Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A
Версия для печати

Известные юристы выдвинули 10 предложений по модернизации судебной системы в России

  • 12:18, 13 марта 2015
  • Комментариев[17]

Юристы Михаил Барщевский, Андрей Клишас, Сергей Пашин и Михаил Федотов выступили с десятью предложениями, направленными на повышение доверия общества к служителям Фемиды и судам, сообщает "Российская газета". 

Приводим сокращенный вариант предложений юристов: 

" 1. Председатели судов всех уровней, кроме Верховного, должны избираться на должность Советом Федерации по представлению председателя Верховного Суда. Аналогичной должна стать и процедура отстранения их от должности. Необходимо полностью исключить малейшую возможность влияния региональной исполнительной власти на этот процесс.
Прекращение полномочий мировых судей, в том числе избранных населением, должно осуществляться только законодательным собранием субъекта Федерации по представлению председателя областного суда. Что касается федеральных судей, то здесь процедура нам видится еще более серьезной. После соответствующих мероприятий внутри самого судейского сообщества (мы имеем в виду порядок разбирательства персональных дел в квалификационных коллегиях судей), председатель Верховного Суда РФ выходит с представлением в СФ, где и принимается соответствующее решение.

2. Создание специальной структуры по обеспечению независимости судей от любых форм внешнего давления – коррупционного, административного, криминального. Эта же структура должна предотвращать коррупционные проявления и внутри самого судейского сообщества. Вполне возможно создать ее на базе существующей Службы судебных приставов, выделив при этом в самостоятельную службу. Мы условно назвали ее ФССО – Федеральная Служба Судебной Охраны.
Она не будет расследовать никакие иные преступления, кроме совершенных в отношении судей и правосудия и, увы, самими судьями. То есть, у нее не будет ведомственного интереса обеспечить "правильный приговор" по тем делам, которые она расследует за пределами "судебной территории". Более того, именно и исключительно ФССО будет иметь право оперативно-разыскной деятельности в отношении судей. Что опять-таки исключит возможность давления, шантажа в отношении судьи при рассмотрении им того или иного конкретного дела. Директор ФССО должен, по нашему мнению, назначаться Президентом страны по представлению Президиума Верховного Суда. Занимать эту должность разрешается не более двух сроков, каждый по 4 года.
Юрисдикция ФССО не должна при этом распространяться на Конституционный Суд: здесь иная специфика деятельности.

3. Не менее важным является и организационный вопрос, касающийся структуры судебной власти. Благо положительный опыт накоплен арбитражной подсистемой. Коротко говоря, система апелляционных и кассационных судов для судов общей юрисдикции должна быть построена по тому же межтерриториальному принципу, что и у "арбитражников". Это, как минимум, урежет возможности региональных чиновников "давить" на судебную власть "второго" и "третьего" уровней.

4. Совершенно очевидно, что председатели судов сегодня имеют полномочия в отношении судей, сравнимые с полномочиями директора завода. Между тем отправление правосудия не есть производство приговоров и решений. Полномочия председателей судов должны быть резко сокращены и сведены в основном к организационно-хозяйственным. Председатели судов – это "первые среди равных", а значит преследовать своих коллег в дисциплинарном порядке, как и поощрять их, они не вправе. Так постепенно мы сможем исправить несправедливость, допущенную в прошлом по отношению к судьям, отстаивавшим принципы мирного урегулирования споров в процессе, постановлявшим "чрезмерно мягкие", по мнению председателей судов, приговоры, открыто обсуждавшим, в том числе в прессе, проблемы судебной системы – и поплатившимся за это лишением мантии.

5. Срочно начать работу по подготовке нового Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Действующие, в силу ряда исторических причин, утратили свою системность, логичность, а значит и справедливость. Но делать это до утверждения Президентом Концепции уголовно-правовой политики, мы думаем, преждевременно. Необходимо все-таки, в частности, определиться с ролью и важностью дознания, целеполаганием следствия (установление истины или только поиск доказательств вины), правами защиты.

6. Требуется, как показал опыт последних лет, значительно усилить контроль за следствием. Это достигается совокупностью трех способов: возвратом ряда надзорных функций прокуратуре; введением института следственных судей (судебный, то есть состязательный порядок разрешения важнейших вопросов, возникающих при расследовании – предварительное заключение, обыски, арест имущества и т.д.); обеспечением адвокатам реальной возможности для защиты обвиняемых.

