Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A
Версия для печати

Состоялось заседание "круглого стола" по развитию энергосбытового бизнеса

  • 09:40, 24 апреля 2014
  • Комментариев[0]

В Москве состоялось заседание "круглого стола" по развитию энергосбытового бизнеса в России, организованного издательским домом "Коммерсантъ" совместно с "Интер РАО". В нем приняли участие представители энергосбытовых компаний и журналисты из разных регионов страны, в том числе из Саратова, некоммерческие партнерства, чиновники, бизнесмены, эксперты.

Обсуждалось ценообразование на электроэнергию, качество обслуживания клиентов, проблемы неплатежей, совершенствование работы энергосбыта.
Участники заседания говорили о необходимости законодательного закрепления стандартов работы на рынке электроэнергии, плотной работе энергосбытовых компаний с местными властями, клиентами и сетевыми предприятиями. Предлагалось ввести за хищение электричества уголовную ответственность, сокращать список так называемых "неотключаемых" потребителей, строже наказывать за долги по платежам (задолженность потребителей на розничных рынках электроэнергии составляет около 170 млрд руб.).

Глава департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс предложил озаботиться вопросом, где проходит граница ответственности бизнеса гарантирующего поставщика (ГП) электроэнергии.
Его деятельность строго регламентирована государством, что не позволяет компании закладывать деньги на развитие, чтобы соответствовать определенным стандартам обслуживания потребителей.

Начальник Управления регулирования электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам РФ Максим Егоров рассказал, что вопрос стандартов обслуживания находится в стадии активного обсуждения. Растет значимость дистанционных способов взаимодействия с потребителями – личные кабинеты, сall-центры и другие сервисы, которые позволяют клиенту экономить время, а значит и деньги. Планируется, что стандарты регламентируют работу офисов энергосбытовых компаний, включая их оформление, материально-техническое обеспечение, удобство приема посетителей, время ожидания. В любом случае деятельность энергосбытовых компаний должна быть стандартизирована, уверен Егоров. Если компания не соответствует заданным стандартам, то ее нужно штрафовать, считают в ФСТ.

Позиция НП "ГП и ЭСК" в этой ситуации проста: если фиксируются определённые требования к обслуживанию сбытовыми компаниями, то и затраты на мероприятия по соблюдению таковых должны быть включены в тариф. В зависимости от специфики предприятия, региона, населения и т.д., необходимо при определении сбытовой надбавки установить повышающие или понижающие коэффициенты.
Действительно, получается так, что зарегулировав сбыт "от и до", потребитель хочет получить обслуживание как в банке, где экономика совершенно другая. При этом не стоит забывать, что доля сбытовой надбавки в общем тарифе на электроэнергию составляет незначительную часть - около 3-5%. Возникает вопрос: а возможно ли конкуренция гарантирующих поставщиков? Ведь у независимых сбытовых компаний есть преимущество: они сами выбирают "своего потребителя", как правило, крупное предприятие, затраты на обслуживание которого минимальны.

ФСТ предлагает ввести понятие "эталонный сбыт", затраты для которого являются тем максимум или, можно сказать, идеалом, к которому нужно стремиться. В этом, как считают в ФСТ, есть смысл конкуренции и конечная цель реформы. Необходимо отметить, что в разных регионах сбытовую надбавку определяют по-разному. Может быть, именно поэтому в регионах и сбыты чувствуют себя совершенно по-другому, и степень вложений в инфраструктуру, биллинговую систему неодинакова. Почему так происходит?
Здесь самое время вспомнить о платежной дисциплине и структуре энергопотребителей. По-прежнему предприятия ЖКХ, управляющие организации, водоканалы и котельные входят в список так называемых "неотключаемых" объектов, чем активно пользуются. В этой части необходима система финансовых гарантий, позволяющая улучшить ситуацию с платежами муниципальных и бюджетных организаций. Ведь проблема неплатежей автоматически транслируется на сетевые и генерирующие организации. Понимают эту проблему и федеральные чиновники. В Госдуму внесен проект об ужесточении мер в отношении неплательщиков. До минимума планируется сократить количество категорий "неотключаемых" абонентов.

"Везде в мире тебя спокойно могут отключить за неуплату, у нас же принято перекладывать свои проблемы на других", - говорит Максим Егоров.
Борьбу с неплательщиками поддерживают и  сами поставщики коммунальных ресурсов. Таким образом, подготовив почву для работы сбытовых компаний в сфере ужесточения ответственности потребителей, государство должно дать возможность для развития энергосбытовых компаний – гарантирующих поставщиков. ГП – это особый статус, и они не имеют возможности выбирать потребителя. Павел Сниккарс называет их «санитарами леса», то есть с ГП остаются те, кто не интересен независимым сбытовым компаниям. Как правило, это малый и средний бизнес, население, предприятия ЖКХ. Именно поэтому со стороны регулирующих органов должен быть взвешенный подход к формированию сбытовой надбавки. Руководитель Блока розничного бизнеса Группы "Интер РАО" Дмитрий Орлов отметил, что у любого бизнеса должна быть норма доходности. Сейчас если гарантирующий поставщик заработал прибыль, то регулятор в следующем периоде сокращает необходимую валовую выручку на эту величину. Возникает вопрос: если компания захотела направить прибыль на развитие, то почему у нее эту возможность отнимают?
Здесь возникает несоответствие: сбытовые компании лишены возможности включать инвестиционную составляющую. Как же повышать тогда качество обслуживания потребителей?
Зампред правления НП "Совет рынка" Олег Баркин озвучил основные моменты, которые, по его мнению, необходимо решить для повышения качества
обслуживания: ликвидация перекрестного субсидирования; выполнение инфраструктурной функции (качественный учет потребителей, ведение базы, коммерческий учет); решение вопроса по закреплению нескольких сбытовых компаний за одной точкой поставки; отсутствие препятствий для потребителя по переходу от одной компании к другой со стороны сетевых организаций.

Участники пришли к выводу, что реализуя все предложения по улучшению качества обслуживания, компании сделают первый шаг к эталонности: лицом энергетики в любом случае выступает именно сбытовая компания, которая является профессиональным посредником в отношениях с потребителями и рынком.

Примером такого разумного подхода может служить конкурс "Золотая опора" среди потребителей-юридических лиц, итоги которого подвел его организатор - "Интер РАО". Среди предприятий и организаций семи регионов России - зоны деятельности компании (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Саратов, Тамбов, Алтайский край, Орел), были отобраны лучшие и в торжественной обстановке награждены памятными статуэтками. От Саратовской области призером стало Управление "Саратовмелиоводхоз", который на протяжении многих лет остается надежным и добросовестным партнером "Саратовэнерго".

Комментарии - 0
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Комментариев нет, вы можете оставить первый комментарий.
видео
Фоторепортажи
Еще новости
Читайте нас в соцсетях
Новости партнеров
Архив новостей
  • «
  • 24 апреля 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку