Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Марсианин". Заметки киномана

  • 10:31, 9 октября 2015
  • Комментариев[2]
Дороги жители земли! Вот уже месяц вы можете наблюдать (не такое редкое, как хотелось бы, но, тем не менее) нечастое природное явление: NASA превращает науку… нет, не в элегантные шорты, но почти – в откровенный беззастенчивый маркетинг. Сколько раз за последние недели вы слышали о том, что на Марсе найдена вода? А между тем, новость эта не первой свежести, и даже не второй. Первое русло ручья на красной планете нашли аж в 2010-м. Почему новость снова вернулась? Потому что выходит фильм "Марсианин". Почему это важно для NASA? Читайте дальше.
"Марсианин". Заметки киномана

На самом деле, всё просто – летать в космос очень-очень дорого и невыгодно, и поэтому не то чтобы страшно необходимо человечеству в настоящий момент. Точнее так, обладателям амбиций и мечтаний необходимо, а вот с суровой практической точки зрения – не особенно. Нас и тут (пока) неплохо кормят, и проблем, которые требуют денег, вполне хватает. О бедственном состоянии экологии, например, уже даже папа римский написал.

Так что ученым с неземными устремлениями довольно сложно убеждать правительство(а) проспонсировать экспедицию на Марс (даром он нам не нужен, строго говоря!). Но если мысль о том, что там здорово, и попасть туда вполне реально, муссировать простым и доходчивым способом, чтобы она засела в массовом сознании, можно не только вырастить новое поколение космонавтов, но и поколение людей, которым будет не жалко на это средств. А важнейшим из искусств на этой планете в последнее время является кино. Значит, почему NASA поддерживает новый фильм Ридли Скотта руками и ногами? Потому что новый фильм Ридли Скотта поддерживает NASA.

Как вы, наверняка, давно догадались, это кино не о зеленых человечках. И, разумеется, главный герой не марсианин в том смысле, что он не уроженец Марса. Он (Мэтт Дэймон, "Интерстеллар", трилогия о Джейсоне Борне, "Умница Уилл Хантинг") – астронавт, которого в необозначенном будущем или параллельном настоящем случайно забыли на Марсе. Как можно кого-то забыть на другой планете? О! Научная фантастика предлагает массу вариантов! Здесь, правда, как в любом нехорошем фильме-катастрофе, случается природный катаклизм (песчаный шторм), который ожидали, но он оказался гораздо сильнее и быстрее (и выше, ага). Экипажу миссии приходится экстренно эвакуироваться. Главного героя в этот момент уносит в сторону, а его скафандр повреждается. Его считают погибшим и улетают.

А он, как вы понимаете, чудом спасся. Правда, из-за ограниченных запасов еды и прочих полезных ресурсов, это ненадолго. И всё бы кончилось трагично, но это на удивление неунывающий и изобретательный астронавт. Он решает, что умирать – так с музыкой! (Бодрый саундтрек продолжает традицию "Стражей галактики" с использованием старых хитов. Теперь "диско"). А ещё лучше вообще не умирать.

И он начинает "химичить", "физичить", "ботанить" (в частности, выращивать картошку на Марсе), кататься на марсоходе, пытаться связаться с Землей, быть везде первым и доказывать, что человек с головой на плечах нигде не пропадет. Тем временем, товарищи в NASA, которых в этом фильме много, и они все гораздо более живые и приятные, чем обычно в кино, его быстро замечают и готовят план, как вернуть парня домой.

Словом, это "Робинзон Крузо" на Марсе. (Самое смешное, что мысль не нова и есть фильм 1964 года "Робинзон Крузо на Марсе"!) Снял его заслуженный мэтр блокбастеростроения Ридли Скотт, автор "Чужого", которого грех не вспомнить, и "Прометея", которого лучше не вспоминать (а он ещё, знаете ли, "Гладиатора" снял, и "Бегущего по лезвию бритвы" тоже). Последние годы он несколько сдал, но "Марсианин" – его несомненная удача.

Он прекрасно держит ритм, постепенно нагнетает напряжение, умело перепрыгивает между проблемами на Земле, на Марсе и в космическом корабле, развлекает почтенную публику шуточками для непосвященных и посвященных. (О, этот совет Элронда!) А ещё – и он всегда был этим хорош – для него спецэффекты – не цель, как в "Аватаре", а средство, чтобы интереснее рассказать историю. Смысл важнее картинки. И это редко и ценно в кино с таким бюджетом и рекламной кампанией.

То есть, тут вам не помесь ужастика с фантастикой и не космоопера. Это картина про выживание в диких условиях, вроде "Изгоя", и немного производственная драма.

Насколько тут точная наука? Явно точнее, чем в "Интерстеллар". Но, разумеется, не на 100% точно – в фильме ни слова нет, например, о радиации на Марсе. (Справедливости ради: в книге Энди Уира, по которой всё снято, об этом тоже не говорится). По мнению некоторых американских ученых, по шкале научности из "Гравитации", "Марсианина" и "Интерстеллар", он будет вторым после "Гравитации" или даже первым. (Заметьте, кстати, кинотенденцию в этих трех фильмах, вышедших с разницей около года!) При этом он наименее амбициозен и пафосен, зато самый "зрительский".

