На "СарБК" завершилась онлайн-конференция доктора географических наук, ректора СГУ Алексея Чумаченко. Ему поступило около двух десятков вопросов.
О переписывании учебников по географии и приеме на географический факультет
"Наука развивается, и школьные учебники постоянно нуждаются в совершенствовании. География – одна из наук, в которой самым активным образом используются современные технологии, например, материалы космических мониторингов. География уже является одной из дисциплин ЕГЭ. Если говорить о том, что этот экзамен должен стать обязательным для всех выпускников, то я – за. География – такая же часть общей культуры человека, такой же способ национальной самоидентификации, как русский язык или история.
На географический факультет в 2014 г. на дневное отделение бакалавриата было принято 64 студента, на заочное – 24, в магистратуру – 10 (бюджетная форма обучения). Мне не кажется, что география стала менее популярной. Наоборот, география сегодня стала объектом внимания со стороны власти. Президент Путин является председателем Попечительского совета Русского географического общества. Сейчас силу набирает и само общество – через него разрабатываются научные гранты, организуются экспедиции, ведется обширная научно-популярная деятельность. Что касается телепрограмм – то их тоже немало, более того, существует целый ряд специализированных каналов, главная миссия которых – популяризация географических знаний. Это телеканалы "Моя планета", National geographic, Discovery. Издаются и специализированные журналы, например, журнал с богатейшей историей "Вокруг света".
Об интересе к техническим специальностям
"О важности подготовки студентов по прикладным специальностям сейчас говорится на самом высоком уровне. Замечательно и то, что современная молодежь также проявляет неподдельный интерес именно к фундаментальным направлениям. Выпускники физического факультета СГУ сегодня идут далеко не только в бизнес. Нашими образовательными стандартами предусмотрены различные формы деятельности: научно-исследовательская, управленческая, преподавательская, поэтому фундаментальная база, которую вы получили на физическом факультете, открывает большие возможности. Например, в прошлом году 15 выпускников поступили в аспирантуру и продолжили заниматься научной деятельностью. У нас подписано соглашение с "Росэлектроникой", и мы готовим кадры для предприятий этого холдинга. Регулярно мы получаем запросы на выпускников-физиков из специализированных отраслей промышленности, IT-сферы. Сейчас огромное внимание уделяется задаче импортозамещения, а это значит, что на предприятиях оборонного комплекса, электронной промышленности будут очень востребованы наши физики. Поэтому в большей степени все зависит от желания и выбора каждого выпускника. А информацию о предложениях работодателей всегда можно получить в деканате физического факультета".
Об образовании собственных детей
"Моя дочь сейчас работает на кафедре картографии и геоинформатики МГУ им. Ломоносова. Один из сыновей – магистрант механико-математического факультета СГУ. Самый младший – ученик 3 класса школы".
О зарплатах и суточных преподавателей
"Финансовый вопрос – один из самых тяжелых. В 2014 г. нам удалось его решить в той части, которая касается зарплат преподавателей. И мы смогли существенно увеличить зарплату. Что касается суточных, то в соответствии с постановлением правительства "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" расходы на выплату суточных установлены в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке".
О финансовых проверках в вузе
"Разговоры о нецелевом использовании денежных средств так и остались досужими, поскольку ни один факт не был подтвержден. Университет достойно выдержал более 20 проверок, проводимых различными инстанциями по жалобам, а порой и просто доносам некоторых людей. Повторяю. Ни один факт нецелевого расходования средств в университете не подтвердился. Последняя финансовая проверка по итогам 2013 г. проводилась совсем недавно и показала, что в университете не было допущено никаких нарушений.
Что касается вопроса о неэффективности использования денежных средств, то хочу обратить внимание на количество грантов, выигранных университетскими учеными в последнее время. Большинство из них реализуются сейчас на новом оборудовании, в которое мы вкладывали средства в последние годы. Наши инновационные центры стали получать очень серьезные заказы. Поэтому сама жизнь уже доказывает, что денежные средства были вложены очень эффективно".
О внешней оценке работы СГУ
"Главной оценкой деятельности университета можно считать признание в академическом сообществе – постоянное приглашение наших ученых в качестве экспертов, ведущих докладчиков, организаторов научных мероприятий самого разного плана. Если же говорить о независимых внешних оценках, то одной из самых серьезных наших побед мы считаем вхождение в рейтинг лучших университетов мира Британского международного консалтингового агентства QS. Саратовский государственный университет занял 15 место среди российских вузов и стал единственным вузом Саратова, включенным в рейтинг. Участие в рейтинге QS не является для российских вузов обязательным, поэтому заявки на оценку своей работы подают только уверенные в своих силах университеты".
О качестве подготовки студентов в СССР и России
"Я не считаю, что качество подготовки студентов сегодня сильно отличается от тех, которые учились в СССР. Во все времена были студенты, увлеченные учебой, наукой, студенческой жизнью, были и те, которым процесс обучения не доставляет удовольствия. Я горжусь студентами университета – многие из них побеждают в престижных конкурсах, участвуют в научной и инновационной деятельности университета и затем прекрасно трудоустраиваются. Не очень понял, о какой палочной системе идет речь. Министерство образования и науки РФ – наш учредитель, и совершенно естественно, что мы находимся под жестким контролем – впрочем, как и другие вузы РФ. Относительно распределения. По моему мнению, рыночная экономика не сочетается с обязательным распределением выпускников. Вижу другое решение: должно быть увеличено число бюджетных мест для целевого набора абитуриентов, которых направляет на учебу то или иное предприятие. И вот эти студенты, окончив университет, в обязательном порядке должны вернуться на свои предприятия, в фирмы, в школы".