В эти минуты в областной научной библиотеке проходит заседание совета Общественной палаты Саратовской области. Мероприятие посвящено намерению "Балаковских минеральных удобрений" (БМУ) расширить территорию для отвала фосфогипса.
Напомним, что, несмотря на то, что проект расширения прошел государственную экспертизу в 2012 г. и имеет положительные заключения 12 аттестованных экспертов, на общественных слушаниях в Балаково большинство участников высказались против расширения отвала. Сейчас балаковские экологи собирают подписи против реализации проекта.
Основная трудность состоит в том, как классифицировать отвалы фосфогипса. Это важно с экономической точки зрения, подчеркнул председатель ОП Александр Ландо. "Если считать фосфогипс отходами, то за его складирование предприятие должно платить 248 руб. за тонну, - пояснил он. - Если сейчас складируется около 53 т, то в зависимости от класса опасности получается, что ежегодно БМУ должно платить в казну от 600 млн до 1 млрд. Балаково эти деньги не помешали бы. Но пока фосфогипс считает вторсырьем и завод за тонну платит всего по 14 коп., то есть 400 тыс. руб. в год. Главная проблема в том, что БМУ имея 168 га для складирования, теперь просит еще 168 га".
Андрей Крупин, глава комиссии по экологии общественной палаты, сказал, что предприятие не занимается очисткой отвалов: "Фосфогипс очищается естественным образом - выветривается, вымывается дождем, тающим снегом. Сточные воды попадают в р. Иргиз, загрязняют почву, воздух. Те благоприятные цифры по исследованиям, на которые ссылаются на заводе, взяты из исследований фосфогипса в отвале, который уже был очищен именно таким образом".
"Мы используем самый экологически чистый апатит на свете, его привозят с Кольского полуострова. После его переработки образуется минимально возможное количество фосфогипса - сказал гендиректор "Балаковских минеральных удобрений" Алексей Грибков. - Данные, которыми апеллируют наши оппоненты, датируются 2003-2005 гг. После этого мы кардинально переделали систему очитки. Сточные воды в Иргиз не попадают, мы их утилизируем самостоятельно. Начиная с 2005 г. у экологов не было к нам ни одной претензии, хотя проверки были постоянно. Проблемы с вторичным использованием, действительно, существуют, в мире перерабатывается всего 2% фосфогипса, но все же это никак не отходы. В год при хорошем раскладе, при грамотной разработке существующих проектов мы сможем перерабатывать до 500 тыс. т фосфогипса. Для нас главным показателем является то, что местные жители сами растаскивают по участкам фосфогипс, который мы вывозим. Если были бы проблемы с его безопасностью, его бы никто в дом не тащил".
Член ОП, бизнесмен Михаил Волков отметил, что, если отталкиваться от цифр, озвученных на мероприятии, то при благоприятном исходе на переработку балаковского фосфогипса уйдет 106 лет. Директор отраслевого НИИ "Фос Агро" Борис Левин, в свою очередь, сказал, что альтернативных вариантов складирования фосфогипса, кроме как на открытых площадках, пока не изобретено.