Проверка федерального ФОМС деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области показала, что, несмотря на обеспечение финансирования в полном объеме базовой программы ОМС в губернии за счет субвенций ФФОМС, в тарифном соглашении по ОМС были необоснованно понижены тарифы на оплату медпомощи в стационарах по клинико-профильным и клинико-статистическим группам (соответственно 33 и 24 организации), в дневных стационарах (31) и амбулаторно-поликлинической помощи (35). Об этом сообщает "Совершенно секретно".
Издание пишет: "В результате на конец 2014 г. в Саратовском ТФОМС образовалась экономия в размере 2,4 млрд руб. По словам руководителя фонда Андрея Саухина, в областном ТФОМС сформировался нормированный страховой запас в 1,5 млрд и 900 млн – деньги, которые местный фонд якобы должен был выплатить больницам за декабрь. Почему якобы? Да потому, что у руководителей медучреждений существовали большие сомнения в том, что деньги будут отданы в срок. И, возможно, эти сомнения были не беспочвенны, но к этому времени федеральным ФОМС было разослано письмо о возврате остатков субвенций директорам терфондов, которое, несомненно, поступило и к Саухину: "В соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса, не использованные на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных минфином РФ.
Таким образом, остатки субвенций, полученные ТФОМС в 2014-ом и не использованные на 1 января 2015 г., в обязательном порядке должны быть возвращены в бюджет ФФОМС до 30 января. Расходование остатков субвенции на завершение расчетов 2014 г. и текущее финансирование января Бюджетным кодексом не допускается".
Нормированный страховой запасфонд в Саратовской области, согласно данным проверки, был переформирован. И составил 2,4 млрд (по неофициальным данным, экономия на самом деле составила приблизительно 3,5 млрд вместо положенных области 1,5 млрд). Казалось бы, оптимизация налицо, но кому нужна такая оптимизация, когда местный ТФОМС сидит на деньгах, как собака на сене, а средства, положенные медучреждениям на лечение больных, не доходят до них?!
"Если бы средства были перечислены в течение года, больницы бы могли их использовать сразу и более эффективно. К сожалению, сейчас в связи с инфляционными процессами и ухудшившейся финансовой ситуацией данные средства значительно обесцениваются", – сказал начальник контрольно-ревизионного управления ТФОМС Игорь Трясучев.
Искусственное придерживание средств в фонде происходит при молчаливом одобрении областной власти. Если бы средства, столь тщательно сэкономленные саратовским ТФОМС, не были выданы больницам и поликлиникам, то они вернулись бы обратно в федеральный бюджет.
Понимая, что в этом случае вспыхнет большой скандал, 11 декабря Саухин милостиво разрешил распределить финансы по лечебным учреждениям, но при этом все были приватно предупреждены на закрытом совещании главврачей, что в целях оптимизации бюджетных средств главврачам разрешено тратить из каждых условных 100 руб. всего 20, а 80 откладывать в накопление. Деньги, дескать, берите, но их не тратьте (в распоряжении редакции имеется диктофонная запись с этого закрытого совещания).
То есть руководство фонда фактически признало, что ТФОМС вновь будет экономить деньги на больных, в то время как экономия средств испокон веков считалась прерогативой самих поликлиник и больниц. Именно ТФОМС в лице Игоря Трясучева предупреждал, что экономить могут сами больницы, а на счете фонда медстрахования никакой экономии оставаться не должно, особенно за счет снижения тарифов.
Наступивший год показал, что, несмотря на рекомендации вышестоящего органа и вопреки здравой логике, Саратовский ТФОМС решил продолжать ту же политику экономии за счет медучреждений региона. На этот раз Саухин и Ко поступили хитро: средства, распределенные по саратовским больницам и поликлиникам в 2014 г., вошли в "Планируемые финансовые средства ОМС в разрезе медицинских организаций Саратовской области на 2014–2015 гг.". Именно так зафиксировано на официальном сайте ТФОМС.
Тарифы для медучреждений вновь срезаются, и это при выросших федеральных бюджетных трансфертах. Что это может означать? Только одно: при такой политике саратовский ТФОМС при самых скромных подсчетах сможет накопить на своих счетах к концу года приблизительно 7 млрд, в которых так нуждается саратовское здравоохранение.
Зачем Саратовскому ТФОМС концентрировать и придерживать такие большие средства на счету госорганизации, когда в них нуждаются медучреждения? Где в отчетности фонда отображено, на каких депозитных счетах хранятся сберегаемые деньги? Какие проценты могли набежать с этих немалых сумм? И куда ушли эти проценты? Вопросов много, и более всего, думаю, они должны заинтересовать работников профильного федерального министерства и сотрудников правоохранительных органов".
Автор материала просит рассматривать публикацию как обращение в соответствующие правоохранительные органы.