Депутат Госдумы от "Справедливой России" Михаил Сердюк подготовил законопроект, дающий водителям возможность официально купить нужный атомобильный знак. В ЕР заявили, что согласны с идеей коллеги и пообещали в скором времени собрать специальную комиссию для рассмотрения всех предложений по этой теме. Таким образом депутаты рассчитывают побороть коррупцию в ГИБДД и пополнить бюджет России теми деньгами, которые уходят у автолюбителей на нелегальную покупку.
"Для начала мы предлагаем ввести повышенный тариф для тех, кто хочет получить регистрационный знак с "красивым" набором букв или цифр. Это будет стоить в 100 раз дороже обычной госпошлины на получение номеров. Вы платите 150 тыс. рублей, и они ваши", — пояснил Михаил Сердюк.
Купить "красивые" номера официально у государства будет дешевле, чем на черном рынке. Эксперты уточняют, что цены на престижные сочетания, судя по предложениям в Интернете, колеблются от 30 тыс. руб. до 1,3 млн руб. Например, за номер с тремя четверками придется заплатить не менее 30 тыс., а за знак ААА — уже 450 тыс. Самыми дорогими считаются номера серии АМР, которые традиционно ставятся на автомобили членов правительства, сотрудников администрации президента и других крупных чиновников, — такие номера стоят 1,3 млн рублей.
Фиксированная плата за номер, по замыслу Сердюка, в будущем сменится открытыми интернет-аукционами (сразу переходить на такую систему депутат считает рискованным из-за сложности). Так, по его мнению, в бюджет поступит больше средств, чем при продаже знаков за единую цену.
"Поступившие в бюджет деньги не должны исчезать, это должно быть целевое расходование — например, на дорожный фонд. За счет продажи номеров мы сможем отремонтировать дороги", - надеются в Госдуме.
Председатель комитета по транспорту Евгений Москвичев заверил, что профильный комитет готов дать оценку законопроекту Сердюка, как только он поступит на рассмотрение.
Бывший начальник главного управления ГАИ-ГИБДД, сенатор Владимир Федоров также уверен, что контролировать продажу номеров должно именно государство. Но он предлагает другую схему продажи регистрационных знаков.
"Граждане должны получить право выбора из тех номеров, которые есть в распоряжении ГИБДД на момент регистрации автомобиля. Это будет самый дешевый вариант. А за дополнительные деньги можно будет даже заказать номер исходя из ГОСТа. Правда, я уверен, что это должно быть принято решением правительства, а не законопроектом", — пояснил Федоров.
Председатель Общероссийского движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что с помощью официальной продажи "красивых" номеров удастся не только пополнить бюджет, но и улучшить дорожно-транспортную обстановку в целом.
"Сейчас сотрудники ГИБДД предпочитают не связываться с владельцами блатных номеров. Если же они будут знать, что этот номер просто стоил дороже, то смогут спокойно останавливать нарушителей", — рассуждает эксперт.
Во многих странах власти уже давно торгуют "красивыми" номерами, но схемы таких продаж могут быть разными. В США и Эстонии автолюбители могут попросить изготовить регистрационный знак под заказ за дополнительные деньги. В Великобритании с 1989 г. проводят аукционы, причем за это время, по данным Михаила Сердюка, бюджет страны пополнился уже на 1,5 млрд фунтов стерлингов. Самый дорогой знак был продан в Арабских Эмиратах в 2008 г. — регистрационный номер состоял из одной цифры "1" и обошелся покупателю в 14,5 млн долл., пишут "Известия".