И тут нужно отдать должное Метту Дэймону. Его марсианин одновременно в ужасе и в восторге от ситуации, он очень земной, обычный и выглядит правдоподобно, когда делает вещи, которые среднестатистическому человеку в голову вряд ли бы пришли. Словом, Дэймон хорош как никогда (кроме, может, "Отступников"). Но тут он всё тянет на себе. Хотя поддерживают его замечательные актеры, вроде Чиветеля Эджиофора ("12 лет рабства"), Джеффа Дэниэлса ("Тупой и ещё тупее", сериал "Новости") и Джессики Честейн (она, как и Деймон, была в "Интерстеллар").

"Марсианин" получился сагой про силу человеческого духа, про одиночество, психологическое и физическое, про любовь к своему делу, про ценность труднодостижимых целей и… про пользу от чувства юмора. Фильм умудряется показать очень серьезную и трагическую ситуацию не просто без лишнего надрыва, а с очень уместными и естественными в контексте шутками. Он одновременно эпичен (о, эти неземной красоты пейзажи!) и довольно интимен, но не молчалив, как "Гравитация" – марсианин ведет видео-дневник и постоянно говорит сам с собой (выбор невелик, как вы понимаете).

Кроме того, картина держит в напряжении, несмотря на отсутствие какого бы то ни было злодея. Тут нет никаких слащавых любовных линий с марсианками и без, покинутых на Земле жен, аватаров, инопланетных монстров, абсолютно неправдоподобного нарисованного экшна и прочих клише. Все персонажи сосредоточены на одной цели, и они преодолевают любые препятствия на пути к ней с помощью интеллекта, науки и изобретательности. И это, пожалуй, единственная претензия – никто в фильме даже не сомневается, что стоит потратить миллиарды долларов, чтобы вернуть одного человека домой. А этот человек так бодр и позитивен (и не сходит с ума, хотя это было бы правдоподобно), что может вызывать изрядную долю скепсиса у некоторого процента аудитории. (И Шон Бин выживает! Это сразу удар по реализму!)

Но это мелочи. В общем же, это со всех сторон отличное кино, которое можно смотреть и тем, кто интересуется научной и ненаучной фантастикой, и тем, для кого лучший космический фильм – "Интерстеллар", а может даже и "Космическая одиссея 2001". И, конечно, поклонникам Мэтта Дэймона. Только любители "большого бада-бума" могут быть немного разочарованы. Ну, до новых "Звездных войн" осталось не так уж и много.

Кстати, забавно, что как раз марсианской водой главный герой и не интересовался. Хотя он такой ботаник во всех смыслах, он, наверное, смотрел серию "Доктора Кто" на эту тему. Вот она-то маркетинг NASA может знатно подпортить.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 03.12.2021, 11:54 "Дом Гуччи". Заметки киномана

    С этой недели у нас в кинотеатрах будет идти аж два исторических фильма Ридли Скотта с Адамом Драйвером в одной из главных ролей! "Последняя дуэль" - про Средневековье, а "Дом Гуччи" - про вторую половину ХХ века. Хотя вторая гораздо лучше задокументирована, первая на удивление внятнее. А в "Доме Гуччи" парадом командует Леди Гага, и накал страстей, как в итальянской опере.

  • 26.11.2021, 11:20 "Красное уведомление" и "Последняя дуэль". Заметки киномана

    Не всем нынче хочется (и можется) идти в кинотеатр, поэтому в этот раз у нас два фильма. "Красное уведомление" с Дуэйном Джонсоном, Галь Гадот и Райаном Рейнольдсом вышло на Netflix. А "Последняя дуэль" с Мэттом Дэймоном, Джоди Комер и Адамом Драйвером идет в кинотеатрах. Выбор за вами!

  • 06.10.2017, 13:24 "Бегущий по лезвию 2049". Заметки киномана В Голливудах продолжают делать римейки культовых фильмов "25 (плюс-минус 10) лет спустя". Научной фантастики это касается едва ли не в первую очередь — ведь для этого жанра очень важны спецэффекты. Параллельно Харрисон Форд занимается возрождением своих персонажей из культовых фильмов. Начал с Индианы Джонса, переключился на Хана Соло, а теперь вот они с продюсерами слились в едином порыве, и на свет появился новый "Бегущий по лезвию" со старым Декардом. Самое интересное, что в результате и волки оказались сыты, и овцы целы.
  • 19.05.2017, 10:35 "Чужой: Завет". Заметки киномана А знали ли вы, что "Завет" — только второй фильм со словом "Чужой" в названии, который снял Ридли Скотт ("Марсианин", "Гладиатор")? Но это его третья картина с ксеноморфами (собственно, "чужими"). Самый первый фильм с этими тварями прославил режиссера и Сигурни Уивер, второй — "Прометей" — очень расстроил фанатов и фактически провалился в прокате. Посмотрим, что будет в этот раз?
  • 12.10.2015, 11:09 Адвокат российкого сценариста: "Марсианин" почти полностью скопирован с фильма Михаила Расходникова Михаил Расходников требует от кинокомпании 20th Century Fox 50 млн рублей. Истец утверждает, что Голливуд украл у него сценарий, который он написал к российской версии "Марсианина".
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 октября 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x