Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Буря" креативом сцену кроет. В ТЮЗе показали Шекспира с грузинами и цирком

  • 10:32, 4 декабря 2019
  • Комментариев[8]
"Вильяма нашего Шекспира" не переиначивал только ленивый. Постановщикам почему-то кажется, что творить строго по произведениям великого англичанина слишком скучно и банально. Мол, переиграли же его за века в неизменном виде, почему бы и не пофантазировать. Полет фантазии ограничивается лишь креативом режиссера и возможностями театра. Шекспировская "Буря" на Большой сцене саратовского ТЮЗа оказалась как раз из разряда таких спектаклей. Это было эффектно, громко и иногда совершенно непонятно.
"Буря" креативом сцену кроет. В ТЮЗе показали Шекспира с грузинами и цирком Фото Юрия Набатова

Произведение начинается собственно с бури, которую устроил законный герцог Милана Просперо (Алексей Ротачков), чтобы отомстить предателям, брату Антонио (Руслан Дивлятшин) и королю Неаполя Алонзо (Алексей Карабанов). Когда-то герцога свергли с престола, посадили на ветхий корабль вместе с дочерью Мирандой (Вера Яксанова) и отправили в открытое море на верную смерть. Если бы не тайная помощь вельможи Гонзало (Артем Кузин), то Просперо с Мирандой, скорее всего, не было бы в живых. Но их прибило к затерянному острову, полному тайн и загадок. Благодаря книгам герцог обучился волшебству и с помощью бесплотного духа Ариэль (Ирина Протасова, Анастасия Бескровная, Ольга Лисенко, Эльвира Иртуганова) как раз и сотворил бурю. Ариэль в долгу у Просперо, когда-то он спас его от колдуньи Сикораксы. Сын колдуньи, дикарь Калибан (Евгений Сафонов), у герцога ходит в чернорабочих и мечтает уничтожить его.

Корабль Антонио и Алонзо погиб, но сами они выжили. Выжил и сын Алонзо принц Фердинанд (Алексей Анисимов). Он долго бродил по острову Просперо, пока не встретил Миранду. Молодые люди влюбляются друг в друга. Но герцог не верит в искренность чувств принца и подвергает его всяческим испытаниям. Просперо мечтает, чтобы его фамилии вернули трон, и дочь стала бы законной правительницей Милана. Но отомстить предателям он, кажется, мечтает еще больше, и это низкое чувство чуть было не губит все благие намерения.

Специалисты считают эту пьесу фактически прародительницей жанра фэнтези. А где фэнтези, там и максимальное количество спецэффектов, и не важно, о кино речь или о театре. Идти на "Бурю" стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть, что такое современная театральная сцена. Драма и оперный могут только позавидовать оснащенности Большой сцены ТЮЗа – их добротные, но старые площадки при всем желании не в состоянии воплотить в жизнь все задумки режиссеров.

Цирковые воздушные трюки, голографические картинки, сразу несколько люков под сценой, куда исчезали и откуда появлялись актеры, звуковые эффекты, интересные световые решения, костюмы, словно из клипов Леди Гаги, танцы … Порой было непонятно, смотришь ты новый "Аватар" или в Саратов ненароком заехала со своим шоу мировая поп-звезда.

Выглядело все это, конечно, очень эффектно, и наверняка зацепит целевую аудиторию 12+, но за внешним лоском потерялась шекспировская драматургия. Сложно следить за историей, когда мозг все время занят перевариванием предыдущей яркой картинки, особенно если не знаешь, о чем сама пьеса. Вопросы вызывают и некоторые моменты постановки. Так в одной из сцен дворецкий Стефано (Михаил Селиванов) и шут Тринкуло (Артем Яксанов) оказываются один на один с огромной бочкой вина, а из нее вдруг неожиданно выскакивает … грузин. Да-да, мужчина при папахе и с неизменными национальными напевами. Логика, наверное, была такая: бочка-вино-Грузия. Но как в эту концепцию вписывается Шекспир, непонятно. Текст "Бури" специально для детских театров адаптировала переводчик Татьяна Тульчинская. То ли она так скреативила, то ли похулиганить решила московский постановщик Наталья Шумилкина. Но стоит отдать ей должное, есть в премьере и режиссерские находки. Например, Ариэль, которого играют, как мужчины, так и женщины, на этот раз доверили сыграть сразу четырем актрисам. Они забавно ссорятся и мирятся между собой, живут в мире веселой волшебной суматохи.