7. Абсолютно очевидна потребность в расширении количества дел, рассматриваемых судом присяжных. Возможно и появление новых форм судопроизводства с участием представителей общества (а не это ли и есть реализация принципа народовластия?). Почему бы по менее сложным и тяжким составам преступления не рассматривать дела не с полной коллегией присяжных (12 чел.), но хотя бы с двумя или больше судебными заседателями.

8. Представительство сторон по гражданским делам должно осуществляться не кем попало, а только лицами, имеющими специальный допуск к участию в отправлении правосудия. Речь, разумеется, не идет об "адвокатской монополии". Любой гражданин России, не имеющий судимостей, обладающий дипломом юриста и сдавший соответствующий экзамен, может быть представителем стороны в суде. Лица, имеющие ученые степени по юриспруденции, от экзамена могут освобождаться. Именно квалифицированная юридическая помощь, гарантированная Конституцией, должна оказываться истцам, ответчикам, потерпевшим, подсудимым, чтобы способствовать правосудию. Надо убрать из суда всякого рода "специалистов", понятия не имеющих о законе, зато умеющих "договариваться" и "решать вопросы".

9. Полагаем, что требуется и некоторая корректировка процессуального законодательства, обязывающая стороны к раскрытию информации до начала процесса, как это принято во всем цивилизованном мире и не позволяющая устраивать сюрпризы судье и второй стороне по ходу процесса.

10. Российские суды рассматривают в год больше 25 млн дел. На судей ложится колоссальная, нечеловеческая нагрузка. Это неправильно, неэффективно. Между тем достаточно поднять размер госпошлины (разумеется, с правом судьи снизить ее для тех, кому в силу их материального положения она окажется не по карману), чтобы многие споры решались миром. Не случайно институт медиации, фактически, так и не заработал. Нет мотивации договариваться, когда можно практически бесплатно "сходить в суд". В суде необходимо создавать условия для полюбовного решения споров, для примирения сторон.

Уверены, что стоит всерьез подумать и о введении по очень широкому спектру гражданских дел так называемого претензионного порядка. При этом, естественно, если сторона спора уклоняется от удовлетворения справедливых претензий второй стороны или, наоборот, заявляет необоснованные требования, и дело попадает на судейский стол, то такая "несговорчивость" того, кто был неправ, наказывается рублем".

