Российской казне при текущих высоких ценах на нефть до 2020 г. не хватает около 10 трлн руб. доходов для финансирования всех бюджетных обязательств и обещаний властей, а с учетом рисков сокращения поступлений этот разрыв может оказаться еще больше. Такие данные приводит агентство Reuters, ссылаясь на долгосрочную бюджетную стратегию Минфина РФ.
Пенсионные обязательства бюджета, вероятное падение доходов от экспорта сырья, сокращение налоговых поступлений и резервного фонда в условиях наращивания социальных и военных расходов рискуют еще больше расбалансировать бюджетную систему страны. В качестве рецепта Минфин предлагает сократить расходы и подумать над повышением налогов на сырьевой сектор. В противном случае придется либо повышать прочие налоги, либо отменять бюджетное правило и увеличивать ускоренными темпами госзаимствования.
В периоде с 2017 г. по 2020-й - на горизонте действующих или обещанных госпрограмм, но за пределом утвержденного трехлетнего бюджета - Минфин обнаружил не обеспеченные доходами обязательства казны: 5,6 трлн руб. - утвержденных и еще 4,2 трлн - обещанных.
Подготовка стратегии до 2030 г., которую Минфин на этой неделе вносит в правительство, проходит в условиях стагнации экономики и настойчивых требований Президента Владимира Путина найти деньги на исполнение всех обещаний без ослабления бюджетной политики.
В основу бюджетной стратегии положен консервативный сценарий долгосрочного макропрогноза Минэкономразвития, в соответствии с которым средние темпы роста экономики РФ до 2030 г. не превысят 2,5%. При этом, уверяют специалисты, по-прежнему сохраняются риски того, что даже таких темпов роста не удастся достичь и доходы бюджета, которые снижаются к 2030 г. до 14,8% ВВП с 19,1% ВВП в 2013 г., будут еще меньше, чем запланировало министерство.
"Прогнозируемое сокращение доходов бюджетов бюджетной системы, в том числе федерального бюджета, обуславливает целесообразность рассмотрения вопроса о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при в целом стабильном уровне налоговой нагрузки на прочие секторы экономики, а также обеспечении роста неналоговых доходов", - говорится в стратегии.
Она предполагает, что бюджет будет дефицитным весь расчетный период, а дефицит - покрываться, в основном, за счет госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования. В результате госдолг вырастет до 18,2% ВВП к 2030 г. - при определенной Минфином максимальной планке в 20% ВВП - с 12% ВВП в 2013 г.