Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Первый авиаполет над Саратовом. Провинциальные истории

  • 09:06, 6 августа 2020
  • Комментариев[0]

110 лет назад, в июне 1910 года в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского, а почётным председателем - губернатора С.С. Татищева. Любопытно, что новая организация в своём Уставе пообещала содействовать развитию не только воздухоплавания, но и "спорта на автомобилях, моторных лодках, снеговых бауэрах, аэро-санях, лыжах, игры футбол, теннис и тому подобных". А первый полёт над Саратовом состоялся 26 сентября того же года, в рамках первой в истории города авиационной недели.

Первый авиаполет над Саратовом. Провинциальные истории Аэроплан Александра Васильева

Договор дороже денег

Первыми полетать над Саратовом пригласили авиаторов Александра Васильева и Виссариона Кебурова (настоящая фамилия – Кебурия). Соответствующий договор с их агентом был заключен 7 сентября 1910 года. Оба только что закончили во Франции лётную школу одного из самых известных в то время авиаторов-авиастроителей Блерио. Вернувшись в Россию с двумя аэропланами "Bleriot (Блерио) XI" с моторами мощностью 25 и 50 л. с., они решили окупить свои затраты (аэропланы обошлись в 65 тыс. рублей) с помощью авиагастролей по стране. 1 сентября они привели в восторг нижегородцев, 9-го – жителей Казани.

Александр Васильев

В Саратове, по договору, днями полётов утвердили 23, 26 и 29 сентября, 1, 3 и 5 октября, а местом для первого в истории города "авиашоу" выбрали самую ровную городскую площадку – ипподром (сегодня на этом месте стадион "Локомотив"). Договорились и о стоимости билетов для зрителей: при входной плате в 50 коп., а для учащихся – в 30, сначала установили таксу в 5 рублей за место, а через несколько дней снизили её до 3 руб. 60 коп. "с целью более широкого доступа публики". При этом на средней трибуне для учредителей аэроклуба и их семей были отведены бесплатные места, а для членов и их семей – места всего за 2 рубля. Плюс были предусмотрены почётный бесплатный билет для почётного председателя, губернатора Татищева и бесплатный вход для представителей местных газет.

Предварительная продажа билетов была открыта в книжном магазине "Современник" на Московской улице. 15% от сборов должен был получить аэроклуб. А "за все могущие быть убытки от повреждения аппаратов, авиаторов, имущества и здоровья жителей от несчастных случаев при полетах" ответственность возложили на авиаторов. Они же должны были платить за рекламу и работу "прислуги при аппаратах и на ипподроме".

Виссарион Кебуров

Подготовка

Накануне полётов ипподром преобразился: руками арестантов (!) была выровнена площадка под взлётную полосу, расширен манеж для размещения аэропланов; в той части трибуны, где обычно заседало жюри, установлена двухъярусная ложа, первый "этаж" которой предназначался для губернатора с семейством, второй – для местной элиты; для удобства зрителей было установлено 8 касс.

Наплыв публики ожидался огромным, в том числе, безбилетной, за пределами ипподрома. В связи с этим к наблюдению за порядком были привлечены не только полицейские, но и солдаты местного гарнизона, а саратовский полицмейстер обнародовал предупредительное объявление:

"Во время полётов аэропланов с 23 текущего сентября и во избежание могущих быть при полётах несчастий, скопление публики на площади и улицах, прилегающих к конскому бегу, воспрещается, причём рекомендуется лицам, прибывающим к главному подъезду бегового ипподрома, следовать по Московской улице, а занимающим открытые места на противоположной стороне – по Большой Казачьей и Царицынской улицам. Движение по Дворянской улице от Губернаторской до железнодорожного переезда и по Аткарской до Московской ул. на означенное время допущено не будет".

Помешал ветер

В день первого полёта стояла пасмурная холодная погода. Временами хлопьями падал снег. Но разве это могло остановить любопытных саратовцев? Взлёт был назначен на полчетвёртого, но уже с двух часов саратовские улицы пришли в движение.

"К назначенному для полётов времени места в вагонах трамвая нельзя было достать; публика шла чуть ли не к берегу Волги, чтобы занять места. Около остановок – толпа народа, с бою бравшая места. Длинной вереницей потянулись извозчики, автомобили, велосипедисты.,. – отчитывался впоследствии "Саратовский вестник". – На вокзальной площади давка: здѣсь уже десятитысячная лава едва сдерживается полицией, конными стражниками и пешими городовыми... Крыши прилегающих к ипподрому домов переполнены бесплатной публикой, деревья облеплены ею же.,.

На трибунах развевается красивый флаг аэроклуба – голубого цвета с белым крестом и гербом города. С трудом удается пройти сквозь цепь: еще чуть ли не за полверсты требуют билет. До ипподрома приходится его показывать несколько раз…

Около забора ипподрома, вдоль него, длинной лентой, сдерживаемой преградой из каната, растянулась публика с входными билетами. Сотни биноклей устремлены к манежу, где стояли аппараты…"

Зрителей встречали буфет, оркестр…

Каково же было разочарование, когда, прождав два часа, вся эта бушующая людская масса узнала, что полёты не состоятся!..

А всё из-за проклятого ветра, набирающего силу…

Неудовлетворённая толпа частью бросилась к кассам за возвратом денег, а частью – к стоящим на поле аэропланам: чтобы хоть дотронуться до диковинок. Авиаторы едва успели завести их в закрытый манеж…

Полёты перенесли сначала на 24 сентября, а затем, когда из-за непогоды они снова не состоялись, – на 26-е. С теми же билетами.

Виссарион Кебуров

Две минуты восторга

Народу в тот день собралось в несколько раз больше.

Люди с надеждой смотрят на аэроплан, готовый взлететь. "Точно белая бабочка с длинным и тонким тельцем села на беговой круг", – добавляет журналист лирики в свой репортаж.

Но и третья попытка едва не сорвалась. И опять из-за ветра.

Он то стихает, то разгоняется. Аэроклубовцы понимают, что лететь – опасно для жизни и уже готовы взять ответственность на себя и объявить публике об отмене полёта. Но Васильев выбирает момент и… рискует.

Полёт получился недолгим. Всего две минуты. Но зато каких!... Они стоили того, чтобы "так долго и прилежно" ждать их, как ждали десятки тысяч людей. В них "была сконцентрирована мечта веков, звучала достигнутая надежда", – захлёбывался от восторга корреспондент "Саратовского вестника":

"Аппарат, пробежав около трех сажен, без разбега, легко, изящно отделяется от земли и плавно летит перед публикой около трибун...

Картина поразитѳльная: послушная в руках авиатора машина, "тяжелее воздуха", быстро, стрелой, поднимается вверх.

Васильев делает довольно крутой поворот по направлению к городу. Аппарат при повороте сильно качает ветром, но он выравнивается и быстро летит к казармам.

Круг ипподрома тесен, аппарат за ним в высоте метров около двухсот.

Восхищению публики нет конца. На ипподроме – аплодисменты, крики "браво Васильев"!..

На ипподроме гул многотысячной толпы...

Достигнув наибольшей высоты над казармами, Васильев снова делает крутой поворот. В бинокль видно, как аппарат подхватывает порывистый ветер и сильно качает его, но усилиями авиатора он выравнивается и летит по направлению к вокзалу.

Легкий поворот – аппарат крутым спуском опускается на ипподром…"

Васильева окружают губернатор, управляющий Рязано-Уральской железной дорогой Матренинский, члены аэроклуба. Поздравляют. Жмут руки. Они – в восхищении. А Васильев недоволен, говорит:

– В Нижнем я продержался в воздухе 38 минут, спокойно летая над всем городом на высоте 1000 метров. Здесь же я поднялся на 200 метров, и меня так качало ветром, что временами казалось: вот-вот перевернусь…

Они "улетели", но обещали вернуться

Впрочем, впоследствии Васильев реабилитировался перед саратовской публикой. 29 сентября он снова взлетает над городом. На этот раз ветер позволяет авиатору пролететь 5 с лишним минут. Зато 3 октября в Саратове состоялось настоящее авиапиршество. Сначала Васильев долетел до Покровской слободы, сделал над ней круг и вернулся, пролетев 25 вёрст всего (!) за 13 минут:

– С каким-то особенным удовольствием пролетел я над городом… Большой, хороший город… – признавался он корреспонденту "Саратовского вестника". – Особенное удовольствие испытал, пронесясь над Волгой. Такая широкая, красивая, чистая она… Великолепная прогулка… Давно не испытывал такой прелести, как на этот раз.

