Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Пейзаж с руинами". Кром, снег, купола

  • 15:05, 8 декабря 2016
  • Комментариев[0]
"СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
"Пейзаж с руинами". Кром, снег, купола Фото shaman-art.ru

Вторая статья из цикла - о картине Константина Горбатова "Старый Псков", датированной 1913-м годом. 

В русской художественной культуре 1890-е - начало 1900-х годов были отмечены особым интересом к пейзажу. В нем раскрывается более широкий круг идей, его смысловое содержание отличается большей глубиной и многогранностью. Пейзаж в это время входит в число ведущих жанров живописи.

В обращении к природе в то время можно усмотреть своего рода оборотную сторону того неприятия социальной действительности, которое было свойственно лучшей части русского общества. Реалистический пейзаж тех лет всегда подчеркнуто национален. Именно в русской национальной природе художники ищут свидетельства потенциальной силы русского народа, залог его исторического будущего.

Проблема национального пейзажа решается по-разному. "Пейзаж настроения", с его эмоциональной и непосредственной передачей реального облика природы, с его пленэрными исканиями, достигший расцвета в 1880-1890-х годах, в следующие десятилетия развивается более как интимное изображение отдельного типического сельского мотива.

Лирическая интерпретация "крестьянского" русского пейзажа наиболее ярко была выражена в творчестве И.И. Левитана, в работах В.А. Серова и К.А. Коровина. Н.К. Рерих и А.М. Васнецов обращаются к национальной истории, стремясь представить пейзаж в тесной связи с жизнью древнего народа, увидеть природу глазами человека той эпохи, для которой она была полна грозной значительности. Или же художники, выражая неприятие современности, используют пейзаж как форму ухода от действительной жизни в мир вымышленный и, как М.А. Врубель и М.В. Нестеров, воспринимают природу в таинственном ореоле народных верований, как бы сквозь народную сказку.

В то же время многие пейзажисты словно заново открывают для себя атмосферу исконно русского провинциального города, обладающего подчас самобытным обликом. И от чисто видового изображения "русских древностей" в центре какого-либо уездного городка, - варианта классического "пейзажа с руинами", художники обращаются к "внутренней" характерности древнерусского пейзажа. Они стараются передать его неповторимую атмосферу, его неподдающееся времени своеобразие, оживленное течением обычной современной жизни. К таким пейзажистам принадлежал и Константин Иванович Горбатов.

К. Горбатов, "Старый Псков"

Уже в юности Горбатов увлекался архитектурой и в Академии художеств он сначала учится на архитектурном отделении. Переменив специализацию и посвятив себя живописи, он сразу же находит свой жанр - пейзаж, наиболее соответствующий его эмоциональному и духовному строю. Изучая особенности национального колорита, тихую жизнь русской природы, художник черпал вдохновение в творчестве передвижников. Поэтизация скромных природных мотивов, лирическое видение простой, обыденной картины окружающего мира были характерны для его ранних работ.

Окончив обучение в 1911 году, художник отправляется в Италию, где, изучая достижения новейшей европейской живописи, он значительно обогащает арсенал своих живописных средств и пересматривает сам метод изучения натуры. Палитра художника освобождается от темных тонов, его пейзажи становятся более декоративными и колористически звучными. Манера художника становится более смелой, что сближает его живопись с творчеством "русских импрессионистов". Вернувшись на родину, он с новыми силами обращается к своим любимым темам.

Еще со времени своего обучения в Академии художеств, К.И. Горбатов ежегодно ездил по старинным городам. Неоднократно обращался он к излюбленным мотивам, изображая панорамные виды русских городов. Особо дорогим местом для художника был Псков, красотам этого города он будет посвящать свои произведения даже находясь в эмиграции. Псков - один из самых древних русских городов, сохранивших свое архитектурное своеобразие. Впервые он упоминается древним летописцем под 903 годом в "Повести временных лет". Легенда приписывает основание города равноапостольной княгине Ольге, происходившей из этих мест: "Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и, нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая". Уже на рубеже XI - XII веков Псков осознавался как один из "стольных градов" - мест пребывания представителей княжеской семьи, и упоминался, как большой ремесленно-торговый и военный город: "Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем". Далеко за пределами города было известно искусство местных художников. С их помощью был создан неповторимый архитектурный облик города.

