Саратовские шедевры архитектуры - это и гордость, и боль для города. Общественники не перестают напоминать, что подавляющее большинство великолепных особняков, сейчас находится в ужасающем состоянии. Власти заявляют о том, что на содержание всех шедевров денег не хватит и собирается существенно сокращать реестр памятников архитектуры. Так или иначе, но у горожан еще есть возможность полюбоваться на лучшие образцы купеческих усадеб и памятников имперской России.
1. Особняк губернатора Петра Столыпина (Вольская, 22).
В 1903 г. будущий дом саратовского губернатора представлял собой недостроенный особняк мукомола Карла Рейнеке. И именно это здание специальная комиссия из Москвы одобрила для покупки для семьи нового губернатора. Проектом достройки дома занимался инженер-архитектор Александр Клементьев.
На первом этаже размещались бытовая зона, шинельные (гардеробы), гостиная, столовая и спальные комнаты для прислуги. На втором размещались кабинет и приемная губернатора, кабинеты чиновников по особым поручениям, холл с комнатами отдыха и просторный бальный зал. Во всех помещениях были наборные паркетные полы, комнаты были расписаны в восточных традициях и в стиле немецкого Ренессанса.
Сейчас в бывшем губернском особняке располагается областной противотуберкулезный диспансер. В 2003 г. здесь был проведен ремонт и внутренняя отделка с шикарной лепниной и стеклянным куполом, которые уже начали разрушаться, была закрыта гипсокартоном. Технология "консервации" предполагает возвращение былых красот, однако перед этим для учреждения и его пациентом надо найти новый "дом". Со столыпинских времен в особняке сохранился незакрытым (один из девяти) величественный камин, который до сих пор полностью исправен, и венецианское зеркало 18 века.
2. Усадьба князя Ивана Баратаева (Мичурина, 123).
Дом, который считается одним из архитектурных шедевров Саратова, был построен в 30-е гг. 19 века. Взвоз, рядом с которым находилось строение до конца 18 в., названия не имел до тех пор, пока в особняке не поселился Иван Баратаев: с тех пор он стал Князевским.
Одиннадцать больших окон первого этажа, лоджия и мезонин с балконом выходили на Волгу, во дворе располагался шикарный фруктовый сад. Изящное строение казалось еще "стройнее" из-за колонн. Мезонин с крутым фронтоном завершали силуэт, лоджия и балкон дополнялись красивой балюстрадой.
После революции княжеский дом разгородили фанерой, повесили вместо неприподъемных дубовых самодельные двери. В качестве коммуналки она существует и по сей день. О том, что особняк является памятником архитектуры, напоминает лишь табличка на фасаде - красивый фасад давно облупился, а колонны угрожающе разрушаются.
3. Усадьба мукомола Петра Шмидта (Радищева, 14).
Дом представителя могущественной династии предпринимателей Петра Шмидта был возведен в 1890 г. по проекту известного саратовского архитектора Александра Салько. Балкон и лоджия раскрывали один из фасадов на Волгу, а другой фасад с ажурным навесом над входом и кирпичным узором на воротах выходил как раз на ул. Никольскую (Радищева). Угловой эркер стал ориентиром для всех прохожих. В 1924 г. здесь поселился Дом работников просвещения им. А.В. Луначарского. Сейчас он представляет собой собрание жилых помещений и офисных комнат. Архитектурное состояние усадьбы далеко до приемлемого - в здании периодически течет крыша, подмывая фундамент и разрушая некогда величественную отделку.
4. Особняк вице-губернатора Адольфа Тилло (Сакко и Ванцетти, 40).
Дом Тилло считается единственным в Саратовской области образцом мавританского стиля с большим куполом, башенками и изящным резным орнаментом в оформлении фасада. Здесь разместился первый в империи музей Петра Столыпина уже через несколько дней после его убийства. Так же здание занимала Саратовская ученая архивная комиссия.
С приходом советской власти рабочие снесли купола и башенки - особняк стал жилым домом для работников зоотехническо-ветеринарного института. Дом, "радующий" трещинами, дырявой крышей и прогнившей коммуникацией, уже не единожды предлагали вновь сделать музеем Столыпина, которого в Саратове до сих пор нет. Однако пока дальше идей дело не пошло.
5. Усадьба купца второй гильдии Владимира Парусинова (Московская, 53).
Семейство главного маклера саратовской биржи в 19 в. приобрело большой дом в три этажа для собственного проживания. Особняк называют образцом старинной городской усадьбы середины века. Он отличается от других показательно шикарных особняков, не изобилует лепниной и украшениями. Зато внутри прихожая, гостиные, зал, столовая, буфетная и прочие помещения для приёма гостей были уставлены дорогой мебелью, увешаны люстрами, множеством зеркал.
На последнем этаже размещались рабочий кабинет, обширная библиотека, спальные покои и другие жилые комнаты. В цоколе проживала дворовая прислуга: конюхи, кучер, дворник. Прислуга комнатная жила в пристройке к юго-западному углу дома. На всю двора тянется фруктовый сад: яблони, вишни и сливы. Нашлось здесь место так же и для конюшни с сеновалом, каретника, дровяного сарая, плотницкой, прачечной, ледяных и засолочных погребов.
Бывший особняк, поражающий воображение, сегодня кажется обычным обветшавшим домом с убогими лестничными пролетами и неприлично маленькими комнатами.
6. Особняк мукомола Константина Рейнеке (Соборная, 22).
Особняк в стиле модерн для предпринимателя построил архитектор Федор Шехтель. Особенностью дома стало то, что у него нет главного фасада. Броская и ассиметричная часть выходит на Соборную улицу, над парадным входом располагалось большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука. Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу идут перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. В этом здании удачно и торжественно совмещаются различные материалы - глазированные кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и черепица.
Дому Рейнеке повезло больше, чем всем его архитектурным "коллегам". Он находится в хорошем состоянии и регулярно подвергается ремонту. Здесь находится областной госпиталь ветеранов войн.
7. Особняк купца первой гильдии Павла Репина (Чернышевского, 209).
Павел Репин был одним из первых в Саратове "пароходчиков" - он владел обществом "Купеческое пароходство". Особняк 19 в. с колоннами сохранил старинную ограду и массивные деревянные ворота. О бедственном состоянии дома было заявлено на разных уровнях, сейчас там квартируются только собственники жилых помещений. Ожидается, что вскоре дом может быть снесен, а на его месте выстроен десятиэтажный дом.