- A
- +A
- +A
Ученые СГУ предлагают технологии строительства недорогих, но качественных дорог. На основе фосфогипса
- 10:24, 5 августа 2015
- Комментариев[1]
Однако, ученые и не отказывались от этой идеи. Пока промышленники делали попытки восстанавливать разрушенное в 90-х годах прошлого столетия производство, в СГУ уже детально рассматривали возможность применения фосфогипса в дорожном строительстве, разрабатывали эффективные технологии использования. В последние 2 года это направление получило активное развитие. Сотрудники института химии классического университета экспериментальным путем доказали, что данные отходы химпроизводства можно применять в устройстве дорожных одежд. Более того, ученые СГУ разработали технологию, которая позволяет значительно расширить географию применения фосфогипса. Дело в том, что он "живет" в приемлемом для дорожного строительства состоянии только 6-8 часов и за это время необходимо проделать путь от цеха до участка трассы. Саратовские химики же предложили способ консервации технического гипса. В этом случае материал может находиться в пути несколько дней и не требовать скорейшей укладки.
Актуальность этой работы ученых для Саратовского региона сложно переоценить. Во-первых, 10 тыс. кв. км дорог области не соответствуют техническим требованиям. По другим оценкам, 80% дорожного покрытия требует восстановления и технология, которая бы позволила снизить затраты, региону была бы весьма полезна. Заместитель руководителя Инновационного центра "Технопарк" Сергей Коротковский объясняет: "В 70-80-х годах в период действия плановой экономики песок и щебень для строительства дорог стоил несколько рублей за тонну. Применение фосфогипса по сравнению с традиционными материалами было экономически невыгодным. Сегодня же технический гипс стоит 12 рублей, а цена щебня выросла до 600-900 рублей, песка — до 400 рублей". Строительство и ремонт дорожных одежд с применением технического гипса позволяет отказаться от дорогостоящего слоя так называемого тощего бетона и щебня.
Во-вторых, в области растет производство минеральных удобрений, при котором и образуется побочный продукт в виде технического гипса. Компания "ФосАгро", в состав которого входит Балаковский филиал АО "Апатит", ежегодно увеличивает выпуск удобрений на 10%. По итогам июля балаковцы поставили рекорд - отгрузили отечественным сельхозпроизводителям более 90 тыс. тонн продукции. Руководство замечает, что таких показателей удалось достигнуть впервые за историю предприятия, учитывая советские годы. Следовательно, увеличивается и объем отходов — фосфогипса. Который, к слову, изготавливается в Балаковском филиале из самого чистого в мире сырья. Уровень радиации и содержание тяжелых металлов в нем в сотни раз ниже, чем у аналогов.
Впрочем, ученые продолжат изучать все детали возможной "большой дорожной стройки". На днях Саратовский государственный университет и Балаковский филиал АО подписали соглашение о сотрудничестве по вопросам расширения возможностей использования технического гипса в дорожной отрасли. Президент Саратовского государственного университета Леонид Коссович после церемонии подписания выразил уверенность в том, что данный проект станет одним из главных проектов университета, так как имеет общее направление с уже имеющимися разработками ученых вуза. В частности, по применению битумных полимеров в составе асфальтобетонных дорожных покрытий, которые могут значительно повысить характеристики дорожного полотна. "Расширение применения технического гипса - это задача не просто интересная, но важная и полезная. С точки зрения повышения качества дорог и реализации отходов производства", - сказал Леонид Коссович.
К слову, основная часть фосфогипса за пределами РФ на сегодняшний день сбрасывается в океан, как нейтральный материал, который не оказывает негативного влияния на экологию. Так как основу гипса технического (фосфогипса) составляет сульфат кальция (CaSO4) и сульфат стронция SrSO4 до 98%, которые являются нерастворимыми инертными солями. Остальная часть материала – это микро количества редкоземельных соединений.
Итогом запланированной работы в рамках соглашения должны стать разработанные стандарты использования фосфогипса при строительстве дорог (на это отводится 1,5 года). Директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО "Апатит" Андрей Черепанов подчеркнул: "Это позволит бюджетным заказчикам закладывать его в качестве материала при проектировании дорог, при размещении тендерной документации в установленном законом порядке". На следующем этапе задумано создание опытно-промышленного производства новых композитных материалов на основе гипса. Речь идет о тех формах, которые будут готовы к длительной транспортировке и хранению. В этом случае Саратовская область сможет делиться с соседями материалами для дорожной одежды.
