29 июня Саратовскому государственному художественному музею имени Александра Радищева исполняется 130 лет. ИА "СарБК" продолжает публикацию сообщений о некоторых значимых вехах истории знаменитого музея Саратова.
В мае 1953-го открылась выставка произведений западно-европейской живописи и скульптуры из коллекции Николая Гущина (1888–1965). Он появился в Саратове в 1947 г. Долгие годы прожил за границей – в Китае, во Франции, в Монако, где активно работал творчески, преподавал в частной студии, выставлял свои картины на выставках в Харбине, Пекине, Тяньзине, Шанхае, Париже, Лондоне, Монако, Ницце, Монте-Карло, Ментоне, Болье. До вынужденного отъезда за рубеж в 1919 г., Гущин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1917-ом "за представленные конкурсные работы" получил звание художника Первой степени. В 1918 г., работая в Перми, он принимал участие в организации Дома народных искусств, Пермского художественного училища и Союза свободных художников. Как автор проекта памятника Борцам революции, установленного к годовщине революции (и взорванного войсками Колчака через 2 мес.), вынужден был скрываться. Уехал сначала в Сибирь, затем в Китай, а в 1922-ом выехал во Францию, позднее поселился в Монте-Карло.
Длинные списки зарубежных выставок, участником которых был Гущин, внимание художественных критиков к его персоне, проявлявшееся в череде заметок и статей о его работах – все это свидетельствовало о весьма значительном успехе художника. Но, Гущин стремился в Россию. Неоднократные его обращения в советское посольство с просьбой о возвращении на родину, наконец, в 1947 г., увенчались успехом. Ему было разрешено вернуться в СССР, но без права проживания в столице и крупных городах. Из нескольких предложенных ему городов, он выбрал Саратов. Циркуляры Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР с сообщением директору музея о направлении в "его распоряжение" бывшего русского эмигранта из Франции проходили под грифом "секретно".
В ноябре того же года Гущин был "зачислен в качестве художника-реставратора с окладом 500 руб. в месяц, с хлебной надбавкой, с двухмесячным испытательным сроком" в Радищевский музей. Человек с такой биографией, появившись в Саратове, стал предметом усиленного внимания и надзора. "Саратовский период" художника был плодотворным. Его влияние на местную культурную среду было огромным. Целый ряд художников, получивших от него творческий импульс, определялись условно как "художники круга Гущина".
Выставка произведений из коллекции Гущина, состоявшаяся в Радищевском музее в мае 1953 г., широко не афишировалась. И вряд ли она могла состояться ранее (Сталин скончался 1 марта 1953 г.). Газета "Коммунист" опубликовала небольшую заметку о выставке. В числе привезенных Гущиным на родину произведений западно-европейских мастеров были: "Мужской портрет" испанского художника первой половины 19-го в. (Гущин предполагал авторство Гойи), "Святое семейство" итальянского художника 18-го в., копия 19-го века с гравюры голландца Луки Лейденского "Музыканты", которая на выставке 1953 г. выставлялась под именем Питера Брейгеля Старшего, работа французского скульптора Максима "Мотальщица ниток" (бронза), известная работа Менье "Пудлинговщик". Все произведения находятся в коллекции Радищевского музея, часть из них была приобретена у владельца, часть поступила в музейное собрание из других источников.
Персональная выставка Николая Гущина состоялась только в 1987 г.