Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Истребитель керосина". 50 лет первому полету "саратовского" ЯК-40

  • 12:58, 21 октября 2016
  • Комментариев[8]
50 лет назад в небо поднялся Як-40 — первый в мире реактивный самолет для местных авиалиний. "Газета.Ru" вспоминает историю создания и эксплуатации прогрессивного для своего времени самолета, ставшего одним из символов советской гражданской авиации.
"Истребитель керосина". 50 лет первому полету "саратовского" ЯК-40 Фото Герберта Багдасаряна, ТАСС

21 октября 1966 года с подмосковного аэродрома в Жуковском после двух скоростных пробежек в небо поднялся необычный самолет. Компактный, с прямыми крыльями большой площади и необычной для тех времен кормовой установкой трех двигателей — это был первый летный образец легендарного Як-40, во многом ставший первопроходчиком в мировой авиации.

«…Первый полет… продолжался 24 минуты. Оторвав самолет от земли, Арсений Колосов, сидевший на левом кресле, и Юрий Петров, занимавший место второго пилота, плавно подняли машину на высоту триста метров. Пробили облачность. Сделали два круга и благополучно приземлились. Их первые впечатления: самолет устойчив, в управлении прост…»
— так рассказывал о первом полете спецкор "Правды" К. Распевин.

Несмотря на то что лишь с начала 1960-х советские реактивные лайнеры стали разрабатываться с нуля, перестав быть "развитием" военной тематики, именно этому детищу ОКБ Яковлева предстояло занять особое место в истории мировой гражданской авиации и стать первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний.

Его применение позволило заменить летавшие долгие годы на внутренних советских линиях устаревшие поршневые Ил-12, Ли-2 и Ил-14. Примечательно, что до Як-40 фирма Яковлева вообще не занималась проектированием многоместных пассажирских самолетов. Ведь основным направлением КБ были учебные, боевые и спортивные самолеты.

Руководил созданием и доводкой Як-40 заместитель главного конструктора Е.Г. Адлер, работавший в ОКБ с 1932 года, в военные годы занимавшийся проектированием фронтового истребителя ЯК-3.

Фото Сергея Преображенского, ТАСС

Учитывая специфику местных авиалиний, самолет было решено сделать максимально простым и надежным. Яковлевцы сделали ставку на прямое крыло большой площади, что позволило не прибегать к использованию сложных многощелевых закрылков и предкрылков. Колеса шасси большого диаметра позволили взлетать и садиться на грунтовые аэродромы с прочностью 5–6 кг/см2. Кроме того, на самолете было использовано безбустерное управление — проще говоря, усилия от органов управления напрямую передаются на управляющие поверхности.

Сразу три двигателя АИ-25 в корме (компоновка, которая затем нашла развитие в знаменитом советском Ту-154) тоже служили повышению безопасности, поскольку лайнер мог продолжать горизонтальный полет даже с одним из трех работающих двигателей.

Одним из новшеств стало реверсивное устройство среднего двигателя, позволявшее сократить пробег машины при посадке всего до 400 метров, при этом реверсивные щитки являются принадлежностью самолета, а не двигателя.

Самолет предполагалось использовать на линиях протяженностью до 1500 километров, он обладал вместимостью среднего автобуса — до 32 мест. Поскольку летать предстояло на местных авиалиниях, Як не нуждался в передвижных аэродромных трапах — откидной трап имелся в хвостовой части самолета.

Высокая энерговооруженность позволила побороться за экономическую эффективность самолета — изначальную вместимостью 24 места довели до 27 за счет уменьшения багажника.

Кстати, у самолета не было привычного полноценного багажного отсека,

«багажное отделение, гардероб и буфет находятся позади пассажирского салона и отделены от него перегородкой»
, — говорится в инструкции по эксплуатации.

Серийное производство Як-40 началось в 1968 году на авиазаводе в Саратове, первый регулярный рейс был выполнен по маршруту Москва – Кострома.

Фото coollib.com

В Восточной Сибири самолет стали использовать авиаторы Братского авиапредприятия. Способность самолета к взлету с высокогорных аэродромов позволила уже в 1971 году использовать его на авиалиниях Таджикистана.

Министр гражданской авиации СССР Бугаев отмечал тогда, что с Як-40 начался качественно новый этап аэрофикации страны.

Назвать экономичным самолет было нельзя, за прожорливость двигателей он получил прозвище "истребитель керосина", впрочем об этой проблеме в СССР задумывались мало.

Самолет выпускался серийно до 1981 года. За все время было построено свыше 1000 самолетов, более сотни экспортированы в зарубежные страны.

Як-40 стал первым советским самолетом, получившим сертификат летной годности в Европе и США.

Первой страной, которая приобрела советский Як-40, была Италия, после чего самолет совершил показательный перелет из Рима в Австралию.

