Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A

Исследование: В чае обнаружены плесневые грибы

• 09:46, 18 октября 2017
  • Комментариев[2]
Российские ученые запустили уникальный проект по изучению состава продуктов питания. Исследования проводится с помощью метода NGS (высокопроизводительное "прочтение" генома).
Исследование: В чае обнаружены плесневые грибы Фото forumdt.ru

Высокопроизводительное "прочтение" генома широко применяется в медицине, особенно за рубежом. NGS (от англ. Next-Generation Sequencing) используют для определения носительства мутаций - маркеров наследственных болезней, поиска "мишеней" для таргетной терапии рака, отбора эмбриона для ЭКО. Западные исследователи стали проявлять интерес к методу и в процессе изучения состава продуктов питания. В России NGS с этой целью еще не применялся, рассказывает "Российская газета".

Ранее составляющие продуктов изучались методами аналитической химии (разглядывали волокна под микроскопом) или с помощью технологии полимеразной цепной реакции (искали в образце фрагмент генома конкретного организма). В этом случае работа исследователя была направлена на поиски фрагмента генома конкретного организма. То есть, если искали ДНК свинины в говяжьей колбасе, то содержание конины анализ не показывал.

Высокопроизводительное секвенирование ДНК показывает сразу весь состав продукта, ДНК разных растительных, животных, грибных организмов.

Руководитель научной группы новых методов диагностики ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Камиль Хафизов рассказал "РГ", что метод NGS позволил обнаружить в сортах чая очень много грибов, особенно плесени.

«Часто заявленный состав напитка не полностью соответствовал реальному содержанию. К примеру, из двенадцати целебных трав в пакетике содержалось только десять, а в другом случае вместо иван-чая производитель положил просто похожее внешне растение - дербенник. Такие "целебные" сборы могут вызвать аллергию»
.

Собеседник издания сообщил, что NGS выявляет в продуктах питания даже следы насекомых и фрагменты ДНК-вирусов, которыми те были инфицированы. К примеру, вирусные заболевания пчел, которые собирали мед. Камиль Хафизов заявил о достаточно высоком уровне фальсификации меда. "Так вместо заявленного аккураевого меда в банке стоимостью более тысячи рублей содержался обычный подсолнечниковый мед, взбитый особым образом для придания ему характерного цвета и консистенции", - сказал эпидемиолог.

Проект получил поддержку Министерства образования и науки РФ. В нем участвуют "Сколтех", а также специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора и МГУ имени М.В. Ломоносова. Проект рассчитан до конца 2018 года. К этому сроку ученые должны разработать единый стандарт исследования продуктов питания по технологии NGS (общий протокол выделения ДНК, единая система подготовки образцов для различного оборудования, программа для анализа результатов и единая база данных геномных маркеров).

Вскоре ученые приступят к детальному изучению состава шоколада. А мясо, сыры, рыба и другие "животные" продукты станут предметом исследования после отработки технологии.