Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Ученые СГУ предлагают технологии строительства недорогих, но качественных дорог. На основе фосфогипса

  • 10:24, 5 августа 2015
  • Комментариев[1]
Многие годы одной из региональных дискуссионных тем является проблема применения отходов балаковского завода по производству минеральных удобрений, точнее Балаковского филиала АО "Апатит". Слежавшиеся отвалы фосфогипса являются мишенью общественных защитников окружающей среды и бесславной достопримечательностью автомобильного маршрута Саратов-Балаково. Применять побочный продукт переработки апатитовых концентратов в народном хозяйстве пытались еще в советские времена - использовали при изготовлении стройматериалов, в строительстве дорог. Сегодня же все говорит о том, что планы использования технического гипса в дорожном строительстве дождались оптимальных экономических условий.
Ученые СГУ предлагают технологии строительства недорогих, но качественных дорог. На основе фосфогипса

Однако, ученые и не отказывались от этой идеи. Пока промышленники делали попытки восстанавливать разрушенное в 90-х годах прошлого столетия производство, в СГУ уже детально рассматривали возможность применения фосфогипса в дорожном строительстве, разрабатывали эффективные технологии использования. В последние 2 года это направление получило активное развитие. Сотрудники института химии классического университета экспериментальным путем доказали, что данные отходы химпроизводства можно применять в устройстве дорожных одежд. Более того, ученые СГУ разработали технологию, которая позволяет значительно расширить географию применения фосфогипса. Дело в том, что он "живет" в приемлемом для дорожного строительства состоянии только 6-8 часов и за это время необходимо проделать путь от цеха до участка трассы. Саратовские химики же предложили способ консервации технического гипса. В этом случае материал может находиться в пути несколько дней и не требовать скорейшей укладки.

Актуальность этой работы ученых для Саратовского региона сложно переоценить. Во-первых, 10 тыс. кв. км дорог области не соответствуют техническим требованиям. По другим оценкам, 80% дорожного покрытия требует восстановления и технология, которая бы позволила снизить затраты, региону была бы весьма полезна. Заместитель руководителя Инновационного центра "Технопарк" Сергей Коротковский объясняет: "В 70-80-х годах в период действия плановой экономики песок и щебень для строительства дорог стоил несколько рублей за тонну. Применение фосфогипса по сравнению с традиционными материалами было экономически невыгодным. Сегодня же технический гипс стоит 12 рублей, а цена щебня выросла до 600-900 рублей, песка — до 400 рублей". Строительство и ремонт дорожных одежд с применением технического гипса позволяет отказаться от дорогостоящего слоя так называемого тощего бетона и щебня.

Во-вторых, в области растет производство минеральных удобрений, при котором и образуется побочный продукт в виде технического гипса. Компания "ФосАгро", в состав которого входит Балаковский филиал АО "Апатит", ежегодно увеличивает выпуск удобрений на 10%. По итогам июля балаковцы поставили рекорд - отгрузили отечественным сельхозпроизводителям более 90 тыс. тонн продукции. Руководство замечает, что таких показателей удалось достигнуть впервые за историю предприятия, учитывая советские годы. Следовательно, увеличивается и объем отходов — фосфогипса. Который, к слову, изготавливается в Балаковском филиале из самого чистого в мире сырья. Уровень радиации и содержание тяжелых металлов в нем в сотни раз ниже, чем у аналогов.

Впрочем, ученые продолжат изучать все детали возможной "большой дорожной стройки". На днях Саратовский государственный университет и Балаковский филиал АО подписали соглашение о сотрудничестве по вопросам расширения возможностей использования технического гипса в дорожной отрасли. Президент Саратовского государственного университета Леонид Коссович после церемонии подписания выразил уверенность в том, что данный проект станет одним из главных проектов университета, так как имеет общее направление с уже имеющимися разработками ученых вуза. В частности, по применению битумных полимеров в составе асфальтобетонных дорожных покрытий, которые могут значительно повысить характеристики дорожного полотна. "Расширение применения технического гипса - это задача не просто интересная, но важная и полезная. С точки зрения повышения качества дорог и реализации отходов производства", - сказал Леонид Коссович.

К слову, основная часть фосфогипса за пределами РФ на сегодняшний день сбрасывается в океан, как нейтральный материал, который не оказывает негативного влияния на экологию. Так как основу гипса технического (фосфогипса) составляет сульфат кальция (CaSO4) и сульфат стронция SrSO4 до 98%, которые являются нерастворимыми инертными солями. Остальная часть материала – это микро количества редкоземельных соединений.

