Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин

  • 09:52, 30 января 2017
  • Комментариев[3]
Популярность интернет-шопинга в России в 2016 году упала. В то же время целый ряд торговых сетей сообщили о быстром росте своих продаж онлайн, а больше трети потребителей планируют все же попробовать онлайн-покупки. В противоречивых настроениях россиян разбиралась "Газета.Ru".
В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин Фото moe-online.ru

Меньше доходов — меньше и покупателей
Число россиян, покупавших товары онлайн, заметно снизилось в прошлом году по сравнению с 2015-м, причем это касается как самых популярных позиций, таких как одежда, так и плохо продающихся через интернет продуктов питания. По мнению экспертов, снижение лишь частично обусловлено падением реальных доходов граждан, так как в денежном выражении рынок растет.

На 12 процентных пунктов, с 65% в 2015 году до 53% в 2016-м, снизилась доля россиян, которые приобретали в сети одежду и аксессуары. Заметное падение интернет-продаж, зафиксированное исследовательской компанией Nielsen, распространяется на все крупные категории товаров, такие как электроника, книги, музыка, косметика, путевки, билеты, продукты питания.

Число покупателей малопопулярной в сегменте онлайн свежей продукции, по данным компании, снизилось вдвое — с 6 до 3% в 2016 году, а упакованных продуктов питания — более чем вдвое: с 12 до 5% соответственно.

В то же время, согласно исследованию, в России более трети потребителей, приобретающих свежие продукты и товары для дома в магазинах, готовы попробовать онлайн-шопинг в ближайшее время. Потенциал, судя по мировой статистике, здесь большой: в среднем в мире 14% респондентов являются покупателями интернет-магазинов продуктов и товаров для дома, а в России только 4%.

Эксперты полагают, что тренд на снижение тяги к интернет-покупкам во многом связан с уменьшением доходов россиян. С общим снижением покупательной активности в 2016 году по сравнению с предыдущим это связали и в самой компании Nielsen.

По последним данным Росстата, опубликованным на этой неделе, реальные доходы россиян за прошлый год снизились почти на 6%. В четвертом квартале прошлого года около 40% жителей России заявили об ухудшении личного материального положения, выяснил Центр конъюнктурных исследований Института НИУ ВШЭ.

«За несколько лет, накопленным итогом, можно говорить о том, что доходы россиян вернулись примерно на уровень 2007 года, а товары, которые покупаются в зарубежных интернет-магазинах, — это, как правило, предметы не первой необходимости. Поэтому в кризисное время спрос на них резко сокращается»
, — согласен аналитик ГК "Алор" Кирилл Яковенко.

В ближайшие два года он ожидает дальнейшего падения спроса на товары зарубежных интернет-площадок, занимающих львиную долю рынка, из-за планируемого введения НДС на покупки. По мнению эксперта, это может сжать рынок в несколько раз и способствовать созданию "серого" и "черного" потоков закупок из зарубежных интернет-магазинов.

Фото advertology.ru

Офлайн быстрее и безопаснее
Покупатели часто совмещают онлайн- и офлайн-сегменты, отмечает Дмитрий Швецов, директор по работе с предприятиями розничной торговли "Nielsen Россия".

«Все больше потребителей обращаются к интернету, чтобы получить информацию о товаре, а затем отправляются в магазин, чтобы приобрести его. Другие же поступают наоборот: изучают офлайн, а заказывают на сайте»
, — говорит эксперт. Вместе с тем при покупке товаров повседневного спроса россияне по-прежнему в большей степени склонны обращаться к офлайн-каналам, добавляет Швецов.

Смене тренда способствовало также некоторое насыщение, которое пришло после нескольких лет увлечения покупками на Aliexpress, Ebay и других площадках, говорит Яковенко из ГК "Алор". Например, российский рынок электроники наводнен недорогими товарами из Китая по ценам, сопоставимым с предлагаемыми для заказов по почте. "Приходя на рынок электроники, вы экономите на времени доставки, не берете на себя риски работы с зарубежным продавцом, не стоите в очереди на почте — вместо этого просто покупаете товар "здесь и сейчас", — объясняет аналитик предпочтения россиян.

Покупки офлайн, по данным исследования, сейчас уверенно доминируют над онлайн-сегментом в России по всем категориям товаров, за исключением путевок, оплаты за услуги отелей и билетов на транспорт, а также билетов на мероприятия. Косметику покупают в обычных магазинах чаще 46% россиян, детские товары — 42%, средства для дома — 55%.

Наращивание популярности интернет-рынка в индустрии повседневных товаров требует серьезной работы со стороны ритейлера, в том числе по обеспечению покупателя максимально полной информацией о товаре и условиях покупки, чтобы повысить доверие. Кроме того, сложность состоит в том, чтобы предложить привлекательные цены и более широкий ассортимент, чем в офлайне.

Но пока, например, по продуктам питания ситуация обратная — цены в онлайне зачастую выше.

Фото 2dsl.ru

Покупателей меньше, зато денег больше
Рынок интернет-торговли, несмотря на снижение его популярности, все равно растет в денежном выражении, и рост этот весьма существенный, сообщили "Газете.Ru" в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По результатам 2016 года прогнозируется рост оборота интернет-торговли на 18%, до 900 млрд руб., в 2017 году АКИТ прогнозирует ускорение роста до 23% и преодоление отметки в 1,1 трлн руб.

