Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Матроскин важнее Гамлета. Почему Олег Табаков не стал шахматистом и за что получил запрет на профессию

  • 12:09, 25 ноября 2019
  • Комментариев[0]
Олег Табаков называл Саратов своей Оптиной пустынью и духовной родиной, говорил, что ему необходимо сюда возвращаться. И действительно, каким бы плотным не был график звезды, он всегда находил время для визита в родной город. Гастроли театра? Саратов. Отбор учеников для школы? Саратов. Кинофестиваль? И снова Саратов. Удивительная преданность для большого актера и очень известного человека. Больше, чем Саратову, он был, пожалуй, предан только любимой профессией. Олег Табаков прослыл везунчиком и баловнем судьбы среди коллег. Но на самом деле его путь трудно назвать легким. Порой жизнь подкидывала актеру такие сюжеты, который не выдумал бы и самый изобретательный сценарист.
Матроскин важнее Гамлета. Почему Олег Табаков не стал шахматистом и за что получил запрет на профессию

Из шахматиста в актеры

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей. Отец Павел Кондратьевич долгие годы работал в НИИ "Микроб", мать, Мария Андреевна, была рентгенологом.

Большое семейство Табаковых жило в коммунальной квартире на углу Мирного переулка и Большой Казачьей. Жили счастливо, весело и безоблачно, но все закончилось в июне 1941 года. Павел Кондратьевич сразу ушел добровольцем на фронт и служил начальником военно-санитарного поезда, побывав почти на всех фронтах. В 1943-м Мария Андреевна вместе с детьми, Олегом и его старшей сестрой Миррой, отправилась в город Эльтон, где вступила в действующую армию и работала в госпитале врачом-терапевтом.

После окончания войны Табаковы вернулись в Саратов. Живым и невредимым вернулся с фронта и отец, правда, в родной город он приехал уже с новой женой. Долгое время они так и прожили в соседних комнатах в той самой коммуналке: в одной Олег Павлович с матерью, сестрой и бабушкой, в другой – его отец с новой женой и ребенком.

"Жизнь наша, особенно после войны, была скудной. Чтобы не голодать, мы покупали пять мешков картошки, бабушка солила кадку капусты, кадку огурцов и кадку помидоров, - вспоминал Олег Табаков в своей книге "Моя настоящая жизнь". - И все же мама не могла удержаться от общения с миром искусства, хотя и отказывала себе ради нас практически во всем. Я помню пару раз, когда мама, садясь с нами ужинать, говорила: "Деточки, у нас до зарплаты осталось столько-то, но я бы очень хотела пойти на концерт, вы не против?" И мы от души отвечали "Конечно, иди, мама!", не осознавая грядущих прорех в семейном бюджете".

Сам Олег Табаков впервые попал в театр еще до войны. Мама повела сына на балет, но он не произвел на него особого впечатления. Не случилось открытия и на спектакле эвакуированного в Саратов МХАТа в 1942-м. Маленький Олег попросту заснул во время действия. Зато уже после войны подросший Табаков влюбился в ТЮЗ, которым тогда руководил Юрий Киселев. За несколько сезонов он пересмотрел все тюзовские спектакли и впервые понял, что "театр рассказывает о жизни".

Табаков много и увлеченно читал. Читать он научился в 4 года. Когда во время войны мать заболела тифом, им пришлось распродать почти всю роскошную библиотеку. Немногие оставшиеся книги Табаков выучил наизусть. После войны он начал собирать издания. Часами караулил очередной привоз в магазине, брал сразу несколько одинаковых книг, чтобы потом выменять на более интересные для себя. "Неописуемое блаженство - взять книгу, развести в банке варенье, прихватить насушенных мамой сухариков, намазать их маслом и… Нет, никогда уже не испытать этой беззаботной радости! И никогда уже не прочитать столько, сколько было прочитано в те годы. Ныне я вполне безошибочно умею определять уровень литературы. Просмотрю несколько страниц и уже доподлинно знаю, следует ли читать далее", - писал позже артист.

Несмотря на любовь к театру, кино, литературе и природной склонности к "обезьянничанию", Олег Табаков по началу вовсе не собирался связывать свою жизнь со сценой. Он учился в одной из лучших школ Саратова – мужской школе N18. Мама волновалась, как бы ее любознательного, дружелюбного и открытого сына не захватила уличная жизнь и повела его однажды в центральный дворец пионеров. Там Табаков занимался в шахматном кружке, даже сумел получить третий юношеский разряд. Но судьба его окончательно решилась, когда тамошнему детскому театру "Молодая гвардия" понадобились срочно "штаны" (то есть мальчик-актер). Руководитель студии, легендарная Наталья Сухостав, сама пришла к спортсменам, придирчиво всех осмотрела и попросила именно Табакова сказать на весь зал "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Тест был пройден успешно и шахматист стал ходить на занятия в театральный кружок 3 раза в неделю.

Сухостав он называл крестной матерью в профессии. Именно эта женщина большого дарования и непростой судьбы оказала на будущую звезду такое влияние, что он и думать не мог о чем-то другом кроме актерства. Уже будучи известным, Табаков посылал ей со всех концов света открытки с подписью "Жив, здоров, люблю и помню с благодарностью".

Мало кто догадывается, что Наталья Иосифовна дала Табакову не только первое представление о профессии, но и продемонстрировала уникальные педагогические принципы, которые со временем стали непреложными правилами и для Олега Павловича. Своим многочисленным ученикам Табаков всегда давал играть много на сцене. Он не придерживал их кулисами в попытке научить как можно большему, прежде чем показать зрителю. Точно так же когда-то делала и Сухостав. В своих мемуарах Олег Табаков писал, что она хорошо понимала значение успеха. Актер должен рано вкусить его. Пусть он будет наивным, но обязательно придет еще до овладения основами ремесла. "Это дает и перспективу роста, и понимание относительности самого успеха, - писал актер позже. - Понимание, что в театре это не главное, что это и есть как раз самое простое. Сухостав позволяла нам играть много и разнообразно. Уже в девятом классе я познал радость маленьких артистических триумфов, это ни с чем несравнимое ощущение: играть на сцене. Быть может, поэтому сцена была и остается настоящим праздником моей жизни. Праздником, который всегда со мной".

Два инфаркта и 300 "Амадеев"

За год до окончания школы Табаков начал готовиться к вступительным экзаменам в вуз. Саратов он даже не рассматривал, намеревался покорять Москву и покорил сходу: поступил сразу и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ. Надо было выбирать, и Олег Павлович выбрал Школу-студию, поскольку считал ее вершиной театральной педагогики.

Мастером на курсе Табакова был народный артист СССР Василий Топорков. Вообще весь курс, вернее даже вся Школа-студия МХАТ была как на подбор. Одновременно с вчерашним саратовским школьником в ней учились Евгений Урбанский, Валентин Гафт, Эмиль Лотяну, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков. Табаков не затерялся среди этой звездной компании. Он был заметен в студенческих спектаклях, дебютировал на радио с детской постановкой, а уже на третьем курсе сыграл в своем первом фильме, картине Михаила Швейцера "Тугой узел".

После получения диплома актер должен был отправиться по распределению в московский драматический театр им. Станиславского, но случай привел его в только что созданную Олегом Ефремовым Студию молодых актеров. Через несколько лет из Студии родился знаменитый театр "Современник", а Табаков стал самым молодым из его основателей.

Олег Павлович много играл в театре, не отказывался от приглашений кинорежиссеров. Результатом такой нагрузки стал инфаркт. Табакову тогда было всего 29, и по Москве прошел слух, что "Лёлик совсем плох". Коллеги потянулись к нему прощаться, а артист подыгрывал им, изображая смертельно больного. Честно говоря, ему и самому было непонятно, как это его вечно куда-то спешащего заставили лежать на одном месте целых 7 недель. Зато из Боткинской больницы он вышел, пообещав себе, что теперь будет заниматься только самым интересным, отказываясь от ненужного и скучного.

В 1970-м Олег Ефремов ушел во МХАТ. Главным режиссером "Современника" стала Галина Волчек, а директором – Олег Табаков. За 6,5 лет на этой должности при непосредственном участии Табакова существенно обновился состав театра. В труппу были приняты, в том числе, Марина Неелова, Константин Райкин, Юрий Богатырев. Олег Павлович именно в этот момент понял, что уже настолько овладел профессией, что "ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках".

Первая студия Табакова появилась в 1974-м. Тогда он и его единомышленники отобрали 49 учеников старших классов московских школ, через два года осталось 8 лучших. Вскоре он уходит из театра, продолжает сниматься в кино, но в основном занимается преподавательской деятельностью. В ГИТИСе он набирает свой курс, основой которого стали ученики его студии.

