19 ноября на ИА "СарБК" прошла онлайн-конференция Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка в течение двух часов отвечал на вопросы пользователей. Читателей волновали как чисто утилитарные вопросы, так и темы, касающиеся развития государства и общества.
О "роскошном" образе жизни священников
Я знаю достаточно много архиереев Русской и других Православных Церквей. Никто из моих знакомых роскошного образа жизни не ведет и не питаются черной икрой в качестве постной еды. Что касается иномарок, которые действительно стоят порой больше миллиона рублей, для архиерея она не роскошь, а средство передвижения. Дело в том, что в присяге во время рукоположения каждый архиерей дает обещание регулярно посещать все приходы своей епархии. Сделать это без хорошего автомобиля, не нуждающегося в еженедельном ремонте, очень сложно. Поэтому наличие иномарки, может быть и не одной, в епархиальном гараже, не роскошь, а необходимость.
Об обсуждаемых законах Госдумы
Наверное, как и любое творение человеческих рук, любые законы не стопроцентно совершенны. Но, в принципе, я считаю, что и защита чувств верующих — дело нормальное, если не доводить дело до абсурда. И в запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, я, право, не вижу ничего одиозного. Причем в данном случае мне кажется, что пропаганда среди несовершеннолетних и гомосексуализма, и просто ранних беспорядочных половых связей, одинаково безумна и вредна.
О восстановлении Александро-Невского собора
На сегодняшний день все наши хлопоты и усилия по восстановлению собора Александра Невского остаются безрезультатными. Это связано со многими причинами. Основная — это отсутствие поддержки во властных структурах. Что касается честных останков епископов Авраамия и Евфимия, дело в том, что они находятся, как вы правильно сказали, предположительно под восточной трибуной стадиона. Для того чтобы начать их искать, нужно разобрать эти восточные трибуны и раскопать значительную часть стадиона, потому что мы не знаем точно, где находятся захоронения. Это потребует закрытия стадиона на определенное время, и на это его нынешние хозяева идти категорически отказываются. Захоронение игумении Антонии было на Воскресенском кладбище, ее могила была известна, поэтому перенесение ее останков совершилось без проблем.
Об обидах на "коррупционную" власть
Христианин должен молиться обо всех, даже о своих врагах, тем более, о тех людях, которые ему по той или иной причине не нравятся. Можно много говорить о сегодняшней власти, но всегда нужно держать в уме одну старую истину о том, что каждый народ имеет ту власть, которой он достоин. Главное ― стараться самому жить по совести, и делать все, от тебя зависящее, для того чтобы помочь жить по совести тем людям, которые нас окружают.
О недостатке храмов в Саратовской области
В Саратове сегодня больше храмов, чем лет десять назад (сейчас их 39), но пока еще меньше, чем их было до революции (45). При том, что Саратов тогда, как вы сами знаете, был гораздо меньше: в нем проживало всего около 200 000 человек. Сегодня – примерно 840 000 человек. Вот и давайте сделаем нехитрые арифметические упражнения – найдем соотношение количества храмов к количеству жителей. Достичь дореволюционного соотношения – из разряда очень далеких перспектив, а сегодня я считаю, что нормально иметь 1 храм на 10 000 человек. Поэтому, если из общего числа жителей Саратова вычесть примерно 10% мусульманского населения, то, я думаю, что 70–75 храмов для нашего города было бы вполне достаточно.
О переходе в другие религии
Разного рода протестантские деноминации, или в просторечии – секты, хлынули в нашу страну в самом начале 90-х годов. В это время духовный вакуум был огромен, а православная церковь тогда еще не имела возможностей ответить на массовый запрос людей, нуждающихся в духовном окормлении – просто в силу отсутствия достаточного количества храмов и священников. В то же время иностранные миссионеры, хлынувшие в Россию, хорошо снабженные и не имевшие никаких административных преград, собирали стадионы и дворцы культуры. Я очень хорошо помню, как в Москве такие мероприятия проводились в спорткомплексе Олимпийский и собирали огромные толпы людей, привлеченных бесплатной раздачей литературы и гуманитарной помощи. С тех пор у нас много такого рода сект, и в них достаточно, в том числе и русских, людей. Это плохо, но такова данность, в которой мы живем сегодня. Церковь старается переломить эту ситуацию и борется с сектантами, проповедуя неповрежденное апостольское учение.
Что касается ислама, здесь ситуация сложнее. Как Вы, наверное, уже заметили, часто ислам принимают люди с определенным внутренним настроем на агрессивное отчуждение от окружающего социума.