Большинство покупок (51,1%) россияне по-прежнему делают в Китае, и 95,6% заказов не превышает по стоимости €150. В целом рост зарубежных отправлений в Россию только за три квартала прошлого года составил 87%, по результатам года их число достигло 230 млн штук.

Объем трансграничной торговли в деньгах вырос примерно на 45% по сравнению с 2015 годом и составит около 320 млрд руб.

Одна из самых успешных групп товаров в интернете — бытовая техника и электроника, этот рынок продолжает восстанавливаться после падения в 2015 году, указывают в АКИТ. По данным Nielsen, 29% покупателей преимущественно делают такие покупки в интернете, еще 36% — в онлайн- и офлайн-магазинах с одинаковой периодичностью.

Крупнейшая сеть электроники и бытовой техники "М.Видео" отмечает рост интернет-продаж на 27% в 2016 году, это более чем двукратное ускорение по сравнению с показателями 2015 года (12,5% роста).

«Все больше клиентов делают выбор в пользу "бесшовного" перехода между традиционными магазинами и онлайн, совмещая поиск информации и оценку техники "вживую"»
, — отмечает руководитель департамента "М.Видео" по связям с общественностью Валерия Андреева.

Общая тенденция снижения спроса на интернет-покупки может быть связана с тем, что сегодня интернет-торговля прочно вошла в жизнь потребителей, и большинство, попробовав онлайн-шопинг, определилось, подходит он для них или нет, отмечают в АКИТ. Таким образом, те, кому удобнее покупать в интернете, делают там все больше и больше покупок, те же, кому такой способ приобретения товаров не подходит, продолжают делать покупки офлайн. Поэтому объем продаж в интернете увеличивается, а популярность при этом снижается.

Автор: Елена Малышева, "Газета.Ru"
Похожие материалы
  • 15.09.2020, 10:46 Травля XXI века. Психологи дали советы жертвам школьного буллинга

    Цифровой век изменил наш образ жизни, ускорил ее ритм, заставил забыть о многих проблемах "докомпьютерной эры". Но некоторые явления, увы, адаптировались к новым условиям и даже получили современное звучание. Например, агрессивное давление на человека в коллективе раньше было травлей, а теперь есть термин "буллинг". Травля XXI века может перемещаться из реальной среды в виртуальную и обратно, делая жизнь человека невыносимой почти круглосуточно. От этого особенно страдают школьники. Но и возможностей справиться с ситуацией в наши дни стало немного больше, чем, скажем, у родителей нынешних старшеклассников (опять же благодаря информационным технологиям). Как сегодня выглядит буллинг и как с ним бороться - в обзоре "СарБК".

  • 08.09.2020, 13:06 Сергей Эмдин: "Мы создаем альтернативу существующим решениям на рынке"

    Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин провел встречу с журналистами макрорегиона "Черноземье". К традиционной пресс-конференции в Орле по видеосвязи присоединились представители ведущих СМИ Саратова и Белгорода. Встреча началась с просьбы журналистов подвести итоги работы компании и телекоммуникационной отрасли в целом во время пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Приводим наиболее яркие фрагменты ответов Сергея Эмдина на этот и другие вопросы.

  • 20.07.2020, 16:15 Tele2 подвела промежуточные итоги работы в Саратовской области

    Пять лет назад Саратовская область стала первым регионом, в котором Tele2 запустила сеть в коммерческую эксплуатацию под своим брендом после интеграции с "Ростелекомом". На видеоконференции директор саратовского филиала Tele2 Дмитрий Бобаков рассказал журналистам о реализуемых проектах компании и планах на ближайшее будущее.

  • 25.06.2020, 08:22 Дмитрий Лебедев (Билайн): Мобильную связь и интернет надо использовать в качестве точки роста экономики

    Саратовские компании постепенно возвращают сотрудников с режима удаленного доступа и подводят итоги беспрецедентного опыта. И к этому разбору полетов интересно привлечь экспертов, которые испытали процесс перевода сотрудников на дистанционный режим работы на себе еще несколько лет назад, причем по собственной инициативе. В компании "ВымпелКом" (торговая марка Билайн) система удаленной работы "BeeFREE"1 поэтапно вводилась с 2016 года. Именно этот опыт, который был представлен как пакет решений, стал востребован отечественным бизнесом с началом эпидемии коронавируса в стране. О цифровизации рабочих процессов во время самоизоляции и о выходе из кризиса с помощью новейших технологий мы разговаривали с руководителем по развитию корпоративного бизнеса в Саратовском кластере компании Дмитрием Лебедевым.

  • 17.06.2020, 13:42 COVID–19 оцифровал бизнес. В онлайн ушли даже квесты

    Период самоизоляции по случаю пандемии коронавируса стал временем большого переселения разного рода бизнес-проектов на онлайн-площадки. Как во время эвакуации при наводнении - бизнес старался выбраться на доступную и безопасную территорию. Это позволило продолжить работу, обеспечить определенный спрос. Более того, в итоге интернет-апгрейда привычных схем расширилась география потребителей, сформировались новые продукты и форматы услуг, в которых предприниматели увидели дальнейшие точки роста.

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 января 2017
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x