Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью

  • 10:19, 19 сентября 2013
  • Комментариев[1]
В Саратове хотят открыть памятник "погибшему" авиационному заводу. Открытие монумента, на котором можно будет прочитать краткую историю предприятия, имена руководителей и летчиков, запланировано в сквере им. Авиазаводов 28 октября. Думается, нет смысла рассказывать об истории "гибели" авиазавода - в начале 2000-х он был призван собирать комбайны, а потом и вовсе обанкротился. Тогда это преподносили, как благо, хотя у работников умирающего предприятия было совсем другое мнение на этот счет. И вот сегодня исчезнувшему заводу собираются устанавливать памятник. Хотя, по сути, памятник заводу есть — в калифорнийском городе Санта-Моника (США).
ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью

Там, в частном авиационном музее находится и привлекает внимание посетителей истребитель ЯК-3, произведенный на САЗе. Как он там оказался и на каком основании находится — отдельная история.

Во времена Великой Отечественной войны колхозник Ферапонт Головатый приобрел на собственные деньги 2 истребителя ЯК-1 и ЯК-3 у Саратовского авиационного завода (стоимость каждого — 100 тыс.руб.) и передал их летчику-истребителю, уроженцу Саратовской области Борису Еремину.

"Самолеты колхозников помогли Красной Армии нанести немцам под Сталинградом такой удар, после которого они уже не смогли оправиться. Я все время слежу за боевыми действиями моего самолета. Гвардии майор Еремин — герой Сталинградской обороны... сообщил мне, что самолет мой, на котором ему удалось уничтожить немало фрицев, хоть и цел, но уже износился. Век ведь у самолета короткий. Получив это сообщение, я решил сделать Красной Армии новый подарок — купить новый самолет, для чего вношу 100 тыс.руб.", - такое письмо перед покупкой ЯК-3 написал Ферапонт Головатый верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Оно было опубликовано в газете. На покупку самолетов колхозный пасечник отдал все свои сбережения. В конце письма Головатый попросил у Сталина разрешения на покупку. Сталин отказать не смог.

"Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович за вашу заботу о Воздушных Силах", - говорится в ответе верховного главнокомандующего. На этом самолете Борис Еремин летал до конца войны.

После ее окончания ЯК-1 находился в краеведческом музее Саратова, сейчас - в музее Боевой Славы на Соколовой горе, ЯК-3... С ним вышла интересная история. До знакового 1991 года самолет пребывал в ОКБ им.Яковлева в Москве, а затем ОКБ заключило договор с американской музейной фирмой "Ганнел". И ЯК-3 был передан для экспонирования в калифорнийский музей авиации в Санта-Монике сроком на 4 года. Однако по имеющимся данным, в Россию истребитель так и не вернулся. Летчик Еремин до последних дней писал во всевозможные инстанции с просьбой вернуть самолет на Родину, но безрезультатно. В своих письмах начальнику центрального музея ВВС Александру Гончарову он рассказывал, что Александр Яковлев (изобретатель самолета) и его сын, который ведал музеем ОКБ, доказывали, что самолет, который у них находился, не являлся самолетом Головатого, и им безразлично, кто его приобретал.

Родственники Головатого обратились к Еремину с просьбой восстановить доброе имя их предка и разобраться в ситуации. Была создана специальная правительственная комиссия с участием генералов, которая подтвердила, что самолет ЯК-3 в музее ОКБ им. Яковлева -подлинный.

Позже уже сам руководитель музея ВВС Гончаров написал похожее письмо на имя председателя госдумы Павла Селезнева, в котором просил депутатов посодействовать возвращению реликвии на родину.

Вот только блогеры-путешественники рассказывают: героический ЯК-3 так и остался в США, и украшает собой экспозицию калифорнийского музея.

А Герой Советского Союза Борис Еремин скончался в 2005 году, так и не дождавшись возвращения своего железного союзника на родину.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
Новые материалы
  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

  • 17.04.2024, 17:51 Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году

    Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня. Но вместе с тем в регионе заговорили о противоположной угрозе - низком уровне воды в Волгоградском водохранилище. Долго напоминать об этой проблеме не пришлось - прошлой осенью рекордное обмеление Волги жители области называли не иначе как катастрофой. СарБК выяснял, почему вопрос о наполнении водохранилища стал актуальным во время весеннего паводка - периода, когда водоем наполняется талыми водами.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 сентября 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x