Авиадиспетчеры требуют от министра транспорта Максима Соколова и главы Росавиации Александра Нерадько принять срочные меры, чтобы в начале осени не произошло коллапса в обеспечении безопасности воздушного движения. Как следует из писем в Минтранс и Росавиацию, в ближайшие дни истекают сроки действия свидетельств у 10% авиадиспетчеров Саратова, через неделю — у 70%, а значит, в соответствии с федеральными авиационными правилами их не допустят к работе. Аналогичная ситуация, утверждают в Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России (ФПАД), сложилась по всей стране. Об этом пишут "Известия".
"Последствия очевидны - из-за нехватки персонала неизбежно произойдет сбой в работе всего воздушного сообщения и в обеспечении безопасности полетов, чем это может закончиться для простых авиапассажиров даже страшно представить", — заявил глава ФПАДа Сергей Ковалев. В Росавиации уверяют, что вопрос уже решен и соответствующий приказ издан, однако источники в авиационных кругах говорят, что его в любой момент могут оспорить как незаконный.
Кроме Саратова в похожей ситуации оказались авиадиспетчеры Благовещенска, Краснодара, Сочи, Владикавказа, Нальчика, Ставрополя, Минвод, Волгограда и др.
"Все авиадиспетчеры каждые два года должны проходить переаттестацию, в начале осени она должна пройти у десятков специалистов всех южных городов, — рассказывает Юрий Батагов, председатель Профсоюза работников организации воздушного движения Юга России. — Раньше это происходило в Ростове-на-Дону, где работала территориальная высшая квалификационная комиссия (ВКК), которая продлевала свидетельства. Однако 6 августа работа ВКК по всей стране была прекращена, и получилось, что теперь продлевать свидетельства, без которых авиадиспетчеров не допустят к работе, просто некому".
Работу ВКК ГА (гражданской авиации) по всей стране регулировал приказ Росавиации от 25.06.2012 г. N 389 "Об организации работы Высшей квалификационной комиссии ГА". Недавно он был отменен, поскольку суд признал, что, подписав его, глава Росавиации Александр Нерадько превысил свои полномочия.
"Нормативно-правовую базу, по которой работают ВКК, должен прописать Минтранс и утвердить в правительстве, — объясняет Ковалев из ФПАДа. — Собственно, суд отменил прежний приказ, потому что этого не было сделано. Получилось, что работа комиссий не прописана юридически, а их решения — ничтожны".
Впрочем, по словам Ковалева, все, что касается законного оформления тех или иных решений в Минтрансе и правительстве, становится многомесячной историей. Так, к примеру, было с регулировкой радиообмена диспетчеров.
"Документы не подписывались девять месяцев, пришлось даже об этом писать Медведеву. Ответ пришел через два месяца - в тот же день все документы были оформлены должным образом", - рассказал Ковалев.
В Росавиации утверждают, что вопрос с деятельностью ВКК и территориальных КК уже решен. Официальный представитель Росавиации Сергей Извольский сообщил изданию, что новый приказ, регулирующий деятельность комиссий, подписан в понедельник.
"Речь идет не только об авиадиспетчерах, но и о широком круге авиационных специалистов: пилотах, бортпроводниках, инженерно-техническом персонале. Приказ подписан в соответствии с положением о Росавиации", - подчеркнул Извольский.
Однако источники в авиационных кругах считают, что его в любой момент может оспорить Ространснадзор и транспортная прокуратура.
Сергей Ковалев говорит, что новый приказ Росавиации, подписанный вчера, может быть отменен, "потому что иначе в случае авиационного происшествия ответственность будут нести и прокуроры, и надзирающие из Ространснадзора, которые своевременно его не отменили".
"Это их прямая обязанность следить за тем, чтобы приказы соответствовали федеральным законам, а тут до сих пор нет основополагающих документов, - удивляется Ковалев. - Конечно, его отменят - кому ж охота в случае чего идти в тюрьму".
В Минтрансе "Известиям" сообщили, что пока не получили письмо от авиадиспетчеров. Источники в авиационных кругах утверждают, что Росавиация еще весной направляла свои предложения по нормативно-правовому урегулированию этого вопроса в Минтранс, но ответа не получила.