Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Фильм о захвате "Норд-Оста". Заметки киномана

  • 11:58, 30 августа 2019
  • Комментариев[3]
Сначала я думала, что это просто лень. Вы делаете фильм про захват заложников в театральном центре на Дубровке. Но называете его "Последнее испытание", а не "Норд-ост". Вам не нужен зритель? Это же единственная причина, по которой на ваш фильм вообще могли пойти в кино. Но после просмотра я понимаю, что с таким подходом к историческим событиям лучше обойтись без зрителя.
Фильм о захвате "Норд-Оста". Заметки киномана Фото startfilm.ru

Хотя без лени режиссера и сценариста Алексея Петрухина точно не обошлось. Он решил, что придумывать и раскрывать персонажей — это для других. А ему можно просто вставить в новый фильм героев из его картины "Училка". Вот прямо всем классом, с директором (Анна Чурина, "Училка"), её ухажером из спецназа (Андрей Мерзликин, "Брестская крепость", "Ёлки лохматые") и, конечно, самой учительницей истории (Ирина Купченко, "Забытая мелодия для флейты", "Звезда пленительного счастья").

С чего он взял, что все видели "Училку"? Даже если бы видели, она вышла четыре года назад! Люди забывают героев кино. Ему что, никто не сказал, что в сиквелах тоже надо раскрывать персонажей?

Воссоздавать исторические события детально, ему, кажется, тоже было лень. Это же надо напрягаться, следить за костюмами, машинами, мобильными телефонами и всякими разными приметами времени.

Поэтому он просто переносит события 2002-го в 2019-й. Театральный центр на Дубровке превращает в ДК "Мир" в Мытищах, "Норд-Ост" в "Ромео и Джульетту", и вперед!

Ну а чо? Разве что-то изменилось у нас в стране? Чеченцы-террористы, разговоры про войну 25-летней давности — это же все помнят, это по-прежнему актуально всем. Зачем искать современные аналоги? Думать, как вписать в историю какой-нибудь ИГИЛ? И так прокатит!

И вот толпа народу занимает свои места в зале, на сцене начинается спектакль. Актриса, изображающая смерть, исполняет танец, а террористы проникают в здание. Они выходят с оружием на сцену, пугают всех, долго и нудно отпускают иностранцев (из ДК в Мытищах, ага), беременных женщин, мусульман, одну православную осетинку, но не армян.

А потом... их главарь в зрительном зале начинает рассказывать перепуганным школьникам, какие они плохие и что у мусульман принято уважать учителей. И полфильма дискутирует с училкой истории на тему джихада, бога, смысла жизни, вселенной и вообще.

В то время, как его соратник сидит где-то в служебном помещении, коварно делает оригами из долларов и переговаривается по телефону с заказчиками теракта. О чем переговаривается, непонятно, потому что требований у террористов нет. Зачем это надо заказчикам, толково объяснить не могут.

Чтобы как-то разбавить эту тоску, спецназовец, у которого отношения с директрисой школы, решает сыграть в Брюса Уиллиса.

Поскольку в "Последнем испытании" нет ни одного полноценного героя, а злодеи — ходячие стереотипы, сопереживание строится исключительно на "жалке". Вот вы сидите в кресле в зале, и они сидят в креслах в зале. Им страшно, их жалко. Вам мало что ли?

Как заставить сочувствовать толпе народа? Видели "Титаник"? Выбираешь героев, строишь им свою линию, через которую они раскрываются. Следишь, чтобы они не только реагировали на внешние события, но и сами действовали иногда. Можно добавить ещё пару-тройку заметных и интересных персонажей и линий, но важно не переборщить.

Но такая схема не для нас! В "Последнем испытании" линии и одноразовые герои торчат из всех щелей. Кроме толпы школьников (два полных класса!), других зрителей, актеров, террористов и "крепкого орешка", есть толпа силовиков снаружи. Им тоже дают экранное время, но не характеры.

А внутри ещё есть член правительства. Из-за него, оказывается, ДК "Мир" нельзя штурмовать.

Что он забыл на "Ромео и Джульетте" в Мытищах? Как он связан с террористами? Какая разница? Главное, что после нескольких ударов по голове, он решает проявить благородство, отсыпать злодеям 3 миллиарда и свою долю в компании, если всех выпустят. Это очень мило, но откуда у российского члена правительства миллиарды? Что, уже не такой благородный, да?

Но главное, зачем он в этой истории? По сюжету здание заминировано по периметру, его и так нельзя штурмовать. Театральный центр на Дубровке и в реальности штурмовали только после применения усыпляющего газа.

Правда, этот эпизод вызывает споры и претензии к правительству, и из "Последнего испытания" его деликатно убрали. Но взрывчатку-то никто не убирал!

Но даже и это не все! В здании с дневного представления торчит пара актеров-неудачников. В гриме и в костюмах. Они нужны в основном, чтобы пошутить про Петушка. Потому что куда в фильме про теракт без глупых шуток.

С таким обилием действующих лиц у фильма почти нет шансов быть захватывающим. Просто из-за бесконечных переходов от героя к герою. Спасти может только гениальный монтаж и тонна экшна. Но режиссер и сценарист решает двигать сюжет не через действия, а через диалоги!

Всю середину фильма учительница истории дискутирует с террористом о том, что не все мусульмане одинаковые, что терроризм и вера мало связаны, про джихад, Сталина и взаимные обиды русских и чеченцев. И, конечно, про то, что "бог один, только провайдеры разные".
Эти разговоры подаются, как самое важное в "Последнем испытании". Но на деле они тормозят и без того еле плетущийся сюжет.

В нормальном кино напряжение должно нарастать к развязке истории. Здесь же оно спадает. Начало с интересным саундтреком смотрелось неплохо. Середина провисала. Но окончательно портит впечатление напыщенный и фальшивый финал.

"Последнее испытание", трейлер

Осторожно, спойлер!

В зале сидят две учительницы — литературы и истории. Перед спектаклем они решают обсудить свой конфликт. Давным давно первая сделала так, что ученика посадили в колонию за убийство. А историчка была против и хотела дать парню ещё один шанс.

И вот из всех наемных террористов мира на "Ромео и Джульетту" попал именно их бывший ученик! И он стреляет не в ту учительницу! А ученики, в начале старательно поливавшие грязью училку, которая затащила их на Шекспира, внезапно решают за нее умереть. Но только мальчики. Девочки в этом фильме на героизм не способны.

Это не чеховское ружье, это притянуто за уши. Впрочем, вся эта история натянута на костяк трагедии на Дубровке, как сова на глобус.

Если вы думаете, что это просто плохое кино, которое вас не касается, вы не совсем правы. Картина получила субсидию Министерства культуры. Так что поздравляю, ваши налоги пошли на это. Почувствуйте себя спонсором отечественного кино!

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 августа 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x