Саратовские эксперты прокомментировали высказывание генерального директора фонда "Прикладная политология" Сергея Смирнова о возможном введении в Саратовской области временной администрации.
Заведующая кафедрой налогов и налогообложения СГСЭУ, профессор Ольга Кириллова заявила: "Выводы эксперта несколько преждевременны. Он ссылается на высокий уровень региональных заимствований по отношению к размеру собственных доходов бюджета региона. Однако это не является основанием для введения временной финансовой администрации.
Основания принятия подобных решений прописаны в ст. 168.2 главы 19.1 Бюджетного кодекса РФ: размер просроченной задолженности субъекта должен превышать 30% объема собственных доходов соответствующего бюджета в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта.
Просроченную задолженность по долговым обязательствам, в соответствии со ст. 112.1 Бюджетного кодекса, формируют неисполненные в установленный срок долговые обязательства региона, срок исполнения которых уже наступил.
На сегодняшний день Саратовская область выполняет подобные долговые обязательства перед своими кредиторами и не имеет просроченной задолженности, о чем может свидетельствовать отчет об исполнении бюджета за 9 мес., представленный на официальном сайте минфина региона.
Помимо этого, размер госдолга субъекта РФ, учитываемый в целях определения его доли в собственных бюджетных доходах региона, должен быть уменьшен на сумму бюджетных кредитов по состоянию на начало каждого бюджетного периода. Учитывая большую работу правительства по реструктуризации задолженности в сторону увеличения доли бюджетных кредитов в структуре долговой корзины, следует сказать, что значение показателя, о котором говорил эксперт, существенно ниже".
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов СГСЭУ Елена Ермакова добавила: "Действительно, в Саратовской области остро стоит вопрос управления долговой политикой в условиях регионального долга. Но эта проблема не только нашего региона, по суммарному объему регионального долга область занимает 69 место в РФ. Причем темпы роста долга (на 13%) существенно ниже общероссийских (28%), в то время как отдельные регионы, как Кировская и Оренбургская области, например, увеличили долговые заимствования на 80 и 85%, соответственно.
Что касается уровня долговой нагрузки (как отношение госдолга к собственным доходам), он в Саратовской области действительно высокий, но не критический: по состоянию на 1 ноября он составляет 83%, что ниже уровня 2012 г. на 5%. При этом за последние годы снижается стоимость обслуживания долга за счет реструктуризации долга и переговоров с коммерческими банками, которые снизили процентные ставки.
Почему возникла такая ситуация? Тому есть объективные причины: бюджет Саратовской области отражает тенденции экономики нашей страны. Сегодня в системе межбюджетных отношений сложилась ситуация своеобразных "бюджетных ножниц", когда доходы в большей степени концентрируются в федеральном бюджете (свыше 50%), а расходные обязательства напротив – обязаны исполнять региональные бюджеты. Эта ситуация касается всех субъектов. С одной стороны, в полном объеме должны быть исполнены дополнительные обязательства в образовании, науке, здравоохранении. Но, с другой стороны, сужение доходной базы: сокращение федеральной помощи на 6%; выпадающие доходы бюджета вследствие активизации федерального законодательства по формированию консолидированных групп налогоплательщиков, что приводит не только к сокращению налоговой базы по налогу на прибыль, но и межрегиональному переливу налоговых поступлений".