29 июня Саратовскому государственному художественному музею имени Александра Радищева исполняется 130 лет. ИА "СарБК" продолжает публикацию сообщений о некоторых значимых вехах истории знаменитого музея города.
"Керамика Пикассо в Саратове" – под таким заголовком вышла статья в газете "Коммунист" от 31 мая 1983 г.
Керамические изделия величайшего художника 20-го столетия Пабло Пикассо были представлены в одном из залов музея. Декоративные сосуды, вазы и кувшины, тарелки и панно – 16 произведений, принадлежащих Ульяновскому художественному музею. Это часть коллекции, была подарена нашей стране талантливой российской и французской художницей Надеждой Леже, как дань своим русским корням. Она была женой известного французского художника-импрессиониста Фернана Леже, создательницей крупнейшего мемориального музея Леже во Франции; о ее работах высоко отзывался и сам Пикассо.
Керамика Пикассо – это иллюстрация тезиса, что для творческой личности не бывает слова "поздно". Мастер заинтересовался новой техникой, когда ему было за 60, в конце 1940-х годов, поселившись на юге Франции, в небольшом городке Валлорисе. Катализатором к новому увлечению стало посещение ярмарки гончарных изделий. Пикассо воспользовался случаем и вылепил пару маленьких фигурок в мастерской Жоржа и Сюзанны Рамье, известной как гончарная мастерская Мадура. Через год художник продолжил свои опыты с глиной и втянулся на 15 лет. Мастеру выделили место в хорошо уже знакомой ему мастерской, и он начал ваять свои керамические вещицы. Кроме необычной возможности применение своего таланта, мастерская обогатила художника еще одной новинкой: знакомством со его будущей второй женой – Жаклин Рок, работавшей там ассистентом. Пикассо с юношеским задором взялся за новое для него занятие. Изучив в мастерской технологию и свойства материалов: фарфора, майолики, фаянса, терракоты – он своим талантом преобразовал ремесло в творчество. Пикассо собственноручно выполнил более 2 тыс. изделий.
Интерес к иберийской и средиземноморской цивилизациям, к предметам тех времен; желание узнать больше о своих каталонских корнях; а также возможность уйти от жестокости Второй Мировой войны – все это неожиданно совмещается в керамике Пикассо, рождая ощущение непостижимой тайны творчества. На декоративных тарелках и панно оживают дорогие сердцу испанца картины – коррида, быки, пикадоры. Загадочна "Дева-птица" – декоративный сосуд, в котором женская голова превращается в тело птицы, а птичья грудка оборачивается девичьим лицом. Все это и не только, смогли увидеть саратовцы на открывшейся выставке в мае 1983 г.