В своем произведении "Старый Псков" Горбатов изображает самый центр города, - Кремль или Кром, расположенный у слияния рек Великой и Псковы. Здесь избирались посадники, призывались князья, сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола. В центре Крома расположен Свято-Троицкий кафедральный собор - древнейший храм в Пскове. С ним в древности отождествлялся сам город, называемый Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом Святой Софии. Современное здание собора, четвертое по счету, было закончено в 1699 году. Оно поставлено "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него: это многоярусный, пятиглавый храм, выстроенный в традициях московской архитектуры XVII века. Оригинальным обликом обладает колокольня храма, построенная на месте древней башни. Квадратная в плане, многоэтажная она завершена ярусными пролетами звона и шпилем с крестом. Рядом с Троицким собором на картине виднеется храм, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Благовещенский собор не сохранился до наших дней - он был взорван в 1933 году.

На картине Константина Горбатова величественная архитектура псковского Крома возвышается как средневековая декорация. Сиреневые стены Троицкого и Благовещенского соборов тают на фоне облачного неба, окрашенного зашедшим зимним солнцем в палевые тона. С высот своих куполов взирают они на жизнь псковичан, которая разворачивается у их подножия. Запряженная в сани лошадка медленно продвигается по заснеженной кривой улице, по сторонам которой возвышаются жилые дома. Высокими сугробами завален деревянный дом с палисадником, огороженным зеленым забором. Каменное двухэтажное здание примыкает к рынку, стройные ряды которого практически полностью засыпаны снегом. Возле него деловито суетятся псковские жители. Их яркие одежды красочными всплесками оживляют окутанный предвечерним сумраком пейзаж и вносят цветные акценты в сиренево-серебристый колорит картины.

Горбатов изображает древний город в органичной связи с его людьми. Образ старого русского города, где жизнь кипит у подножия древних стен, - эта тема была особенно близка и дорога мастеру. Пейзаж художника, тесно связанный с жанром, и в то же время осмысленный в соответствии с требованиями нового искусства и переданный современным пластическим языком, продолжает и развивает традиции русского реалистического пейзажа.

Автор: Ирина Ильина, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева
Похожие материалы
  • 30.01.2020, 16:39 "Окно" на "Водоем", или еще раз про любовь. В Радищевском музее задумали повторить выставку полувековой давности Саратовский государственный художественный музей имени Радищева раскрыл программу юбилейных мероприятий - в этом году исполняется 135 лет со дня создания уникального хранилища. У слову, сегодня "наше все" объединяет уже 9 музейных площадок. Задуманы гарантировано "аншлаговые" выставки, заявлены весьма и весьма громкие события. Так, в музее запланировали повторить экспозицию почти 50-летней давности и, более того, представить на ней художественные работы из запасников Третьяковской галереи, которые крайне редко выставляются в залах.
  • 17.01.2018, 09:53 1801 год. Дворцовый переворот, сонаты Бетховена и первый велосипед Юбилейные исторические даты 2017 года стали поводом для детального анализа событий 20 века. Минувшей осенью россияне весьма охотно, вдумчиво с развертыванием дискуссий пересматривали эпизоды, связанные с падением монархии в России, Февральской, Октябрьской революциями. Историки своевременно замечают о преемственности эпох. Многие события прошлого столетия являются следствием явлений 19 века.
  • 28.12.2016, 12:19 "Зима была снежная". Парадоксальный мир мороза и тепла "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева завершает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывали о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
  • 23.12.2016, 11:20 Зима и апельсины. Искусствоведы рассказали о картине с "сезаннистским" построением объемов "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
  • 19.12.2016, 16:01 Без грани. Искусствоведы рассказали об этюде-картине Боголюбова "СарБК" и Саратовский государственный художественный музей им Радищева продолжает проект "Зима была снежная". В рамках этого проекта искусствоведы музея рассказывают о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея.
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 декабря 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x