Комментарии - 17
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • [f,h
    13.03.2015, 22:32
    согласен, но не совсем, точнее не совсем согласен
  • Ахтырко Г. В., правозащитник
    14.03.2015, 11:50
    оба-на! я вот не имею диплома юриста, но каждому второму моему оппоненту-юристу в суде что по гражданским, что по уголовным делам, что называется, фору дам или, грубее, глаз на попу натяну, так как у меня стаж представительства и защиты в судах и правоохранительных органах уже 25 лет, из них последние 12, 5 лет - практически профессионально, т. е. ежедневная моя работа, которая меня и кормит, и что же меня, моих замечательных саратовских коллег - правозащитников А. Журбина, В. Чарского, С. Зараковского за борт судебной системы, что ли?
  • Земляк
    14.03.2015, 13:10
    "согласен, но не совсем, точнее не совсем согласен" Точнее совсем не согласен. Давление на судей оказывает только собственная алчность.Никакие поправки не помогут. Проблема решится только хирургически.
  • 1
    14.03.2015, 14:10
    1
  • ДмитрийК
    15.03.2015, 08:52
    Делать, что либо в пределах этого режима - фигня собачья и пустотрепие.
  • lana
    15.03.2015, 12:57
    Утомили параноики. Только "в пределах режима" можно что-то изменить - это называется эволюция. Да это медленно, но только так возможен прогресс. Любые попытки ускориться революционным путем приводят к крови - следующий этап террор или распад, а затем террор, только потом строительство, не факт, что того, что изначально задумывалось. Я была на выборах 12, народа не было вообще - горстка пенсионеров и бюджетников - не нужно вообще никаких фальсификаций.
  • 2
    15.03.2015, 23:06
    Моя сестра хроник, много читает литературы по медицине, в каких-то вопросах ориентируется по-лучше некоторых врачей, но прием пациентов не ведет и не возмущается, что здравоохранение за борт её выкидывает. Может всё так у нас складывается, что любители вокруг.
  • Ахтырко Г. В., правозащитник
    16.03.2015, 09:02
    так у меня и моих коллег ПРАКТИКА!!!
  • Саратофф
    16.03.2015, 10:30
    Назрела реформа, видно уже давно. Медведев в силу своего президентства хоть и немного двигал этот процесс, а теперь все опять заглохло.... Про суды присяжных это 100% поддерживаю, цивилизованный мир, как бы мы не плевали в его сторону, давно уже развивает такого рода суды.
  • 2
    16.03.2015, 11:14
    Г.Малахов тоже с практикой. Отсутствие системных знаний не позволяет видеть картину в целом. Кусками, урывками - кустарщина. Это как стул - сидеть можно, но неказист и занозить можно "ответственное" место.
  • А
    16.03.2015, 14:41
    Режим не даст ничего изменить так и будем катиться в тартарары!
  • Максим
    16.03.2015, 14:44
    Проблема в безответственности суда перед народом. Только прямые выборы судей могут сдвинуть вопрос доверия судам. И на выборы районных и мировых судей народу придет достаточно - это многих цепляет
  • Доцент, неюрист
    16.03.2015, 16:58
    Г-н Ахтырко! А что вам мешает поучиться, получить диплом и стать профессиональным юристом? За 25 лет практики можно было уж как-нибудь выделить 2,5 года на теорию!
  • lana
    16.03.2015, 17:19
    Максим, вы правы, но на выборы придут 2,5 калеки. А "революционэры" будут кричать о "кровавом" режиме и подтасовках, но сами выборы игнорируют.
  • Максим
    17.03.2015, 08:32
    to lana: и пусть тех, кто не придет, судит суд, который они не выбирали. Будет о чем подумать сидючи
  • Имя
    17.03.2015, 10:51
    Ахтырко Г.В., правозащитник, а где, собственно, С. Зараковский, он теперь занимается правозащитой на метафизическом уровне? Как связаться с ним, как воспользоваться его практически профессиональным представительством?
  • Панова Людмила Евгеньевна
    28.03.2015, 13:18
    Меня не слышит Чайка Ю.Я и не принимает меры прокурорского реагирования, а я пострадала от того, что мои дела рассматривала фиктивный судья Зенина Л.С Прошу использовать материал для того, чтобы наконец подохла эта «смертельно больная судебная система», как назвал ее один из участников программы «Момент истины» С прошлого года и неоднократно я обращаюсь с заявлением лично к Чайке Ю.Я и прошу: Прокуроа обратиться за защитой моих прав с иском в суд на Ответчика Соседова Е.А., поскольку не получила от него ответа на свое заявление от 20.06.2014 г, принятое Абдулаевой с проставлением штампа Совета Судей РФ Зарегистрировать сообщение о преступлении и провести проверку Переслать это заявление Президенту РФ  Путину  Владимиру Владимировичу через Генпрокуратуру РФ, а то я боюсь, как бы не было таких же последствий как в станице Кущевской Мои требования остаются прежними и для Матвиенко В И, Прошу обсудить состояние законности в стране с привлечением Чайки Ю Я по таким судьям СОЮ и ВС РФ, которыми пракически являются все судьи г Москвы Мои заявления даже не зарегистрированы в Генпрокуратуре РФ, а значит и не проверялись. Между тем, я представила все необходимые и достаточные доказательства о пяти звеньях коррупционной составляющей, о действиях-бездействиях, подпадающих под признаки уголовно наказуемых, совершенных высшими должностными лицами Российской Федерации, это, экс Председателем Мосгордумы Платоновым В.М., а теперь Шапошниковым В.А, Председателем Мосгорсуда Егоровой О..А., Председателем ККС г.Москвы Поляковаой Л.Ф, Распорядителей кредитов Управления Судебного департамента Москвы с первой и второй подписями в Банке, где бюджетные деньги лежат и в руки которых эти бюджетные деньги попали и судей, которые действуют вместе и сообща в насаждении фиктивных судей, таких как Зенина Л.