Президент Владимир Путин более четырех часов отвечает на вопросы представителей СМИ в рамках традиционной большой пресс-конференции. В этом году на мероприятие прибыли более 1300 журналистов из регионов России и из-за рубежа.
О возможности возникновения "майдана" в центре Москвы
"Я не буду принимать никаких политических решений, буду действовать в соответствии с законодательством. Каждый гражданин имеет право выражать свое мнение о принимаемых решениях, но действия подобного рода должны оставаться в рамках закона. Если кто-то нарушает эти рамки - государства обязано наводить порядок, иначе может начаться хаос, который негативно скажется на состоянии всего государства".
О "допуске" Алексея Навального на выборы мэра Москвы
"Если бы он представлял угрозу, то на выборы бы его не пустили. По конкретным фамилиям со мной никто не советовался. Тот факт, что мэр столицы обсуждает политические вопросы с президентом, - это нормально. Конечно, людям, которые мало известны на муниципальном уровне, сложно пройти фильтры. Когда их оценивают, то и выносится такое решение - поддержать или не поддержать. Если у кого-то есть шансы - надо помочь, особенно если человек действительно понимает существующие реалии, а не просто кричит "Караул, держи вора!". Это полезно для самих этих людей, чтобы они становились более серьезными и основательными".
О том, что делать, если "ОМОНовец бьет девушку"
"Я не верю, что ОМОНовец вот так просто бьет девушку. Я знаю ОМОН. Это люди, которые регулярно идут под пули и рискуют жизнью. У них есть семьи. Все бывает. Но они такие здоровые ребята - им бить девушку совершенно незачем. Но если девушка говорит, что хочет выколоть глаз ОМОНовцу, то он должен хотя бы прикрыть глаз рукой. Давайте перенесем этот разговор из эмоциональной сферы. Я согласен с тем, что нужно повышать качество судебной системы, следствия. Но это проблема не только нашей страны. Везде есть какие-то ошибки и небрежности. Мы вместе должны над этим работать. В том числе - вместе с прессой. Я говорю об этом совершенно серьезно, без всякой иронии. Конечно, встречается некачественная работа. Мы должны с этим бороться".
О национализации недр
По закону они принадлежат народу. Вопрос в том, как их эффективно использовать. По поводу "Газпрома" и того, что они принадлежат кучке олигархов. Был момент, когда это было так, но теперь - нет. Это не так. "Газпром" - это организация с контрольным пакетом у государства.
О едином "центре" управления
"Вы ошибаетесь в том, что вопросы управления в большей степени выходят на главу государства. Складывается впечатление, что все происходит в ручном управлении. Но это не так. Я четыре года руководил правительством. Вы не представляете, какой объем работы приходится выполнять на этом посту. Нужно создавать машину, которая бы работала. Она работает, но для этого нужно многое делать".
О наказании и амнистии для Pussy Riot
"Мне жалко не за то, что они оказались в местах лишения свободы, хотя в этом, конечно, ничего хорошего нет, а за то, что они пошли на эпатажный поступок, унижающий достоинство женщины. Но суд наказал их за другие действия. Это не пересмотр решения суда, это общее решение, под которое они попадают. Это решение связано с гуманизацией нашей уголовной политики и 20-летием Конституции".
Об отношении к США после скандалов с "прослушкой"
"Бараку Обаме я завидую, потому что он может стать фигурантом шпионского скандала, а ему за это ничего не будет. Шпионаж - одна из древнейших профессий, наряду с некоторыми другими. Аналитические записки спецслужб читать бесполезно, так как это не факты, а мнение аналитиков. Или надо быть абсолютно уверенным в аналитиках, знать их лично. Или читать подлинники документов, но это не всегда возможно. Изначально и сегодня вся подобная работа ведется в целях борьбы с терроризмом. Необходимо ограничивать аппетиты спецслужб, вводить какие-то правила, но в целом это - необходимость. Нужно ведь отслеживать не только конкретного подозреваемого, но и все его связи. Это антитеррористические мероприятия, но правила их проведения должны быть понятны".
О выборах мэров
"Муниципальный уровень - самый близкий к народу уровень власти, руководителей муниципалитетов граждане должны знать лично, они должны иметь возможность обсуждать с ними проблемы и добиваться решений по ним.
Второе. В некоторых местах с муниципального уровня взяли образование, медицину. Не от хорошей жизни, просто источников денег не было. В связи с этим надо разобраться - или источников добавить, или согласиться с тем, что на муниципальном уровне это невозможно.
Я не стал предлагать каких-то решений. Я обратился к муниципальным объединениям, чтобы они сами в диалоге с правительством и руководством регионов предложили решения. Я и сейчас не хочу высказывать свое мнение, чтобы оно не помешало свободной дискуссии. Это передовой край борьбы за будущее. Мне бы хотелось, чтобы муниципальный уровень власти был кузницей кадров. Проблема есть, но не хочется забегать вперед".
О встрече с Эдвардом Сноуденом
"Он для меня, не скрою, небезынтересен. Благодаря ему многое в головах людей повернулось. В том числе и у политиков. Это - безусловно, его заслуга. Мне всегда было любопытно, как он на это решился. Как он собирается жить? Где он собирается жить? Это достаточно молодой человек. Но он сделал такой выбор для себя. Благородно. Любопытно. Но у него свои дела, у меня - свои дела. Мы ему дали возможность остаться в России, если он не будет заниматься антиамериканской пропагандой. В оперативном плане мы с ним не работаем и никогда не работали, не пристаем к нему с вопросами о том, что и как делалось в российском направлении той службой, в которой он работал. Он сам должен определить свою жизнь на будущее, мы просто дали ему убежище".
О преемнике
"Вы знаете, у нас много политиков, причем очень опытных. Я их перечислю, хотя вы их знаете. Лидер коммунистов Зюганов Геннадий Андреевич (аплодисменты) - и ничего смешного здесь нет. За него голосуют миллионы людей. Я во многом с ним не согласен, но уважаю его позицию.
Хорошо известен Владимир Жириновский. Он человек талантливый и эпатирующий, но от него звучит много вполне здравых предложений. В свое время я пригласил в Москву Сергея Миронова, многие согласятся, что он стал независимым политиком федерального масштаба.
Послушайте, у нас есть ведущая в стране политическая партия, которую возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев. Я знаю, что некоторые эксперты составляют рейтинги. Но реальная жизнь сложнее, чем рисование графиков. Я к этому спокойно отношусь.
Появляются совсем новые люди, в том числе оппозиционно настроенные. Некоторые из них стараются "куснуть" главного, это известный и тривиальный прием, вполне правильный для тех, кто хочет о себе заявить. Но тут главное, как у нас в деревне говорят, "без штанов не остаться". Хорошо, если есть на что посмотреть. А иначе конфуз может получиться.
Про преемника не сказал - говорить нечего".