Аналитическое агентство "Смыслография" (подразделение коммуникационной группы "АГТ") провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2014 г., результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации. Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций.
Из рейтинга исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаниям в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлеченному в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов, поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным. Также в рейтинге не учитывались Республика Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.
Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ, прежде всего, в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Это особенно справедливо по отношению к субъектам Федерации, занявшим верхние строчки рейтинга. Следует также отметить, что в ТОП–10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 г.: лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее – это республика Мордовия и Тульская область.
Лидером рейтинга стала Республика Татарстан, причём связано это в очень большой степени со спортивными сюжетами – как текущими, так и перспективными. Из первых можно отметить выступления ФК "Рубин", а из будущих – проведение в Казани Чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 г., а также матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Вообще, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий: для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 г. ознаменовался выходом соответствующей региональной команды в высший дивизион отечественного футбола ("Мордовия", "Арсенал"). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. В Тульской области ещё один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортом: он касается строительства автомобильного завода GreatWall Motor.
Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, интересного иностранным медиа за счёт сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание, а именно, спорта и нефти.
То же самое можно сказать о Самарской области и о непосредственно примыкающей к ведущей десятке Республике Башкортостан (11-я строчка рейтинга), где наряду с приходом ФК "Уфа" в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании "Башнефть".
Напротив, Сахалинская область и Приморский край упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов.
Потеря Калининградской областью места в ТОП–10 объясняется увеличением материалов негативного характера, в которых регион увязывается с "военной угрозой России", нарушением воздушного пространства Европейского Союза, отказом Российской Федерации от соглашения с Литвой о взаимных военных инспекциях, проводившихся на российской территории именно в Калининградской области.
В то же время в других случаях значимость сохраняют и традиционные факторы. Так, рекордное падение Саратовской области, потерявшей 42 позиции и ставшей 56–57 в рейтинге, обусловлено освещением англоязычными СМИ пожара на НПЗ Роснефти в регионе, а также криминальной деятельности местного жителя, занимавшегося написанием и продажей компьютерных вирусов.
Аутсайдерами списка стали Владимирская область, Алтай и Карачаево-Черкессия.