За ним взлетает Кебуров. Мотор его аэроплана слабее Васильевского. Поднявшийся ветер раскачивает машину. Но лётчик справляется и делает большой круг: ипподром – Московская площадь – ипподром. Следом Васильев дважды повторяет маршрут своего товарища. Можно было бы и дольше полетать, но размахнуться ветер не дал.

Он же не позволил заезжим авиаторам совершить заключительный полёт, назначенный на 5 октября. После этого они уехали, оставив о себе память не только полётами, но и лекциями об истории и становлении воздухоплавания.

Кроме того, Васильев, довольный оказанным ему приёмом, пообещал открыть в Саратове школу для авиаторов.

Продолжение будет

Автор: Юрий Каргин
Похожие материалы
  • 03.09.2020, 10:05 Провинциальные истории. Катастрофа во время показательного полета в авиашколе

    110 лет назад, в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского. Первые полёты состоялись в сентябре 1910-го. Взлётной площадкой служил ипподром, который находился на месте нынешнего стадиона "Локомотив". А свой аэродром у аэроклуба появился через два года. Его торжественное открытие состоялось 15 июля 1912 года. Первым с аэродрома поднялся в воздух приглашённый авиатор Александр Агафонов. Он же должен был стать основным преподавателем в первой саратовской авиашколе. Она открылась в военных лагерях в Татищеве, куда, по собственной инициативе, Агафонов перегнал "учебный" аэроплан "Фарман" на следующий день после открытия аэродрома. Для офицеров и солдат этот визит стал полной неожиданностью.

  • 23.08.2019, 12:46 Темы недели: пять главных вопросов к аэропорту "Гагарин" В Саратове состоялось главное событие 7-летнего губернаторского правления Валерия Радаева. С помпой открылся новый аэропорт "Гагарин". Но, рассчитывая услышать единодушную похвалу от благодарных жителей, власти ошиблись. И плитка с лицом Гагарина, якобы уложенная в вип-комнатах аэропорта, оказалась не главным изъяном. Горожанам, конечно, не нравится удаленность аэропорта. Кроме того, как выяснилось, высокие тарифы на обслуживание авиакомпаний могли спровоцировать сокращение числа авиарейсов в первые дни работы авиагавани.
  • 08.07.2019, 10:28 Куда и за сколько можно слетать из Саратова? Вариантов, куда можно улететь напрямую из Саратова, пока немного. Этим летом жителям города доступны лишь несколько внутренних регулярных маршрутов и один заграничный чартер. С запуском нового аэропорта «Гагарин», открытие которого запланировано на конец августа, ситуация может измениться, а число направлений – возрасти.
  • 09.07.2018, 09:45 Н@блюдатель. Депутаты, которым повезло с родственниками Застройка, уборка мусора, депутаты, чиновники – темы, которые в Саратовских СМИ не теряют своей актуальности ни на минуту. В последнее время к ним добавилась и авиация. В том смысле, что эта сфера в последнее время тоже не на высоте, а значит – есть, о чем поговорить.
  • 31.05.2018, 13:44 Гибель "Саратовских авиалиний", или "Свалить по-быстрому не получится" Саратов остался без авиаперевозчика и без 300 млн руб. налоговых отчислений, которые компания привносила в региональный бюджет. Не у дел остались более тысячи человек – узкоспециализированных профессионалов, которым осталась одна "забава" – искать работу в другом регионе или осваивать новую сферу деятельности. Бизнесмены, общественники, промышленники делятся своими мыслями на этот счет.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x