменное двухэтажное здание примыкает к рынку, стройные ряды которого практически полностью засыпаны снегом. Возле него деловито суетятся псковские жители. Их яркие одежды красочными всплесками оживляют окутанный предвечерним сумраком пейзаж и вносят цветные акценты в сиренево-серебристый колорит картины.

Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру. Пейзаж художника, тесно связанный с жанром, и в то же время осмысленный в соответствии с требованиями нового искусства и переданный современным пластическим языком, продолжает и развивает традиции русского реалистического пейзажа.

Автор: Ирина Ильина, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева
Похожие материалы
  • 30.01.2020, 16:39 "Окно" на "Водоем", или еще раз про любовь. В Радищевском музее задумали повторить выставку полувековой давности Саратовский государственный художественный музей имени Радищева раскрыл программу юбилейных мероприятий - в этом году исполняется 135 лет со дня создания уникального хранилища. У слову, сегодня "наше все" объединяет уже 9 музейных площадок. Задуманы гарантировано "аншлаговые" выставки, заявлены весьма и весьма громкие события. Так, в музее запланировали повторить экспозицию почти 50-летней давности и, более того, представить на ней художественные работы из запасников Третьяковской галереи, которые крайне редко выставляются в залах.
  • 17.01.2018, 09:53 1801 год. Дворцовый переворот, сонаты Бетховена и первый велосипед Юбилейные исторические даты 2017 года стали поводом для детального анализа событий 20 века. Минувшей осенью россияне весьма охотно, вдумчиво с развертыванием дискуссий пересматривали эпизоды, связанные с падением монархии в России, Февральской, Октябрьской революциями. Историки своевременно замечают о преемственности эпох. Многие события прошлого столетия являются следствием явлений 19 века.
  • 28.12.2016, 12:19 "Зима была снежная". Парадоксальный мир мороза и тепла "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева завершает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывали о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
  • 23.12.2016, 11:20 Зима и апельсины. Искусствоведы рассказали о картине с "сезаннистским" построением объемов "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
  • 19.12.2016, 16:01 Без грани. Искусствоведы рассказали об этюде-картине Боголюбова "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
Новые материалы
  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

  • 08.05.2024, 13:44 Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города"

    Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 декабря 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x