В ноябре 1978 года курс Табакова обосновался в скромном подвальном помещении по адресу Чаплыгина, 1а. Бывший угольный склад, грязный и вечно затапливаемый студенты отремонтировали своими силами. В народе студию окрестили "Табакеркой". Первые спектакли "С весной я вернусь к тебе", "Две стрелы", "Прищучил", "Прощай, Маугли!" с юным и потрясающим Андреем Смоляковым прошли с оглушительным успехом. Скромный зал на сотню мест всегда был переполнен, билеты выкупались задолго до спектаклей. "Табакерка" успела даже погастролировать в Венгрии, а ее основатель начал задумываться о том, чтобы сделать из своей экспериментальной студии настоящий театр. Но совершенно неожиданно в 1980-м народный артист, кумир миллионов, любимчик критиков Олег Табаков получил запрет на профессию. Первый секретарь московского горкома КПСС Виктор Гришин не только не разрешил официально признать "Табакерку", но и запретил Олегу Павловичу преподавать из-за того, что он якобы плохо влиял на студентов, знакомил их с запрещенной литературой. Несмотря на все усилия, сохранить "Табакерку" не удалось. Тогда у артиста случился второй инфаркт.

Забвения Табаков избежал. Он продолжал много сниматься, озвучил легендарного Матроскина, полгода преподавал в Хельсинской театральной школе. Запрет на профессию закончился через пару лет, когда артисту, режиссеру и педагогу разрешили набрать свой курс. Учиться к мастеру тогда пришли Марина Зудина, Евдокия Германова, Сергей Беляев, Алексей Серебряков и другие. Подвал на Чаплыгина вновь заполнился молодежью, первый выпуск стал преподавать второму. Публика уже во второй раз протоптала дорожку в "Табакерку" и дело оставалось за малым – признать, наконец, театр официально. Это произошло в 1986 году.

Сейчас добрую половину российских звезд кино и театра можно назвать учениками Табакова. Владимир Машков, Ирина Апексимова, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Аня Чиповская – все они и многие другие обожали своего мастера. Так Сергей Безруков и Олег Табаков установили рекорд, сыграли Моцарт и Сольери в спектакле "Амадей" более 300 раз. А Владимир Машков возглавил "Табакерку№ и театральную школу им. Табакова после ухода мэтра.

"График влюбленностей"

Кино – отдельная глава в жизни Табакова. В фильмографии артиста больше двухсот работ, при этом главных ролей не так и много. Олег Павлович никогда за ними не гнался, его привлекала острая характерность персонажа. Вот как он сам объяснял это: "Герои меня не интересовали вовсе, завораживало умение. С детства в театре и кино мне нравились не сюжетные развлекательные, а, так сказать, производственные моменты, элементы актерского ремесла".

Табакову не нужны были главные роли, он и так сражал публику своим гипнотическим обаянием. Поговаривают, что после премьеры "Семнадцати мгновений весны", где актер исполнил роль главы немецкой разведки Шелленберга, Юрий Андропов возмущался: "Олег, так играть фашистского генерала – безнравственно!".

Чопорная мисс Эндрю в "Мерри Поппинс, до свидания", сентиментальный бармен Гарри из "Человека с бульвара Капуцинов", вдохновенный Николай Ростов в "Войне и мире", алкоголик-дебошир Суходрищев из "Ширли-Мырли" - это все многогранный Олег Табаков. Кот Матроскин так вообще влюбил в себя всех от мала до велика. Как-то на одной из пресс-конференций у актера спросили, не обидно ли ему, что Иннокентия Смоктуновского будут помнить по Мышкину и Гамлету, а его – по мультгерою. Табаков сразу отрезал: "Для нашего родного Простоквашино Матроскин поважнее всяких Гамлетов будет".

Так же легко, как зрителей, Олег Павлович всегда завоевывал женщин. В книге "Моя настоящая жизнь" он пишет о первом серьезном романе. И если вы думаете, что речь об однокласснице, то ошибаетесь. 14-летний Табаков всерьез и по уши влюбился в свою 34-летнюю учительницу. Судя по всему, она отвечала ему взаимностью. "Это не было ни совращением, ни интрижкой, - уточнял он. - Уже в четырнадцать я был готов испытать любовь, страдание, страсть. Чувство. Ведь мне представлялось, что эта женщина станет моей женой. Рано разбуженная чувственность, предельная эмоциональность, расшатанность нервной системы — все то, что спустя всего несколько лет оказалось столь необходимым в первых шагах актера".

