Представитель группы компаний "СетьСтрой" Александр Смирнов представил депутатам саратовской областной думы и членам правительства проект канатной дороги между Саратовом и Энгельсом.
По предварительным расчетам, дорога пройдет от развязки автомобильного моста в Саратове по направлению к центру Энгельса (составит с линией автомоста острый угол) с остановкой на острове "Городские пески". Подвозить пассажиров к переправе будут двадцать автобусов. Длина трассы составит 5,2 км с общим перепадом высот 21 м. По ней со скоростью 22 км/ч будут двигаться 69 восьмиместных кабинок, вместе со специально оборудованной кабиной "скорой помощи". Время в пути составит 14 мин. 50 сек. Проезд в одну сторону будет стоить 40 руб. Примерный пассажиропоток - 1 тыс. человек в час. В ночное время по канатной дороге возможно будет перевозить грузы.
На "конечных" остановках в Саратове и Энгельсе планируется построить крупные торговые центры (это одно из условий окупаемости проекта). Для возведения центров может быть снесена часть ветхого жилфонда. По словам Смирнова, возможен и второй этап строительства канатки - еще одна ветка может связать Саратов и аэропорт в Сабуровке.
Объем финансовых вложений в строительство канатной дороги оценивается в 2,5 млрд руб.
"Собственный капитал компании - 12 млрд, мы эту схему реализуем полностью за счет собственных средств, - сказал представитель группы компаний "СетьСтрой" Александр Смирнов. - Но чтобы соответствующая инвестиционная строчка в бюджете появилась, нам нужна точка невозврата". Он пояснил, что на первом этапе за область заплатят 250 млн за проектно-изыскательские работы, а затем победитель конкурса инвесторов, коим должна стать "СетьСтрой", должен будет вернуть полученные средства.
"Государственно-частного партнерства здесь не будет абсолютно точно. Канатная дорога всегда будет находиться у частного инвестора. В дальнейшем инвестор может ее передать области, а может и не передавать", - уточнил Смирнов.
Глава администрации Саратова Алексей Прокопенко обратил внимание на серьезное удорожание проезда для горожан, которое вместо нынешних 28 руб. "туда-обратно" с учетом подъезда к конечным станциям канатки удорожает до 100 руб. Смирнов ответил, что в Нижнем Новгороде при окупаемости 40% дорога окупилась за 8 лет.
Ученые Саратовского государственного технического университета, специализирующиеся на технологии создания несущей части канатной дороги, не привлекались к обсуждению идеи строительства канатки. Об этом "СарБК" заявил доктор технических наук, профессор кафедры "Транспортное строительство" Игорь Овчинников.
"Понятно, почему это делается. Ведь мы можем начать задавать неприятные вопросы, например, как эвакуировать пассажиров в случае, если канатка по каким-либо причинам остановится. Красивыми картинками и эскизами уже будет не отделаться, - сказал профессор. - Или, к примеру, как организовать подвоз значительного количества пассажиров к местам посадки на канатную дорогу, не просчитав заранее загруженность улиц города. Другими словами, проблема обеспечения связи двух городов на самом деле системная и рассматривать ее надо в комплексе, с учетом возможности добраться до мест посадки по городским улицам через все пробки".
Специалист объясняет, что учитывать опыт Нижегородской области, где была построена похожая канатная дорога, надо с осторожностью. Канатка в том случае является всего лишь удачным дополнением к основному двухуровневому мосту через Волгу.
"Стоимость проекта в 2,5 млрд руб. немаленькая, хотя в Нижнем Новгороде она стоила "всего" 550 млн. рублей. Я полагаю, что сначала надо бы обеспечить капитальный ремонт моста Саратов – Энгельс, стоимость которого пока еще около 1 млрд рублей", - поясняет ученый. - На похожей канатке я ездил в Сингапуре. В качестве туристического варианта это неплохой выход из ситуации. Вагончики курсируют друг за другом, а вы рассматриваете красоты за окном. Однако, когда речь идет о довольно напряженном пассажиропотоке, который не останавливается практически круглосуточно, то поневоле одолевают сомнения в его целесообразности и безопасности".