Саратовская область во время Великой Отечественной войны неоднократно подвергалась бомбардировкам. Целью налетов немецкой авиации, в первую очередь, были предприятия города. Бомбардировке подвергались такие важные стратегические объекты, как железнодорожный мост через Волгу, подшипниковый, авиационный заводы, завод щелочных и свинцовых аккумуляторов, крекинг-завод, нефтебазы на Увеке и Улешах. Бомбили также дома мирных жителей, санитарные поезда и речные суда с гражданским населением. Первые разведывательные полеты немецких самолетов над Саратовом фиксируются еще в феврале 1942 г., а первые бомбардировки города противник совершил 25 и 26 июня 1942 г. Особенно сильными бомбардировки были в сентябре 1942 г., когда начались бои в Сталинграде.
Была проведена работа по укреплению местной противовоздушной обороны силами населения в Саратове. С 5 августа 1942 г. на основании указаний Главного Управления Местной противовоздушной обороны НКВД СССР от 18 июля 1942 г. N32/1744 на казарменное положение было переведено 30% приписного состава формирований МПВО . Активизировалась работа по соблюдению светомаскировки. С наступлением сумерек город должен был полностью затемняться. Проводилась техническая маскировка крупных промышленных и таких важнейших стратегических объектов, как железнодорожный мост через Волгу. Резервуары и трубы высотой выше 10 метров красили в белый цвет. На всех предприятиях в Саратове формировались группы самозащиты из расчета 300 чел. – одна группа. К осени таких групп насчитывалось около 850. Также население проходило подготовку по противовоздушной и противохимической обороне.
В целях обеспечения безопасности при возможном применении противником стойких отравляющих веществ Саратовским горисполкомом Совета депутатов трудящихся было решено построить и оборудовать в каждом районе Саратова дегазационные площадки: в Волжском районе (Ленина, 69, Коммунарная, 7), в Кировском районе (Астраханский пер. угол Соколовой ул.), во Фрунзенском районе (Мирный пер.), в Октябрьском районе ( Чернышевского, 86) и в Сталинском, ныне Заводском районе (жилучасток авиационного завода).
Для защиты населения в случае вражеских налетов оборудовались бомбоубежища, которые предназначались для защиты от авиабомб и снарядов, обломков разрушенных зданий и отравляющего действия ядовитых газов. Бомбоубежища из экономии и недостатка свободных площадок в плотно застроенном городе часто располагали в подвальных помещениях существовавших домов. Под укрытия было приспособлено несколько тысяч погребов и подвалов.
Достаточно надежным укрытием во время бомбардировок являлись так называемые "щели". Они защищали от взрывной волны авиабомб, осколков снарядов зенитной артиллерии и обломков разрушаемых зданий. "Щели" представляли собой вырытый в грунте и перекрытый по верху ров. Во избежание возможности завала обломками, "щели" располагали вдали от зданий, на расстоянии не меньше половины его высоты. В связи с тем, что заполнение щелей по сигналу воздушной тревоги производилось как можно быстрее, пути подхода к "щелям" должны были оставаться не загроможденными. "Щель" должна была освещаться электричеством, в ней хранились лопата, лом, кирка, фонарь, кипяченая вода. За каждой щелью закреплялся определенный контингент укрывающихся. Специальные команды следили за тем, чтобы спуск в "щели" производился организованно, чтобы в первую очередь укрывались женщины с детьми, старики, больные. Группы самозащиты заботились о том, чтобы каждый дом располагал хорошо оборудованной щелью.
Не все городские общественные заведения, как, например, кинотеатры и театры, были обеспечены убежищами и укрытиями, поэтому в периоды воздушных тревог дирекция театров вынуждена была распускать зрителей. Из 9 кинотеатров только 3 не имели своих бомбоубежищ ("Красноармеец", "Ударник", "Центральный"). В связи с этим на них было возложено строительство бомбоубежищ до конца 1942 г.
В условиях большого города сложно было так наладить жизнь и работу населения, чтобы при сигнале воздушной тревоги можно было оказаться на привычном месте в своем постоянном убежище. Поэтому были разработаны правила поведения при авиабомбордировке. От того, где оказался человек в момент тревоги – в здании, на улице, пригороде, на дороге и. т.п., зависел выбор убежища.
Если бомбардировка заставала человека в многоэтажном каменном здании, то наилучшим укрытием мог служить подвальный или полуподвальный этаж, даже если он не был специально приспособлен под убежище. Спустившись в подвал, человек был защищен от осколков и взрывной волны.
Благоприятными для укрытия считались помещения в средней части здания с капитальными стенами, огнестойкими перекрытиями, без окон. В жилых многоэтажных домах такими помещениями являлись – ванные комнаты, коридоры, чуланы. Если же в доме не было таких внутренних помещений, то следовало сесть или лечь на пол. Можно было укрыться на лестничной площадке, но подальше от наружной стены. Во время бомбардировки опасно было находиться в деревянных домах и сооружениях.
Соблюдение таких простых правил временного укрытия помогало значительно уменьшить количество жертв во время воздушного налета, максимально оградить жизнь граждан, не сумевших по тем или иным причинам вовремя попасть в бомбоубежище.
По материалам ОГУ "Государственный архив Саратовской области"