Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Гагарин. Первый в космосе". Заметки киномана

  • 10:16, 7 июня 2013
  • Комментариев[0]
Странно, но факт: самые преданные фанаты часто не могут толково рассказать о любимом фильме, книге или личности. Потому что для них предмет обожания настолько становится частью жизни, что невозможно отстраниться и увидеть его более-менее объективно. А, как писал Есенин, большое видится на расстоянии! И в новом фильме о Гагарине как раз такая проблема.
"Гагарин. Первый в космосе". Заметки киномана

Посвящен он, вполне ожидаемо, первому полету человека в космос. История разворачивается от поездки на космодром перед пуском и до… логического финала. И все это время Гагарин (Ярослав Жалнин, "Метод Лавровой"), словно по методу свободных ассоциаций, вспоминает прошлое, которое привело к самому важному дню в его жизни, – детство, родителей, жену, детей, Королева (Михаил Филиппов, "Петербургские тайны", "Дети Арбата"), подготовку к полету, друзей и товарищей.

Этот фильм неизбежно будут сравнивать с недавно вышедшей "Легендой №17", и сравнение будет не в его пользу. Потому что простой и линейный сюжет про хоккеиста Валерия Харламова был разыгран виртуозно. В "Гагарине" же фабула вышла в разы замысловатее, вот только фрагменты истории не складываются в паззл. И дело не в фрагментах, а в подаче материала вообще.

Первый космонавт для нашей страны и для человечества в целом − личность легендарная. Но это не отменяет того, что он был живым человеком из плоти и крови. А вот экранному Гагарину жизни очень не достает. Он вышел героем без страха и упрека, этаким суперменом а-ля рус. Только в историях о Супермене создатели никогда не позволяют себе делать героя настолько положительным. Гагарин в фильме настолько сахарно-сладок, прекраснодушен и благороден, что кривиться не позволяет только уважение к настоящему Юрию Алексеевичу Гагарину. Даже сомнения он испытывает где-то за кадром, а нам об этом рассказывают другие персонажи. На экране он никогда ни в чем не сомневается и не испытывает негативных эмоций, даже когда думает, что американец полетел в космос первым.

И настоящего соперничества между толпой здоровых молодых мужчин, которые все, мягко говоря, не против слетать в космос раньше товарищей, в фильме не видно. Даже Герман Титов, который в жизни, возможно, спокойно отнесся к тому, что Гагарин, а не он сел в ту ракету, уж в фильме-то мог выразить недовольство как-то еще, кроме молчания.

С Титовым ситуация вообще вышла странная: руководители полета говорят, что он выносливее и лучше подготовлен, но летит при этом Гагарин. На это есть причины, но только Гагарин никак на это лично не влияет. Его мотивации и воли к победе не видно, потому что ему и не надо ни к чему стремиться, все словно уже знают, что именно он станет первым космонавтом на планете. Хотя по сюжету даже за 10 дней до полета еще не было известно, кого предпочтут.

В итоге, главный драматический момент фильма – перегрузки, которые испытывает космонавт при выходе на орбиту. Что очень драматично, но явно не достаточно, чтобы вытянуть сюжет. Чем режиссеру Павлу Пархоменко не приглянулся в качестве конфликта подвиг разоренной войной страны, которая сумела отправить человека в космос, и ее борьба за первенство в космической сфере с США, когда счет шел на дни? Загадка!

В общем, о развитии персонажа и эскалации конфликта сценаристы, кажется, не слышали. И про диалоги, похожие на человеческую речь, тоже. И о какой нормальной актерской игре может идти речь, когда нужно через слово сыпать усыпляющими репликами о "смысле жизни и вообще" и постоянно напоминать, что Гагарин будет первый, и это же так важно и значительно! (Понятно, что это адресовано зрителям, чтобы не дай бог не забыли, но в контексте фильма это выглядит очень странно. Тогда каждая собака понимала насколько это важно, зачем об этом говорить через реплику?)

Там, где "Легенда №17" умело балансирует на тонкой грани между психологической достоверностью и патриотическим пафосом, "Гагарин" в пафосе тонет и только иногда выныривает за глотком свежего воздуха в виде действительно красиво снятых пейзажей. Даже музыка в нем настолько возвышенная, что близка к религиозной, а самой интересной частью фильма оказывается собственно запуск ракеты. Вот его-то из фильма можно вырезать и показывать школьникам. Но с точки зрения кинематографа, это печально, когда самый интересный момент в фильме – отход первой и второй ступеней ракетоносителя!

Фильм хотелось бы рекомендовать подрастающему поколению, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как первый человек летит в космос. Но, боюсь, он покажется им скучным. И взрослым, наверное, тоже. И как же до боли обидно, что стать космонавтом хотелось больше после фильма "Стартрек", чем после фильма о Гагарине!

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 03.04.2013, 10:05 Командный ценник. Бюджетные игровые инъекции Финансирование игровиков в 2013 году осталось практически таким же, как в 2012-м. Изменилось только распределение. На какие средства налогоплательщиков могут рассчитывать спортивные команды и что оно им даст? По сравнению с другими регионами, где выделяются сотни миллионов целковых на коллективы, выступающие в национальных дивизионах, на Саратовщине объем поддержки скромнее. По официальным данным, облминмолспорттуризма в этом календарном году планирует выделить 197 млн 636,7 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом – это на 1,6 млн меньше. Сокращение пойдет во вред или все-таки не существенно? Попробуем разобраться.
Новые материалы
  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

  • 08.05.2024, 13:44 Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города"

    Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x