"Комитет гражданских инициатив" обнародовал очередной доклад - "Криминальная статистика и открытость полиции" - аналитический обзор в рамках мониторинга российского законодательства об открытости статистической информации.
В введении, в частности, говорится: "Сегодня в России открытые данные являются инструментом официальной государственной политики. Обеспечение открытости данных МВД является одной из самых проблемных областей всей правоохранительной деятельности – мы видим лишь фрагменты собираемой статистической информации, не позволяющие понять работу отделов полиции и управлений по субъектам федерации, сравнить их между собой, сопоставить с особенностями регионов. Сегодня наметился обратный процесс от "открытости к закрытости" официальной статистической информации о преступлениях.
Силовые ведомства не хотят публиковать информацию, даже если она не несет никаких рисков. Правоохранительные органы скорее декларируют свою открытость, активизируя работу пресс-служб и заполняя информационное пространство отдельными новостями, в основном, направленными на формирование позитивной картины своей работы. Информация, которая позволила бы провести объективный анализ работы силовых ведомств, практически не публикуется. Основная проблема обеспечения открытости правоохранительных органов – это неправильный посыл в понимании самой сути открытости и доступности информации, находящейся в распоряжении органов власти и местного самоуправления и отсутствие ясности относительно способов предоставления
"открытых данных".
В "Заключении" сообщается: "МВД собирает огромное количество криминальной информации. Система сбора статистики в России по мировым меркам необычайно детализирована, а следовательно – дорогостояща. Как писал известный российский криминолог Лунеев, "аналитические службы правоохранительных органов не в состоянии ее переварить, а аналитики "со стороны" (ученые, журналисты, общественные деятели), как правило, не всегда получают ее". Он же говорил о том, как долго и мучительно шла борьба советских криминологов за снятие грифов секретности со статистики о состоянии преступности, но только в 1989 г. были сняты ограничения на публикацию свободных данных о зарегистрированных преступлениях.
В России, несмотря на тенденции к открытию данных, до сих пор доступна лишь небольшая часть статистических данных. Невозможно найти этому логических причин – в данных, которые мы запрашивали, нет ничего такого, что было бы оправдано скрывать от общества. Их публикация привела бы только к большей прозрачности работы правоохранительной системы по исполнению ее основной функции: борьбы с преступностью. Именно поэтому, как мы видим, для некоторых правоохранителей нет проблемы в предоставлении данных, которые формально могли бы не предоставляться. Для них это обычная работа, скрывать которую просто не приходит в голову. И это гораздо логичней, чем ситуация, в которой закон о статистическом учете приводит к тому, что формально закрытыми становятся данные о состоянии преступности и работе ведомств, производные от борьбы с преступностью. Систематическое открытие данных о состоянии преступности и работы органов предварительного расследования до уровня районов и городов только помогло бы гражданам понимать, как работает их отдел полиции, какова ситуация в городе, и сравнивать ее со своими ощущениями. Может, проблема именно в этом?
Перефразируя обычную фразу полиции, мы говорим: "Откройте полицию! Нравится запрещать? Запретите скрывать сведения о состоянии преступности и работе ведомств. В 21-ом веке сохранять в тайне "первичные статистические данные", относя к ним данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, архаизм. Открытой должна становиться и деперсонифицированная первичная информация – в прямом и современном понимании этого слова, когда будет доступен анализ базы данных по преступлениям. Специалисты сделают информацию понятной. А с открытой и понятной полицией общество может строить диалог и вместе решать проблемы. В конце концов, у нас общая цель – безопасное государство, где гражданин доверяет полиции.