Бывшая судимость, даже погашенная, может стать причиной отказа россиянину в замещении государственной должности. Сейчас такое ограничение действует только в отношении парламентариев. Впрочем, член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов (ЕР) решил существенно расширить список должностей, которые не смогут занять осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Теперь туда попадут должности полицейских, учителей, воспитателей детсадов, мэров, депутатов местных законодательных собраний и многие другие.
"Я считаю неправильным, что, согласно Уголовному кодексу, спустя несколько лет человек считается несудимым и может быть устроен в органы юстиции, работать в школе, избираться в думу или другие органы власти, — пояснил Костунов. — Тем более что трудовое законодательство запрещает привлекать судимых за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и свободы личности, общественной безопасности и ряда других к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, а также избираться в органы государственной власти".
Таким образом, депутат предлагает внести поправки в УК РФ, которые приведут законы к единому знаменателю, чтобы избавиться от разночтений в разных статьях законодательства.
Инициатива Костунова уже обсуждается в Госдуме, причем его коллеги поддерживают столь строгие меры в отношении бывших преступников. "В органы власти нельзя допускать убийц, насильников и педофилов, даже если их судимость погашена. У нас достаточно достойных людей, чтобы работать на таких постах", — уверен единоросс Валерий Язев.
Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов хотя и согласен с необходимостью ужесточения законодательства в этой сфере, опасается, что при несовершенстве российской системы правосудия предложение Костунова может стать очередным инструментом в политической борьбе. "Порой у нас преступления вешают не на тех, кто их совершил на самом деле. Это надо иметь в виду и проработать механизм, чтобы этот закон не превратился в механизм борьбы, например, с неугодными политиками или кандидатами на важные посты", — отмечает Нилов.
Коммунисты по традиции выступили против поправок, предложенных представителем партии власти. Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев назвал законопроект Костунова антиконституционным. Он считает, что достаточно и нынешнего законодательства, устанавливающего ограничение на замещение важных должностей для людей, находящихся в местах лишения свободы и признанных недееспособными.
При этом эксперты более позитивно оценивают инициативу единороссов. Первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что сами россияне, скорее всего, воспримут новые ограничения положительно.
"Вряд ли кто-то станет протестовать против запрета насильникам, даже погасившим судимость, работать в школах и детских садах. Это выглядит вполне оправданно. Однако отбор статей должен быть очень осторожным", — предостерегает эксперт.
Интересно, что среди современных российских политиков многие имеют погашенную судимость. Правда, в основном они совершали экономические преступления, которые не помешают им занимать должности в органах власти. Хотя существуют и исключения: так, бывший сенатор от Пензенской области Борис Шпигель был осужден в 1982 г. на три года по ст. "Развратные действия в отношении несовершеннолетних". Об этом сообщают "Известия".