Глава города Олег Грищенко высказался по вопросу возможности создания муниципальных компаний, управляющих жилищным фондом.
"В Саратове, как и во многих других городах нашей страны, давно назрела проблема эффективности работы управляющих компаний. Федеральными властями предприняты меры в данном направлении, предусмотрена процедура их лицензирования. Практика показала, что не все управляющие компании могут эту процедуру преодолеть, да и сам процесс лицензирования зачастую имеет перекосы, не учитывает "опыт общения" конкретных управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями, муниципальными властями, и конечно, в первую очередь, с самими жителями домов", - отмечает глава Саратова.
Также Грищенко сказал: "Немалое количество многоквартирных домов в ближайшее время могут остаться вообще без управления. Большая часть таких домов это ветхий и аварийный жилищный фонд.
Решением проблемы могли бы стать муниципальные управляющие организации, возможность создания которых сейчас широко обсуждается как в органах власти, так и общественностью.
Однако нужно понимать, что как бы ни была привлекательна идея, она должна иметь под собой правовое и экономическое обоснование.
Создание муниципальной управляющей организации потребует увеличения расходной части муниципального бюджета. Необходимо будет обеспечить ее помещениями, штатом, инвентарем, оборудованием, техникой. В условиях жесткого дефицита бюджетных средств сделать это в необходимом для осуществления полноценной деятельности по управлению многоквартирными домами размере будет весьма затруднительно.
Может так получиться, что "рожденная в муках" муниципальная управляющая организация в силу пресловутого недофинансирования не оправдает в полной мере возложенных на нее надежд и для этого есть весьма объективные причины.
Учитывая, что созданная муниципалитетом организация будет управлять в основном домами с высоким физическим износом (аварийные, ветхие и т.п.), и уровень задолженности граждан за коммунальные услуги в таких домах тоже очень высок, содержание таких домов потребует значительных финансовых средств. Даже если бы деньги у муниципалитета были в достаточном объеме, направить их на содержание многоквартирных домов не позволят действующие правовые нормы. Содержание общего имущества многоквартирных домов осуществляется за счет средств собственников, находящихся в нем помещений. Действующее на сегодняшний день законодательство позволяет органам местного самоуправления компенсировать управляющим организациям расходы на содержание указанного имущества только пропорционально доле находящегося в них муниципального имущества, а это ничтожно малая доля. Ведь очень многие воспользовались своим правом на бесплатную приватизацию жилья и стали собственниками, т.е. согласились нести бремя содержания своего имущества. В конечном итоге это с большой вероятностью может привести к невозможности надлежащего содержания муниципальной управляющей организацией общего имущества в многоквартирных домах, огромным штрафным санкциям и, как следствие, аннулированию лицензии муниципальной управляющей организации на право управления. В данной ситуации ужесточение требований к управляющим компаниям в целом может стать непреодолимым препятствием для развития института муниципальных управляющих организаций.
В любом случае решение о создании такой организации должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя забывать, что у нас уже был печальный опыт работы ДЕЗов, по сути, тех же управляющих организаций под эгидой муниципалитета. В итоге городским властям и по сей день приходится возмещать в субсидиарном порядке долги их кредиторам".