Гостем программы "Между нами" на радио "Эхо Москвы в Саратове" 17 октября стал заместитель генерального директора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Павел Кузнецов. В эфире он рассказал о финансовой ситуации на предприятии, планах по обновлению подвижного состава, разработке проекта скоростного трамвая и т.д.
О долгах МУПП:
"Огромных долгов у нас нет, есть неоплаченная текущая задолженность за поставленную электроэнергию за несколько месяцев. Это произошло не впервые за долгие годы, такие ситуации были и ранее. И были они неоднократно, и мы из них выходили. Идет инфляция, цены на электроэнергию растут существенно. То, что раньше стоило 8-10 млн, сейчас - 33 млн. На 1 октября наша задолженность составляла 33 млн., на сегодняшний день она миллиона на 2-4 еще подросла. Текущие счета тоже сейчас выставлены.
Но повышения доходов предприятия при этом не происходит по той простой причине, что основной наш контингент, это льготники всех категорий. Если за 100% взять всех наших пассажиров, то 65-67% - это льготники, 51% из них - это социальные льготники. Далее идут муниципальные льготники - это студенты, пенсионеры, учащиеся, их еще 14-16%. Эти пассажиры не оплачивают установленный тариф, который сейчас составляет 12 руб. Полный проездной билет стоит 600 руб., льготный социальный проездной, в том числе для школьников - 150 руб., для пенсионеров и студентов - 300 руб.
Получается, что помимо 150 руб., которые мы получаем от льготника, 100 руб. еще идут в качестве компенсации от правительства области. Разница составляет 350 руб., и ее никто не компенсирует, отсюда и растут долги. С 1 февраля стоимость проездного, казалось бы, увеличилась на 100 руб., но при этом компенсация уменьшилась на те же 100 руб., т.е. для нас ничего не изменилось".
О том, как отстаиваются интересы предприятия:
"Мы кому только не писали: и зампреду правительства, и в Общественную палату, и в комитет по транспорту… Вопрос не решен до сих пор. Второй вариант – это подача судебного иска. В первую очередь это иск в адрес министерства финансов РФ, который подавался о компенсации затрат на перевозку до 2009 г., мы его выиграли. Сейчас по сроку исковой давности мы можем подавать иски с 2010 г. по настоящий момент.
По прежним искам к минфину было удовлетворено 500 с лишним миллионов рублей, хотя сумма была заявлена немножко больше. На часть этих средств мы обновили подвижной состав. Мы подавали иск по региональным льготникам и на областное правительство на 186 млн, и там тоже было положительное решение.
Сумма долга всегда динамична, так как накапливаются долги, прочие обстоятельства. На текущий момент в региональном плане это примерно 743 млн. Дело в том, что несколько лет назад тариф был 7 руб., а сейчас - 12, поэтому долг так сильно возрос. Получается, что все затраты увеличивались, а компенсация не увеличилась – она какая была в 2009 г., такая и осталась".
О количестве единиц подвижного состава, маршрутах и работниках:
"Количество подвижного состава, конечно, уменьшается. Последнее приобретение по трамваям было в 2008-2009 гг., тогда мы купили 23 вагона, по троллейбусам обновлялись примерно в то же время, и приобрели более ста новых единиц. Всего трамвайных вагонов у нас 221 штука, троллейбусов - 182. При этом при советской власти максимально было 313 трамваев и 217 троллейбусов.
По маршрутам работают 11 троллейбусных и 10 трамвайных, хотя еще не так давно было 12 и 12. По количеству работников: сейчас примерно 2317 чел., в хорошие годы эта цифра доходила до 2850".
О судьбе городского электротранспорта и скоростном трамвае:
"Во всех городах страны, кроме самых финансируемых, типа Москвы, идет снижение доли электрического транспорта. Есть города, в которых он уже давно закрыт полностью. В Воронеже был троллейбус, а потом его убрали. Сейчас пытаются восстановить, но это не представляется возможным сделать. Наша позиция такая: ликвидация электрического транспорта в целом - трамваев, троллейбусов или любого другого транспорта большой вместимости — это очень плохо для города в любом случае.
Не думаю, что закроют саратовский "Горэлектротранс". Если дороги более-менее отремонтируют и возьмутся за нас, будут строить скоростные маршруты, все пойдет прямо в противоположную сторону.
По поводу проектирования сети скоростного трамвая могу сказать, что проектную организацию найти не сложно, были бы деньги, а денег сейчас нет. Это может быть и зарубежная компания, вот в Волгограде новую ветку скоростного трамвая делали немцы. Мы организацию выбрали, поговорили об этом и все. Ситуация пока на нуле".