Игра актеров вообще никаких вопросов не вызывает. Алексея Ротачкова узнаешь только по голосу, потому что внешне его Просперо уж очень поход на другого актера ТЮЗа Владимира Конева. Как и положено седовласому кудесницу, он неспешен в движениях и аккуратен в эмоциях. Миранда из Веры Яксановой получилась похожей на Лару Крофт: такая же дерзкая и фигуристая красотка.

Убедителен в роли ее возлюбленного Фердинанда и Алексей Анисимов, хотя он еще только студент театрального института курса Игоря Баголея. Впрочем, те, кто видел дипломные спектакли баголеевцев, могли убедиться, что он один из самых заметных воспитанников мастера. Анисимов помимо еще ученических, но все же уже вполне достойных профессиональных навыков обладает и модной по нынешним временам внешностью. Высокий, худой, забавно-смущенный парень – практически Эдди Редмейн саратовского разлива. Оказывается, роль принца предлагали сыграть Евгению Сафонову, но он сам выбрал Калибана. Этот то ли человек, то ли чудище передвигается часто на четвереньках, кричит страшным голосом, строит козни. Остальные герои кличут его не иначе как уродом.

Такая роль - настоящий вызов для любого актера. Но Сафонов справился с ней блестяще, ведь он играл похожего с точки зрения физических недостатков персонажа в спектакле "Калека с острова Инишмаан". Странное дело, Калибан  - персонаж однозначно отрицательный и неприятный, а играют его так, что оторваться просто невозможно.

"Буря" - это яркий спектакль о любви, мести и прощении. Не стоит ждать от него каких-то откровений, но порадовать глаз и скрасить вечер он вполне в состоянии.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 03.11.2023, 16:04 В ТЮЗ по паспорту. На Камерной сцене - "Медея" с цензом 18+

    Саратовский ТЮЗ Киселева уже приучил публику к тому, что это не просто детский театр. Туда могут ходить мальчишки и девчонки, а также их родители, при чем как вместе с детьми, так и без них. Первой премьерой сезона стала драма "Сын" с возрастным цензом 18+. Откладывать вторую взрослую постановку в долгий ящик не стали, представив недавно спектакль Олега Загуменнова "Медея". Создатели постановки пошли на риск, показав в театре для всей семьи историю с ужасающим финалом. На всякий случай "Медею" засунули на крохотную Камерную сцену, но, судя по реакции публики, ее вполне можно будет перенести и на более комфортную площадку.

  • 19.05.2023, 16:05 Студенты для поклонников. В ТЮЗе дипломники сыграли пьесу о закулисных страстях

    Театр, может быть, и начинается с вешалки, но живет он страстями, интригами и скандалами. Здесь всегда кто-то дружит против кого-то, есть те, кому завидуют, есть те, кого даже ненавидят, при этом мило улыбаясь ему при встрече. Меняются эпохи, века, политические строи, но любой театр, даже самый скромный, никогда не пребывает в спокойствии, тиши и благодати. Александр Островский умел писать изящно и суперактуально, и пьеса "Таланты и поклонники" не стала исключением. Показать на Большой сцене саратовского ТЮЗа из чего же, из чего же, из чего же сделаны актеры, решились дипломники Игоря и Любови Баголей.

  • 28.11.2022, 14:31 Нелегалы, расчлененка, констебль. В ТЮЗе — премьера дипломников Игоря Баголея

    Пьеса англичан Рея и Майкла Куни "Плохие парни" - это классическая комедия положений, а режиссер одноименного спектакля в саратовском ТЮЗе Любовь Баголей определяет его жанр как цугцванг. В шашках и шахматах это такое положение фигур, при котором любой ход игрока ухудшает его позицию. Произведение постановщики выбрали все-таки не очень известное, а значит эти самые ходы каждый раз удивляют, а иногда и откровенно шокируют. Третьекурсникам Игоря Баголея ради такого вау-эффекта пришлось примерить на себя смелые образы и продемонстрировать все, чему смогли научить их мастера.

  • 23.09.2021, 10:34 "Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

    Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?

  • 03.09.2021, 09:36 Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне

    Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.

Новые материалы
  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

  • 17.04.2024, 17:51 Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году

    Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня. Но вместе с тем в регионе заговорили о противоположной угрозе - низком уровне воды в Волгоградском водохранилище. Долго напоминать об этой проблеме не пришлось - прошлой осенью рекордное обмеление Волги жители области называли не иначе как катастрофой. СарБК выяснял, почему вопрос о наполнении водохранилища стал актуальным во время весеннего паводка - периода, когда водоем наполняется талыми водами.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 декабря 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x