С, и которыми практически являются все судьи г Москвы. В результате чего используют втемную и растоптали репутацию и авторитет Президента РФ, а достигают нужного им результата, используя депутатов, как простых статистов для голосования, ведь до них не доводят сведения о всех необходимых документах на представленных претендентов на судейские должности (заключения и решения квалифколлегии, кадровые приказы и записи в трудовой книжке на них) Поэтому, несмотря на то, что имеются Указы Президента РФ о назначении бывших мировых судей, срок полномочий которых еще не истек, федераьными, в силу которых, каждый из них приобрел полномочия федерального судьи, они не могут этими Указами Президента РФ воспользоваться, в силу того, что у них всех на руках имеется фиктивный приказ УСД Москвы и фиктивная запись в трудовой книжке об отчислении их с должности мирового судьи по подпункту 3 п.1 ст.14 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", как у Зениной Л.С., поскольку этот подпункт Закона предполагает прекращение полномочий мирового судьи, которые квалифколлегия Москвы не прекращала. Последний Указ Президента РФ был от 16.03.2015 г, которым не могут воспользоваться указанные в нем судьи г Москвы Также, несмотря на то, что имеются Указы Президента Российской Федерации о награждении наградами, эти награжденные судьи не могут принять эту награду, поскольку, они не имеют того признака награды, а ведь это значиельно утежеляет бюджет страны Так, например, имеется УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13 февраля 2014 года N 74 о награждении ЗНАКОМ ОТЛИЧИЯ "ЗА БЕЗУПРЕЧНУЮ СЛУЖБУ" XX ЛЕТ ПОЛЯКОВОЙ Ларисы Федоровны - судьи Московского городского суда, она не может этим Указом Президента Российской Федерации воспользоваться и обязана уведомить об этом Президента, в силу того, что имеет стаж работы в должности судьи 14 лет, а награждена за службу 20 лет Дальнейшая проверка по опубликованным данным на сайте ВККС РФ показала, что такие Заключения ВККС РФ носят системный характер, а знал бы Президент РФ об этих обстоятедьствах, ни за что не подписывал бы такие Указы и спросил бы каковы мотивы таких действий у Матвиенко В.И и Чайки Ю Я, и у этих высших должностных лиц РФ и должностных лиц Генпрокуратуры Данилова Д.Ю и Заруцкой И.А и прокурора, который по закону принимал участие в заседаниях законодателей Мосгордумы и Федерального Собрания, но ни разу не внес протест по этим постановлениям поому что, точно такая же процедура с судьями происходит и в Совете Федерации. И это все следует классифицировать как экономические преступления, как хищение бюджетных средств страны судьями за пределами "судебной территории" А при таких обстоятельствах, я имею право предполагать, что это ни что иное как заговор против Президента РФ и исполнят его как только такие фиктивные, а потому управляемые судьи СОЮ и Верховного Суда РФ заполнят Конституционный суд РФ. Выборочным порядком проверены назначения судей Верховного Суда РФ. Проверка выполнена по опубликованным Указам Президента РФ и данным сайтов квалифколлегий субъектов Федерации и ВККС РФ. Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 145 Асташов С В назначен на 6-летний срок полномочий на должность первого заместителя председателя Красноярского краевого суда и его полномочия истекли 09 февраля 2015 .года. Однако, Заключением ВККС РФ от 11.12.2012 г Асташов С.В рекомендован на должность судьи Верховного Суда РФ. Постановлениями Совета Федерации от 6 марта 2013 г. N 40-СФО и от 9 июля 2014 года № 384-СФ Асташов С В назначен судьей ВС РФ, но этими постановлениями он не может воспользоватья, так как на руках у него имеется фиктивный приказ и фиктивная запись в трудовой книжке об освобождении его от прежних должностей, точно так как у Зениной Л С, так как ВККС РФ не рассматривала заявление Асташова С В об освобождении его от должности заместителя председателя Красноярского краевого суда в связи с переходом на другую работу и не принимала решение о прекращении его полномочий, как следует из опубликованных данных на сайте ВККС РФ. Поэтому приказ и запись в трудовой книжке об освобождении Асташова СВ от должности заместителя председателя Красноярского краевого суда являются фиктивными. Все последующие приказы и записи в трудовой книжке Асташова СВ являются фиктивными, так как находятся в правовой зависимости от предыдущих. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 1379 назначен судьей Архангельского областного суда Сабуров Д.Э без ограничения срока полномочий Заключением ВККС РФ от 11.12.2012 г Сабуров ДЭ рекомендован на должность судьи ВС РФ Постановлениями Совета Федерации РФ от 6 марта 2013 г. N 42-СФ и от 18 июня 2014 года № 235-СФ судьей ВС РФ назначен Сабуров Д.Э, которыми он не может воспользоватья по тем же признакам, что и у Асташова С В Эти экономические преступлния, эти хищения бюджетных средств носят системный характер, поэтому требуют ревизии сплошным порядком финансово- хозяйственной деятельности всех подразделений Судебного департамента РФ по убывающим датам, по итогам которых будут выявлены все поочередные звенья коррупционной составляющей и всю их поочередную причастность к насаждению фиктивных судей и хищению ими бюджетных средств, а это настолько отвяжет бюджет страны от незаконных выплат, что никакие санкции стране не повредят.
видео
Фоторепортажи
Еще новости
Читайте нас в соцсетях
Новости партнеров
Архив новостей
  • «
  • 13 марта 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку