Минфин РФ предлагает правительству вернуться к идее оптимизировать госрасходы на школы, вузы, больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения. Крупные бюджетные учреждения вновь предлагается сливать с мелкими, персонал сокращать, излишки освободившего имущества продавать. Эти предложения Минфин представит сегодня в Белом доме на заседании правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Основная проблема Минфину видится в низкой производительности труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся. В документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении — "превышает значительно" . Несмотря на рост соответствующих расходов в последние годы, констатируют авторы, качество оказываемых услуг повышается недостаточно. В ведомстве говорят, что проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%.
Минфин напоминает про принятый в 2010 г. федеральный закон N83, который был призван приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений РФ к работе в рыночных условиях. Для этого их разделили на две части. Первую составили учреждения, способные зарабатывать (в основном из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры). Вместо работы по смете они стали оказывать услуги на основе госзадания (получая субсидии из соответствующих бюджетов), а все доходы от платных услуг оставлять себе. Неспособные выйти на рынок (национальная оборона, пенитенциарная система и др.) преобразовались в казенные учреждения и остались в смете государства. Разделение завершилось к июлю 2012 года, при этом эксперты указывали на формальный характер реформы: "на места" не были спущены четкие критерии разделения учреждений, в перечнях услуг не было показателей качества, а нормативные затраты на оказание услуг определили по принципу "как сейчас". Жестко настаивать на продолжении реформы в 2012 г. Минфин не стал.
Эксперты отмечают, что Минфин выбрал для возобновления реформ относительно удачное время. С одной стороны, в ближайшие месяцы еще возможно продвижение таких проектов, до непосредственного наступления предвыборной кампании Госдумы, за которой последует старт и президентской кампании. С другой стороны, подготовка бюджета на 2016-2018 гг. в любом случае требует оптимизации госрасходов, и хотя напрямую оптимизация сети не связана с сокращением средств, тратящихся на нее, некоторой экономии достигнуть таким образом возможно. Наконец, ситуация на рынке труда в 2015 г. вполне способствует сокращению персонала в госсекторе: напомним, ожидаемого роста безработицы даже на 1 процентный пункт не произошло, спад в экономике пока предполагается умеренным — однако общая риторика властных структур позволяет продолжать реформу, объясняя происходящие сокращения влиянием экономического кризиса.
Об этом пишет "КоммерсантЪ".