По меткому выражению Табакова, график его влюбленностей "всегда был плотен, насыщен и регулярен. Почти как движение подмосковных электричек". Первой женой артиста стала актриса Людмила Крылова. В браке с ней у артиста родилось двое детей. В марте 1995-го Табаков женился на своей ученице Марине Зудиной. Звезда влюбился в нее, когда Зудина пришла учиться к нему в "Табакерку". Ему – 48, ей - 17. Роман не был простым. В детстве Табаков из-за развода родителей мало общался с отцом, и однажды пообещал самому себе, что у его детей не будет такой судьбы. Отношения с Зудиной он скрывал долгих 12 лет, а женился, только когда дети от первого брака выросли. Актриса родила ему сына и дочь.

***

Народному артисту СССР важно было делать все с удовольствием, даже если общий объем работы в итоге кажется нечеловеческим. Последние 18 лет жизни Олег Павлович возглавлял два театра (МХТ им. Чехова и "Табакерку"), играл на обеих площадках, снимался в кино, руководил кафедрой мастерства актера в Школе-студии МХАТ, продюсировал новые проекты в театре и кино. А в 2008-м он открыл школу-пансион (Московская театральная школа им. Табакова), где талантливые школьники со всей страны могут обучаться мастерству, не заботясь о бытовых.

Олега Табакова не стало полтора года назад. Но ему удалось создать такую огромную Вселенную, что он продолжает жить во всех своих учениках, проектах, кинофильмах и спектаклях, как бы это банально ни звучало. Артист был одним из самых успешных деятелей культуры современности, но при этом умудрился не забронзоветь, был открыт для каждого и рад общению. Прижизненно "забронзовел" Олег Табаков лишь однажды, когда напротив того самого дворца пионеров появился памятник одному из его киногероев и коту Матроскину. Любимый актер теперь всегда будет в своем любимом городе – история закольцевалась.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 28.04.2023, 14:07 "Вызов". Заметки киномана

    Главный вопрос про "Вызов" - не в том, смотрибельное это кино или нет, а в том, стоило ли оно таких денег. Стоило ли оно того, чтобы отправлять на орбиту без пяти минут туристов вместо космонавтов с научными задачами. Ответ даем сразу: кино смотреть можно, но оно не слишком лучше фильма того же режиссера "Салют 7", который снимали на Земле. А если нет разницы, зачем платить больше двух миллиардов рублей?

  • 24.12.2019, 16:08 Аристократ пролетарского происхождения. Как Евгений Миронов победил комплексы и не стал заложником одного образа Таких как Евгений Миронов называют селфмейдмен. Свою блестящую карьеру в театре и кино он построил исключительно на собственном таланте и трудолюбии. Как результат, сегодня у него за плечами Гамлет, Орест, Хлестаков, Карамазов, Треплев, Мышкин, Лопахин. Одним словом, весь цвет мирового классического репертуара. Диапазон таланта Миронова, кажется, не имеет границ. Он одинаково успешно играет отрицательных и положительных героев, тонких аристократов и отъявленных злодеев, космонавтов и воров. У него практически нет неудачных работ, его имя в афише фильма или спектакля уже давно считается знаком качества. Кто бы мог подумать, что когда-то Евгений Миронов был настолько застенчив, что это чуть не стоило ему карьеры.
  • 27.09.2019, 11:26 "Герой". Заметки киномана Если картина называется "Герой", логично от неё ожидать хотя бы одного полноценного раскрытого персонажа с мотивацией и индивидуальностью, да? Разве ж мы о многом просим? Но с такими запросами вам к коварному западу! В нашем кино либо экшн, либо герои. Всё вместе нельзя! Ишь ты! Избаловались! И такое посмотрите!
  • 19.04.2019, 11:27 "Миллиард". Заметки киномана Кажется, прошлым летом отечественные продюсеры посмотрели "Восемь подруг Оушена", и решили, что Родине тоже нужно кино про авантюрное ограбление. Только не с женщинами! Боже упаси! В нашем кино женщины могут быть либо романтическим интересом, либо проститутками. Разве такие способны на хитрое ограбление? Так что переживать в этом фильме вам придется не за них, и даже не за обаятельного мошенника, а за российского олигарха с диктаторскими замашками. А вам слабо?
  • 23.10.2018, 10:17 Фестиваль имени Янковского. Возрождение с легендами Иногда шокировать могут и приятные новости. Именно так произошло этим летом, когда стало известно, что в Саратове возрождается всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского. Фестивалей было всего три, последний прошел 4 года назад. А потом деньги у облправительства на масштабные мероприятия закончились, да и спонсоры особого рвения не проявляли. Тем удивительнее то, что в вечно депрессивном регионе директору театра драмы Владимиру Петренко каким-то чудом удалось выбить деньги на четвертый фестиваль. И провели его не для галочки, а с настоящим размахом.
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 ноября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x