Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"А зори здесь тихие...". Заметки киномана

  • 10:30, 1 мая 2015
  • Комментариев[4]
Поскольку это последний фильм о Великой Отечественной, который успевает выйти до юбилейного Дня Победы, кинотеатр "Синема 5" устроил специальный просмотр для ветеранов (и прессы, заодно). Ветераны, судя по всему, остались довольны, как минимум, оказанным вниманием. А вот насчет самой картины… Не всё так плохо, как могло быть. Но и не так хорошо.
"А зори здесь тихие...". Заметки киномана

Создатели, наверное, побоялись, что публика их растерзает, если они что-то поменяют – мол, это не сказка про Белоснежку, чтоб интерпретации снимать. Поэтому сюжет весь на месте: в далекой от фронта деревеньке в Карелии у зенитчиков мужского пола долго служить не получается – распускаются. Поэтому туда привозят подразделение, состоящее исключительно из женщин. И пока старшина Васков (Петр Федоров, "Обитаемый остров", "Сталинград", "Мамы") привыкает к такому положению дел, одна из зенитчиц (Анастасия Микульчина, сериалы "Сонька Золотая Ручка", "Гетеры майора Соколова") замечает в лесу двух фашистов-диверсантов. Васков решает их поймать прежде, чем они доберутся до важных объектов. С ним на задание идут пять девушек (кроме уже упомянутой Микульчиной, это супруга режиссера Евгения Малахова, Агния Кузнецова, "Груз 200", "Все умрут, а я останусь"; Кристина Асмус, сериал "Интерны", "Что творят мужчины", и Софья Лебедева). Вот только немцев оказывается 16.

Поскольку это такой идеологически важный фильм, да ещё и выходит он аккурат к значительной дате, в финансировании поучаствовало государство. И который раз хочется сказать этим людям, раздающим деньги налогоплательщиков: почитайте уже, наконец, чем хороший сценарий отличается от нехорошего прежде, чем давать денег! А отличается он следующим: кино ПОКАЗЫВАЕТ истории, а не рассказывает. Не закадровый голос, начитывающий прямо целые абзацы из романа Бориса Васильева, и не надписи мелким шрифтом внизу экрана, а визуальный ряд, который, в идеале, стоит тысячи слов.

Как, собственно, в оригинальном "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого. Как там подавались истории главных героинь? Практически пантомимой в условных декорациях. И, что характерно, всё было понятно. А тут у нас реалистичные "флэшбэки" со свежими подробностями из прошлого героинь – сейчас же можно говорить про раскулачивание и прочие черные автомобили в ночи. Зачем-то даже появляется история Васкова, хотя он потом повторяет её в диалоге с Женей. На случай, если до кого-то не дошло, что ли?

Главному мужскому персонажу в этом фильме, в принципе, больше всего досталось изменений: исчез акцент, потерялась комичность и некая нелепость, за которой потом обнаруживалось золотое сердце, остался просто умный и боевой мужик. Даже непонятно, чего на него весь взвод не вешается (и, конечно, почему такая умница не на передовой. Нет, этому есть объяснение. Но как-то слова не очень соответствуют картинке. Впрочем, тут везде такая проблема).

Героини тоже вышли гораздо менее трогательные, чем могли бы быть. Видимо, актрисы так были заняты осознанием своей важной миссии, что играть было некогда. И душещипательнейшая история берет за душу в разы меньше. Не сказать, чтоб вообще не трогала. Но уровень эмоционального воздействия не сравнить ни с книгой, ни с фильмом 1973 года, ни даже с китайской версией.

В этом виноват и режиссер Ренат Давлетьяров ("Моя безумная семья!", "Стальная бабочка", "Однажды"). Например, сцену с Лизой Бричкиной на болоте он втискивает между другими важными эпизодами так, что совершенно нет времени осознать весь ужас того, что с ней случилось.

Зато есть несколько сцен, демонстрирующих, что оператор смотрел "Властелин колец". Построение мизансцены и угол наклона камеры до боли напоминают момент из "Братства кольца", где хоббиты прячутся под дорогой, а мимо проходят назгулы. Умильно-благостный саундтрек "мирных" сцен тоже навевает воспоминания о теме хоббитов от Говарда Шора. Что продолжает наметившуюся в "Сталинграде" тенденцию – мы снимаем картины о совершенно реальной войне, в которой воевали наши деды и прадеды так, как в голливудах снимают фэнтази.

И вообще, складывается ощущение, что у нас разучились снимать военное кино с чувством юмора. Скажете, не над чем смеяться? А вот у поколений, которые как раз лично воевали, таких проблем не было почему-то. Комический эффект, в итоге, получается из-за ошибок. Например, за кадром говорят «ботинки», а в кадре сапоги.

В общем, в лучшие свои моменты фильм похож на раскрашенную версию старого советского. Особенно, когда диалоги совпадают. Хотя игра с цветом в версии 1973-го добавляла смысла и стиля, а тут аналога ей нет. Если вы не считаете равноценной заменой расширенную сцену в бане и ещё одну добавочную у водопада. В оставшееся время это сильно похоже на современный отечественный телесериал – крайне сомнительного качества продукт. 

Новые "А зори здесь тихие" лучше других современных переделок, вроде "Служебного романа". Но проигрывают даже свежей "Битве за Севастополь", не говоря уже про оригинал. Может, в следующий раз стоит дать денег на реставрацию старых лент?

Нет, тем, кто смотрит военное кино раз в год в районе 9 мая, фильм если не понравится, то по крайней мере, может и не вызвать особого негатива. Особенно, если они не видели картину Ростоцкого. Подросткам, на которых режиссер, если верить интервью, и рассчитывал римейк, это тоже можно показать. Если вы считаете, что их мало волнует глубина персонажей и фальшь в диалогах. 

А те, кто любит и знает военное кино и, особенно, советское военное кино должны, как говорил классик, упреки перенесть от подражательниц модисткам за то, что смели предпочесть оригиналы спискам.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 06.12.2013, 10:03 "Капитан Филлипс". Заметки киномана В "Пиратах Карибского моря" всё было просто и ясно: ходить под черным флагом – это приключения, романтика и просто весело. Быть на стороне противника – невесело. В "Капитане Филлипсе" повествование идет как раз про тех, чей корабль захватывают, только уже в наши дни. И это по-прежнему невесело. Но, знаете, в пиратстве теперь тоже никакой романтики. У этих сомалийцев даже "Веселого Роджера" нет!
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 1 мая 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x