«Як-40 оригинален по замыслу, по своим летным характеристикам и размерам. На Западе фактически нет сравнимого с ним самолета. Его можно лишь сопоставить с некоторыми американскими проектами, которые будут реализованы не раньше, чем через несколько лет»
, — писал французский журнал "Авиасьон мэгэзин" в апреле 1970 года.

СССР активно продвигал Як-40 на зарубежных рынках, устраивал показательные демотуры этого самолета по Латинской Америке и другим регионам. С 1970 года этот самолет эксплуатировался в 19 странах мира, во многих из них он летает до сих пор.

На базе Як-40 было создано много модификаций, в том числе метеорологическая лаборатория.

По данным сайта Aviation Safety Database, за все годы в результате аварий и катастроф было потеряно порядка 120 самолетов этого типа. К настоящему времени Як-40 исчезает из парка авиакомпаний, с началом 2000-х годов наблюдался массовый вывод их из эксплуатации.

Многие оставшиеся Як-40 были переоборудованы в бизнес-джеты, есть эти самолеты в парке "Саратовских авиалиний", регулярные рейсы на Як-40 в Москву и Петербург до сих пор совершает Вологодское авиапредприятие.

В последние годы неоднократно заявлялось о планах ремоторизации самолета. Так, Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина планировал сделать это за счет замены устаревших трех двигателей АИ-25 на два американских TFE731. По словам руководства завода, принято решение трансформировать самолет в двухдвигательную версию, так как проведенный анализ показал относительную простоту и дешевизну такого решения.

Похожие материалы
  • 03.09.2020, 10:05 Провинциальные истории. Катастрофа во время показательного полета в авиашколе

    110 лет назад, в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского. Первые полёты состоялись в сентябре 1910-го. Взлётной площадкой служил ипподром, который находился на месте нынешнего стадиона "Локомотив". А свой аэродром у аэроклуба появился через два года. Его торжественное открытие состоялось 15 июля 1912 года. Первым с аэродрома поднялся в воздух приглашённый авиатор Александр Агафонов. Он же должен был стать основным преподавателем в первой саратовской авиашколе. Она открылась в военных лагерях в Татищеве, куда, по собственной инициативе, Агафонов перегнал "учебный" аэроплан "Фарман" на следующий день после открытия аэродрома. Для офицеров и солдат этот визит стал полной неожиданностью.

  • 06.08.2020, 09:06 Первый авиаполет над Саратовом. Провинциальные истории

    110 лет назад, в июне 1910 года в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского, а почётным председателем - губернатора С.С. Татищева. Любопытно, что новая организация в своём Уставе пообещала содействовать развитию не только воздухоплавания, но и "спорта на автомобилях, моторных лодках, снеговых бауэрах, аэро-санях, лыжах, игры футбол, теннис и тому подобных". А первый полёт над Саратовом состоялся 26 сентября того же года, в рамках первой в истории города авиационной недели.

  • 23.08.2019, 12:46 Темы недели: пять главных вопросов к аэропорту "Гагарин" В Саратове состоялось главное событие 7-летнего губернаторского правления Валерия Радаева. С помпой открылся новый аэропорт "Гагарин". Но, рассчитывая услышать единодушную похвалу от благодарных жителей, власти ошиблись. И плитка с лицом Гагарина, якобы уложенная в вип-комнатах аэропорта, оказалась не главным изъяном. Горожанам, конечно, не нравится удаленность аэропорта. Кроме того, как выяснилось, высокие тарифы на обслуживание авиакомпаний могли спровоцировать сокращение числа авиарейсов в первые дни работы авиагавани.
  • 08.07.2019, 10:28 Куда и за сколько можно слетать из Саратова? Вариантов, куда можно улететь напрямую из Саратова, пока немного. Этим летом жителям города доступны лишь несколько внутренних регулярных маршрутов и один заграничный чартер. С запуском нового аэропорта «Гагарин», открытие которого запланировано на конец августа, ситуация может измениться, а число направлений – возрасти.
  • 09.07.2018, 09:45 Н@блюдатель. Депутаты, которым повезло с родственниками Застройка, уборка мусора, депутаты, чиновники – темы, которые в Саратовских СМИ не теряют своей актуальности ни на минуту. В последнее время к ним добавилась и авиация. В том смысле, что эта сфера в последнее время тоже не на высоте, а значит – есть, о чем поговорить.
Новые материалы
  • 17.05.2024, 14:35 Заметки киномана. Гай Ричи и "Министерство неджентльменских дел"

    Новый фильм Гая Ричи - это "Бесславные ублюдки", только с кораблями и в более экзотических локациях. Что не отменяет того, что это очень развлекательное шоу. Так что любителям авантюрных историй стоит посмотреть его хоть в кинотеатре, хоть на стриминге.

  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x