На "Лента.ру" опубликован материал о российских тюрьмах, в которых речь идет не столько об условиях содержания, сколько о выживании человека".
В публикацию попал рассказ Олега Аржанухина. В 2008 г. в возрасте 47 лет он был осужден на 7,5 лет за мошенничество и растрату. Свой срок он отбывал в энгельсской ИК-13.
О том, что творится в ИК-13, рассказывали еще в пересыльной тюрьме, — говорит Аржанухин. — Ничего хорошего эти рассказы не обещали. В это учреждение свозили людей по заказным делам из Москвы и там вымогали с них деньги, выбивали нужные показания и явки с повинной. Раскрываемость там была лучше, чем на любом "радио милиции". Но и трупов было много. Рассказывали, что в худшие времена, в 2002–2003 гг., счет шел на десятки. Я застал там четыре администрации, и каждый раз с приходом нового руководства ситуация повторялась".
По словам бывшего арестанта, бывали периоды, когда ситуация в колонии становилась почти нормальной. Вымогательства и побои обычно прекращались после каких-нибудь резонансных случаев, когда информация о случившемся выходила за пределы колонии. Но затишья были недолгими. Через 2–3 мес. все возвращалось на круги своя.
"В малом карантине, куда раз в неделю приходил этап по 5–10 чел., был план — 100 тыс. руб. в мес. надо было собрать для администрации. В большом карантине, где одновременно могли находиться по 100 чел., расценки были другие — по 600 тыс. в мес. Собирали деньги "козлы", так называемые "активисты" секции дисциплины и порядка. Не брезговали они и более мелким вымогательством — продукты, сигареты, личные вещи. То, что обычно присылают в передачах. Они же выполняли и другую грязную работу — угрозы, побои, изнасилования. У них такой лозунг был: "Чем с ворами чифирь пить, жижицу вонючую, луче в СДП вступить — секцию могучую". Пьянь и наркоманы. За свою работу они получали всякие привилегии: мобильные телефоны, спиртное, вольную форму одежды, ну и, конечно, вседозволенность. У них там лучшие годы жизни проходили".
Какое-то время после очередного бунта в 2009 г. ситуация была терпимой. Но в 2010 г., по словам Аржанухина, в колонии в очередной раз поменялась администрация, и репрессии возобновились уже с удвоенной силой: "Пришел начальником Новиков Олег Николаевич, который, по слухам, эту должность купил, и тут же начал отбивать эти деньги. Поувольнял сотрудников, которых не считал нужным держать, и привел новую команду. Тогда появились сотрудники Четвертных, Данилов, Серов, Павлов и Бобряшов, которых после осудили. Бить и вымогать стали просто беспредельно. Эти были убежденные садисты".
В феврале 2012 г. начальником колонии назначили Вадима Бочкарева. Новый начальник поменял "самоуправление" из числа осужденных, а тем, кто не желал выполнять его указания по сбору "налогов", создавались просто невыносимые условия.
Олег Аржанухин сидел в ИК-13 в одно время с Артемом Сотниковым. По его словам, смерти Сотникова предшествовало предложение от администрации: " Артему, который сидел за грабеж и при Новикове был на положении авторитетного зека, предложили создать такую "зондер-команду", которая по указанию администрации занималась бы вымогательством, побоями и изнасилованиями, но он отказался. Началось с угроз ШИЗО и отказом в УДО, а закончилось тем, что его просто забили насмерть. Уже без признаков жизни его перевезли на больницу и сказали, что он от сердечной недостаточности умер. Вы себе только представьте: молодой крепкий парень, спортсмен под два метра ростом. На нем пахать можно было, и вдруг сердечная недостаточность. После оказалось, что его несколько дней избивали, подвесив на дыбу за наручники. Запястья до костей протерты были. Ну да, от этого не умирают. Они ему позвоночник сломали".
Аржанухину посчастливилось избежать побоев и пыток, которые были и, как он утверждает, остаются обычной практикой в этом учреждении.
Особой изобретательностью в пытках сотрудники ИК-13 и их подручные из числа "активистов", по словам Аржанухина, не отличались. Но компенсировали это усердием. "В зоне все становится известно, — говорит он. — Те же "козлы" сидят вместо дежурных за мониторами и смотрят картинки со всех камер. Потом все эти рассказы расходятся по отрядам. Но и сами жертвы, само собой, рассказывают многое. Процедура была стандартной: электрошокером человека валят на пол, затем подвешивают за наручники и бьют. Бьют резиновой палкой, деревянными молотками, бейсбольными битами. Могли при этом надеть человеку полиэтиленовый пакет на голову и придушить. Или брызгали в этот пакет дихлофос. Если человек был небольшого роста, его могли ногами затолкать в сейф, закрывали там и начинали долбить снаружи деревянными молотками и палками. У некоторых после этого ушные перепонки лопались".