Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"12 лет рабства". Заметки киномана

  • 09:25, 13 декабря 2013
  • Комментариев[0]
Изначально под понятием "бремя белого человека" Киплинг (автор Маугли, да) имел в виду приобщение туземцев из колоний к европейской цивилизации ради их же собственного блага. Но сейчас оно больше подходит для описания стыда, который белые американцы испытывают перед черными американцами за 200 лет рабства. И поскольку новая картина Стива МакКуина как раз на эту тему, политкорректность будет играть не последнюю роль в грядущей раздаче "Оскаров".
"12 лет рабства". Заметки киномана

Если вкратце, это фильм о том, что во времена рабства в США белые были плохие (кроме Бреда Питта), относились к неграм, как к собственности, и это ужасно. Очень!

Чуть более развернуто сюжет можно описать так: это история реального человека по имени Соломон Нортоп (Чиветел Эджиофор, "Солт", "Миссия "Серенити"), который родился в штате Нью-Йорк (это не только город, но и штат), женился, завел детей и жил довольно счастливо, играя на скрипке, пока какие-то негодяи не продали его обманом в рабство. Потому что по описанию он походил на беглого раба из Джорджии. Он пытался "качать права", но только получил плетей. У него отняли имущество, свободу и даже имя, а потом увезли в Луизиану и продали, как какой-нибудь шкаф.

Сначала ему везет, и он попадает к доброму хозяину (Бенедикт Камбербэтч, "Стар Трек: Возмездие", "Пятая власть", сериал "Шерлок"), напоминающему персонажей русской классической литературы, – он понимает, что рабство – это плохо, но ничего с этим не делает. К главному герою, которого теперь зовут Платт, этот мистер Форд относится хорошо, зато его ненавидит белый работник. В итоге, хозяин перепродает его из соображений безопасности. Но только безопасности Соломону-Платту не светит. Его новый владелец – мистер Эппс (Майкл Фассбендер, "Бесславные ублюдки", "Люди Х: первый класс", "Опасный метод"), хлопковый плантатор, который находит оправдание своему зверскому обращению с рабами в Библии (там и не такое находят при желании).

Так, с хозяевами на грани психопатологии, отупело-равнодушными рабами и
мелькающими на горизонте приличными людьми, он и проводит 12 лет в рабстве.

Это кино считается одним из фаворитов премии Американской киноакадемии и,
скорее всего, будет номинироваться как лучший фильм и лучшая режиссерская работа.

Еще три возможные номинации: "лучший актер" и "лучшие актер и актриса второго плана". И это не только потому, что обойти вниманием картину с такой тематикой никак нельзя, а то афроамериканцы обидятся. Она действительно того стоит.

А соревноваться с твердой режиссерской рукой британца Стива МакКуина – дело не из легких. Он снял всего три полнометражных фильма ("Голод", "Стыд" и, собственно, "12 лет рабства"), а наград собрал три десятка. И не за красивые глаза Майкла Фассбендера, которого он открыл миру и теперь везде снимает, как Тим Бёртон Джонни Деппа.

Во-первых, у него есть стиль и очень умелый оператор, который замечательно снимает интересные ракурсы и долгие кадры. Так что, как минимум, эcтетическое удовольствие кино точно подарит. Во-вторых, он умеет заставлять актеров играть, но не переигрывать. Главный герой вызывает сочувствие, но не топит в слезах. В-третьих, у него есть история, которая так или иначе трогает. (Если вас не особенно интересуют старые проблемы негров, потому что своих навалом, то желание главного героя жить, а не выживать, будет вам вполне понятно).

Но надо сказать, что Стив МакКуин эмоции зрителей никогда не щадил и привычке к захватывающим зрелищам не потакал. Он снимает, как он снимает всегда, – просто показывает, констатирует факты, не давит на жалость, не веселит и не выносит явных оценок, в отличие от некоторых Спилбергов с "Линкольнами". В кадре то кого-то секут до полусмерти, а то вода блестит и переливается в колесе парохода. И это создает этакую иллюзию объективности, а, может быть, даже жизни – ужасное вперемежку с прекрасным.

Из прекрасного в фильме – в основном природа, саундтрек от великого Ханса
Циммера и работа звукооператора. Ну, и ещё Бред Питт, персонаж которого нужен для сюжета на 5 минут и известного имени в титрах. А вот ужасного хватит на пару-тройку "оскаровских" драм. Все, кто читал в свое время "Хижину дяди Тома" (или кого-нибудь из отечественных классиков), представляют, как несладко быть рабом. Но то, насколько для персонажей фильма жестокость нормальна, все равно пугает. Никто не ожидает особенной доброты от надсмотрщиков, но благовоспитанные южные дамы, которые так гордятся своей утонченностью во всяких "Унесенных ветром", относятся к темнокожим ничуть не лучше своих супругов – для них это тоже просто рабочий скот. И хотя плантаторы догадываются, что главный герой – вовсе не раб от рождения, они не хотят знать правды. Им она неудобна.

Так что фильм из тех, что называют "тяжелыми". Но смотреть его стоит, потому
что на экраны не так часто выходят такие умные и хорошо сделанные фильмы. Хотя у нашего зрителя именно тема рабства обычно вызывает противоречивые чувства. Как и Холокост, кстати. Да, про них все должны знать, чтобы они не повторились (поэтому фильмам на эти темы регулярно дают награды все, кому не лень). И негров, то бишь, теперь уже афроамериканцев, безусловно, жалко. Но как-то, знаете ли… у нас ведь у самих рабство отменили всего на 4 года раньше, чем у них. И если у белых американцев хотя бы было оправдание, что негры – это не люди, потому что у них другой цвет кожи, то как себя оправдывали наши соотечественники, которые никак внешне не отличались от своих крепостных? И почему об этом не снимают каждый год кино? Ведь вряд ли нашим предкам было лучше, чем неграм.

Трейлер к фильму - на "Афише Саратова".

Автор: Зеленова Галина
Похожие материалы
  • 27.02.2012, 06:35 "Стыд". Заметки киномана Посмотрев новую картину от Стива МакКуина, автора шокирующего "Голода", долгое время находишься в замешательстве. В фильме "Стыд" огромное количество недостатков и шероховатостей. И будь это другая работа - рецензия носила бы явно отрицательный характер. Но здесь же — я порекомендую сходить в кино. И вот почему...
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 13 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x