Итогом запланированной работы в рамках соглашения должны стать разработанные стандарты использования фосфогипса при строительстве дорог (на это отводится 1,5 года). Директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО "Апатит" Андрей Черепанов подчеркнул: "Это позволит бюджетным заказчикам закладывать его в качестве материала при проектировании дорог, при размещении тендерной документации в установленном законом порядке". На следующем этапе задумано создание опытно-промышленного производства новых композитных материалов на основе гипса. Речь идет о тех формах, которые будут готовы к длительной транспортировке и хранению. В этом случае Саратовская область сможет делиться с соседями материалами для дорожной одежды.

Свои "большие планы" на совместный проект есть и у областных властей. На церемонии подписания зампред правительства Валерий Сараев сказал: "То количество технического гипса, которое ежедневно производится в регионе, позволит в кратчайшие сроки применить при строительстве муниципальных, поселковых дорог допустимых категорий. Не исключаем, что когда-нибудь эта технология может быть применена и на федеральных трассах". Зампред рассказал о том, что правительство внимательно отслеживает поведение экспериментального 600-метрового участка и продолжение строительства с применением фосфогипса на 7-ми километровом отрезке трассы Балаково-Ершов".

Участок этот станет главным объектом внимания и для ученых в ближайшие полтора года. Например, известно, что дорожное покрытие на основе фосфогипса не боится влаги. Сергей Коротковский уточнил, что данное свойство имеет лишь экспериментальное подтверждение, теперь необходимо доказать это с помощью лабораторных исследований. "В материале происходят химические процессы кристаллизации. Если смотреть внутрь кристаллической решетки, то там согласно химической формуле находятся 2 молекулы воды на одну молекулу гипса. Вернее, не гипса, а сульфата кальция. И эта вода, которая находится в этом слое, не совсем вода, а кристаллизационная вода. Что это значит? Эта вода не замерзает при нуле градусов по Цельсию. Она замерзает при более низких температурах. При какой конкретно, нам предстоит выяснить".

Кстати, ученые СГУ разработали и технологию переработки отходов другого крупного балаковского производства — завода, входящего в дивизион "Северсталь Российская сталь". Сергей Коротковский рассказал: "На производстве ежедневно вырабатывается 25 тонн пыли 3-го класса опасности. Пока коммерциализировать эту технологию нам не удалось - помешал очередной экономический кризис, но спрос на эти разработки есть. Конечный продукт переработки может входить в состав строительных материалов, потому что пыль инертна. Также из этой пыли можно извлечь оксид цинка, а оставшийся оксид железа пустить снова в переплавку. Эти отходы можно использовать и для изготовления гидроизоляционного материла".

Похожие материалы
  • 15.12.2014, 14:57 Проректор СГУ Елена Елина: "Особенности нашего университета в том, что наука в нем передается из рук в руки" Зачем архитектор Карл Мюфке закладывал перекрытия корпусов СГУ мешками с песком, как университет принимал ученых из блокадного Ленинграда, какие события в современной жизни вуза обязательно войдут в историю и как учебное заведение реагирует на экономические реалии сегодняшнего дня, накануне 105-летия Саратовского государственного университета рассказала проректор по учебно-методической работе Елена Елина.
  • 25.11.2014, 15:00 Специальная "паутина". В Саратове приступили к созданию материалов нового поколения Саратовский государственный университет и Фонд перспективных исследований объявили об открытии лаборатории "Материалы специального назначения". Перед командой ученых поставлены задачи по созданию материалов нового поколения для применения в целях обороны и безопасности, в сфере энергетики, здравоохранения.
  • 15.10.2013, 15:52 "Мобилизация на науку". СГУ намерен войти в число лучших вузов мира В Саратовском государственном университете им. Чернышевского состоялось заседание ученого совета, посвященное изменениям в кадровом составе среди руководства, подведению итогов летней сессии и организации в вузе социальных программ и проектов.
  • 27.05.2013, 14:37 Опера "Риенци". Когда эротика вокалу не помеха На кровати с панцирной сеткой лежит молодой мужчина в черной майке и красных трусах. В начале он читает книгу, затем натягивает боксерские перчатки, отправляет в нокаут воображаемого соперника, принимается бегать вокруг "ложа", потягивается и отжимается. На заднем фоне мелькает проверочная картинка телеэкрана, с привычными кружочками и разноцветными квадратиками. По такому началу оперы "Риенци" вряд ли кто-то мог догадаться о том, что постановка в оригинале повествует о судьбе последнего римского трибуна, который жил в середине 14 века. Самая ожидаемая премьера этого сезона прошла 24 мая на сцене театра оперы и балета в рамках Собиновского фестиваля.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x