Свои "большие планы" на совместный проект есть и у областных властей. На церемонии подписания зампред правительства Валерий Сараев сказал: "То количество технического гипса, которое ежедневно производится в регионе, позволит в кратчайшие сроки применить при строительстве муниципальных, поселковых дорог допустимых категорий. Не исключаем, что когда-нибудь эта технология может быть применена и на федеральных трассах". Зампред рассказал о том, что правительство внимательно отслеживает поведение экспериментального 600-метрового участка и продолжение строительства с применением фосфогипса на 7-ми километровом отрезке трассы Балаково-Ершов".
Участок этот станет главным объектом внимания и для ученых в ближайшие полтора года. Например, известно, что дорожное покрытие на основе фосфогипса не боится влаги. Сергей Коротковский уточнил, что данное свойство имеет лишь экспериментальное подтверждение, теперь необходимо доказать это с помощью лабораторных исследований. "В материале происходят химические процессы кристаллизации. Если смотреть внутрь кристаллической решетки, то там согласно химической формуле находятся 2 молекулы воды на одну молекулу гипса. Вернее, не гипса, а сульфата кальция. И эта вода, которая находится в этом слое, не совсем вода, а кристаллизационная вода. Что это значит? Эта вода не замерзает при нуле градусов по Цельсию. Она замерзает при более низких температурах. При какой конкретно, нам предстоит выяснить".
Кстати, ученые СГУ разработали и технологию переработки отходов другого крупного балаковского производства — завода, входящего в дивизион "Северсталь Российская сталь". Сергей Коротковский рассказал: "На производстве ежедневно вырабатывается 25 тонн пыли 3-го класса опасности. Пока коммерциализировать эту технологию нам не удалось - помешал очередной экономический кризис, но спрос на эти разработки есть. Конечный продукт переработки может входить в состав строительных материалов, потому что пыль инертна. Также из этой пыли можно извлечь оксид цинка, а оставшийся оксид железа пустить снова в переплавку. Эти отходы можно использовать и для изготовления гидроизоляционного материла".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 15.12.2014, 14:57 Проректор СГУ Елена Елина: "Особенности нашего университета в том, что наука в нем передается из рук в руки" Зачем архитектор Карл Мюфке закладывал перекрытия корпусов СГУ мешками с песком, как университет принимал ученых из блокадного Ленинграда, какие события в современной жизни вуза обязательно войдут в историю и как учебное заведение реагирует на экономические реалии сегодняшнего дня, накануне 105-летия Саратовского государственного университета рассказала проректор по учебно-методической работе Елена Елина.
- 25.11.2014, 15:00 Специальная "паутина". В Саратове приступили к созданию материалов нового поколения Саратовский государственный университет и Фонд перспективных исследований объявили об открытии лаборатории "Материалы специального назначения". Перед командой ученых поставлены задачи по созданию материалов нового поколения для применения в целях обороны и безопасности, в сфере энергетики, здравоохранения.
- 15.10.2013, 15:52 "Мобилизация на науку". СГУ намерен войти в число лучших вузов мира В Саратовском государственном университете им. Чернышевского состоялось заседание ученого совета, посвященное изменениям в кадровом составе среди руководства, подведению итогов летней сессии и организации в вузе социальных программ и проектов.
- 27.05.2013, 14:37 Опера "Риенци". Когда эротика вокалу не помеха На кровати с панцирной сеткой лежит молодой мужчина в черной майке и красных трусах. В начале он читает книгу, затем натягивает боксерские перчатки, отправляет в нокаут воображаемого соперника, принимается бегать вокруг "ложа", потягивается и отжимается. На заднем фоне мелькает проверочная картинка телеэкрана, с привычными кружочками и разноцветными квадратиками. По такому началу оперы "Риенци" вряд ли кто-то мог догадаться о том, что постановка в оригинале повествует о судьбе последнего римского трибуна, который жил в середине 14 века. Самая ожидаемая премьера этого сезона прошла 24 мая на сцене театра оперы и балета в рамках Собиновского фестиваля.
-
27.03.2024, 20:31
Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий
После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.
-
26.03.2024, 12:20
Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм
В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- Две горожанки перевели мошенникам 3,6 миллиона рублей 2
- На ремонт дворов в трех городах области потратят 150 млн 1
- Автобусы по брутто-контрактам. Заменены маршруты, названа стоимость проезда 1
- На одного безработного приходится до шести вакансий 1
- Разрушение Дома трезвости. Градозащитник возмущен бездействием мэрии 1